Многие из нас наверняка хотели бы заняться профессиональным кинопроизводством, ведь лавры славы известных режиссеров иногда не дают покоя. Съемка кино – не такое уж и простое дело. И здесь мало иметь только профессиональные камеры и микрофоны для записи звука. На предварительном этапе, называемом pre-production, потребуется раскадровка. Это один из главных моментов, без которого нельзя в полной мере создать концепцию фильма, анимации, рекламного ролика или отдельно взятой сцены.
О том, что это такое и как выполнить такие действия, далее и пойдет речь. Кстати сказать, совершенно неважно, умеете ли вы хорошо рисовать или нет. В этом смысле раскадровку можно создать не на бумаге, а при помощи специальных компьютерных программ, хотя можно использовать и самые примитивные методы. Далее будет понято, почему.
Раскадровка: это что такое?
Как утверждают официальные и уважаемые источники, понятие раскадровки сводится к тому, что изначально создается некая условная последовательность рисунков с изображением персонажей и диалогов, с учетом ракурса, с которого камера будет снимать ту или иную сцену.
Таким образом, раскадровка – это графическое выражение концепции фильма или ролика с учетом некоторых технических аспектов, касающихся и игры актеров, и работы оператора. В любом случае хорошее кино создать без таких подготовительных действий не получится. И практически все современные режиссеры используют раскадровку в полной мере. Однако вопрос того, как делать раскадровку самостоятельно, стоит начать рассматривать с истории ее появления и внедрения в кинематограф.
История появления концепции
Из истории кинематографа известно, что первым, кто предложил подобную схему, был Уэбб Смит.
В данном случае речь идет о полнометражном фильме «Унесенные ветром», который был снят в далеком 1939 году.
Для игрового кино это было революционным новшеством. Но стоит обратить внимание, что в 20-х годах прошлого века впервые анимационный подход использовался в мультипликации для анимации концепции сюжета комиксов. И только в конце 20 - начале 30-х гг. такой прием получил широкое внедрение на студии Уолта Диснея. Так, вышли два короткометражных мультфильма, которые были полностью раскадрированы («Пароходик Вилли» и «Безумный самолет»). С тех пор эта концепция начала распространяться по остальным студиям и применяться в игровом кино.
Как сделать раскадровку?
Итак, вы решили выполнить графическое представление сюжета самостоятельно. Но как сделать раскадровку фильма, если вы не умеете рисовать?
В общем-то, рисование здесь не самое главное. Можно поступить, как обычный ребенок, умеющий рисовать на уровне «руки, ноги, огуречик – вот и вышел человечек». Тут основное внимание уделяется не художественному уровню прорисовки сцен и персонажей, а тому, как это будет выглядеть в будущем, какие диалоги будут произноситься актерами.
Соответственно, не последнюю роль играет сотрудничество с оператором. Например, батальные экшн-сцены в большинстве случаев снимаются с ракурса общего плана, чтобы показать масштабы действий. А вот когда снимается какая-то драматическая сцена, оператор использует приближенный ракурс, чтобы зритель в полной мере оценил переживания персонажей.
Раскадровка (примеры ее будут приведены ниже) предполагает также внесение в графическое представление используемых в будущем спецэффектов.
Весьма показательным в этом плане является прорисовка боя Нео и Морфеуса в первой части трилогии «Матрица». Сначала вся сцена была смонтирована в виде рисунков на компьютере, затем два дублера исполнителей главных ролей осуществили бой в реальности, и только после этого их изображения были заменены актерами Киану Ривзом и Лоуренсом Фишберном.
Какие моменты нужно учесть
Поскольку раскадровка - это общая концепция, подходить к ее созданию нужно очень ответственно. Многие современные режиссеры данный этап в создании кинофильмов или рекламных роликов откровенно недолюбливают. Ведь кроме работы с оператором, к непосредственному сотрудничеству придется привлечь и сценаристов (так как диалоги все равно придется прописывать).
Само собой разумеется, что придется уделить немалое внимание и специалистам, отвечающим за создание и наложение спецэффектов, без которых сегодня не обходится практически ни один фильм. Наконец, и внешность актеров играет не последнюю роль. Тут пригодятся советы гримеров и осветителей, чтобы исполнители ролей выглядели в кадре с самой выгодной стороны.
Упрощенные пакеты «аниматик»
Теперь непосредственно о создании начального проекта. Многие специалисты тем, кто не умеет рисