Размещение отходов - это что такое?

Размещение отходов – это хранение и захоронение отработанного сырья в специальных местах либо на спецобъектах. К последним относят полигоны, комплексы, участки недр, сооружения и так далее. На их использование должно быть выдано разрешение компетентным исполнительным органом. Некоторые предприятия осуществляют размещение и обезвреживание отходов. Эта деятельность подлежит лицензированию.

размещение отходов это

Особенности хранения

Размещение отходов – это достаточно специфичный вид деятельности. Хранение отработанного материала может быть длительным или кратковременным. В последнем случае речь идет о размещении на период до 11 мес. Такая деятельность называется накоплением. Если хранение осуществляется в течение срока, превышающего указанный, то говорят о складировании отработанного материала. Отходы, не подлежащие последующей утилизации, подвергаются захоронению. Оно осуществляется в специальных хранилищах, предотвращающих проникновение вредных соединений в окружающую среду.

Особенности лицензирования

Законодательство устанавливает обязательное получение лицензии на размещение отходов. Это разрешение выдается на конкретные виды отработанного сырья. Лицензия, которая была получена до 01.07.2015, действует до 01.01.2019. Перечень отработанного сырья, с которым планирует работать предприятие, перечисляется в приложении к лицензии. Размещение отходов, отсутствующих в перечне, считается незаконным. За деятельность по складированию отработанного материала взимается сбор за негативное влияние на окружающую среду. Исключение предусмотрено для случаев размещения безвредных отходов. Отсутствие негативного влияния на природу должно подтверждаться результатами мониторинга состояния окружающей среды.

коэффициенты за размещение отходов

Документы для лицензии

Существует стандартный перечень бумаг, необходимых для получения разрешения на размещение отходов. Это:

  1. Учредительная документация.
  2. Правоустанавливающие бумаги на объект, оборудование и отработанный материал.

Кроме того, необходимо предоставить дополнительно:

  1. Акт, подтверждающий ввод полигона в эксплуатацию.
  2. Проект места хранения.
  3. Документ о наличии природа радиационного контроля и сертификат с отметкой о поверке.
  4. Соглашение с профильной организацией об устранении последствий аварии.
  5. Программу контроля радиации.
  6. Св-во о прохождении специальной подготовки ответственного сотрудника предприятия.
  7. Протокол, оформленный по результатам общественных слушаний, проводимых по вопросу местонахождения объекта обезвреживания.
  8. Раздел ОВОС на место складирования.
  9. Положительное заключение, предоставленное Госэкологической экспертизой.
  10. Проект санитарно-защитной территории.
  11. Заключение санэпидемстанции. Оно должно быть положительным.
  12. Проект максимально-допустимых выбросов на площадку размещения отходов.
  13. Разрешение на сброс отработанного сырья.
  14. Документы, устанавливающие нормативы образования и лимиты размещения отходов.
    коэффициенты размещения отходов 2016

Требования к объектам

Размещение отходов производства и потребления - деятельность, которая достаточно жестко контролируется со стороны государства. В этой связи законодательство закрепляет требования к объектам, на которых происходит складирование отработанного сырья. Основные предписания раскрываются в 12 статье ФЗ № 89 и СанПиН 2.17.1322-03. Объекты, на которых будет производиться размещение отходов производства и потребления, должны определяться на основании гидрологических, геологических и прочих специальных исследований по правилам, установленным в законодательстве. На территориях площадок и в границах воздействия сырья на окружающую среду владельцы, лица, в управлении которых находятся соответствующие комплексы, должны вести мониторинг состояния природы. После завершения использования объектов указанные субъекты должны провести контрольную проверку и предпринять меры по восстановлению нарушенных участков.

Запреты

Не допускается захоронение отработанных материалов:

  • в пределах населенных пунктов, курортов, лесов, мест лечения и оздоровления граждан, водоохранных зон, в границах водосборных площадок, подземных объектов с водой, используемой для хознужд и питья;
  • в местах расположения ископаемых, выполнения горных работ, если есть риск загрязнения этих участков;
  • с содержанием полезных элементов для утилизации.

Законодательством также запрещено использование твердых бытовых отходов для рекультивации карьеров и земель. В процессе ликвидации выработок могут применяться вмещающие и вскрышные породы, материалы отработки черных металлов 4 и 5 кл.

СанПиН

В этом документе предусмотрено больше требований, чем в указанном выше ФЗ. Особенности размещения отходов, согласно СанПиН, зависит от их класса опасности:

  • 1 кл. – в контейнерах, бочках, цистернах.
  • 2 кл. – в пластиковых пакетах, полиэтиленовых мешках.
  • 3 кл. – в текстильных, бумажных, хлопчатобумажных мешках.
  • 4 кл. - насыпь.

Отдельный раздел СанПиН посвящен требованиям непосредственно к объектам размещения. Частично они дублируются положениями ФЗ №89. Проект размещения отходов формируется на этапе планирования места складирования. Площадь территории устанавливается с учетом возможности ее эксплуатации в течение 25 л. Объект должен быть выбран за пределами населенного пункта, места отдыха граждан.

размещение и обезвреживание отходов

Способы складирования

Хранение отработанного сырья может осуществляться:

  1. Терриконами.
  2. Террасами.
  3. В котлованах.
  4. Грядами.
  5. В траншеях.
  6. В емкостях.
  7. В цистернах.
  8. На картах.
  9. В накопителя.
  10. На платформах.

Объекты вносятся в реестр размещения отходов (ГРОРО). Запрещено складирование материалов в местах, не указанных в нем.

Срок получения разрешения

Лицензия на размещение материалов оформляется дольше, чем на транспортировку и сбор. Если говорить о ситуации, когда у заинтересованного лица есть все необходимые документы из перечня, приведенного выше, то общий срок получения разрешения составит около 5.5 мес. Оформление включает в себя подготовку обоснования, согласование в трех компетентных органах и две проверки. Однако следует отметить, что выдача документа на практике осуществляется в течение более продолжительного срока. Если у заинтересованного лица отсутствуют проекты СЗЗ и максимально допустимых выбросов, оформление затянется на время получения заключений по указанным документам. К примеру, по последнему акту оно выдается в течение 5 мес. При одновременном проектировании можно уложиться примерно в 6-7 месяцев. Однако в этом случае придется привлекать дополнительных специалистов. Экологическая экспертиза и общественные слушания займет не меньше 3-х мес. В результате самым реальным сроком представляется год-полтора. При этом у специалистов, занимающихся оформлением, должен быть четкий план-график.

проект размещения отходов

Проект нормативов размещения отходов

Для предотвращения отрицательного воздействия на природу при ведении хозяйственной или другой деятельности гражданами и юрлицами природопользователями установлены пределы допустимого влияния на окружающую среду. К ним относят нормативы образования и лимиты на размещение отходов (НООЛР). В случае их превышения субъекты хозяйственной и прочей деятельности несут ответственность, закрепленную законодательством. По общему правилу, проект нормативов утверждается на срок до 5 лет. При этом ежегодно осуществляется подтверждение неизменности процесса и применяемого сырья предприятиями. Оно осуществляется посредством составления отчета. Этот документ предоставляется в территориальные подразделения Росприроднадзора. Если проект разрабатывался с учетом установленных требований, то в нем будут присутствовать нормативы, максимально соответствующие реальному положению дел. Между тем зачастую при использовании расчетного метода специалисты допускают ошибки. В результате на протяжении первого года деятельности предприятия по проекту выявляются превышения установленных нормативов.

реестр размещения отходов

Решение проблемы

Природопользователи хорошо представляют себе, чем грозит им отсутствие нормативов. В процессе расчета ежеквартальной оплаты за негативное влияние на природу сумма будет существенно увеличена. Это происходит в связи с тем, что на случай превышения пределов законодательство устанавливает повышающие коэффициенты размещения отходов. 2016 г. был особенно показательным в плане привлечения природопользователей к ответственности таким образом. Стоит отметить еще один важный нюанс, связанный с расчетами. Повышающие коэффициенты за размещение отходов применяются и в случае, когда план НООЛР был разработан в соответствии с требованиями, нужные показатели были установлены, но в текущем периоде было образовано и складировано больше отработанного сырья, чем определено по документам.

Терминология

Лимитом на размещение отработанного сырья называют предельно допустимый объем отходов определенного типа, которые разрешено складировать конкретным способом на установленный период в специализированных объектах. При его расчете во внимание принимается экологическая обстановка на территории. Нормативом образования отходов является установленный объем отработанного материала определенного вида при выпуске единицы продукции.

проект нормативов размещения отходов

Конкретизация понятий

Лимит на размещение, учитывая указанные выше сведения, представляет собой максимальный объем отходов, который предприятие вправе накопить для последующей передачи на лицензированную площадку для продолжительного их хранения или захоронения. Он определяется в соответствии с вместимостью накопителей и предельного срока складирования до транспортировки на место утилизации. Однако данный подход к определению довольно расплывчатого понятия далеко не единственный. Согласно другому мнению, считается, что термин относится только к хранению/захоронению отработанного материала на спецобъектах и не включает понятие складирования на территории предприятия. Конкретизацию определений можно найти в Порядке, утвержденном по приказу Минприроды № 50 от 2010 г. В нем, в частности, указано, что нормативы образования отработанного сырья используются для установления ожидаемого их количества с учетом запланированных показателей объема выпускаемой продукции, выполненных работ или предоставленных услуг. В том же Порядке установлено и что правила разработки и утверждения НООЛР закрепляют требования к подготовке и представлению документации для определения максимально допустимых количеств материалов конкретного типа, направляемых на соответствующие объекты с учетом экологической обстановки на местности. Данное определение идентично формулировке, закрепленной в ФЗ № 89. В соответствии с этим, план нормативов устанавливает исключительно лимит на размещение, но не показатели образования отходов. Нарушение заявленных параметров приравнивается контрольными органами к административному правонарушению. Соответственно, ответственность наступает в порядке, предусмотренном КоАП.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.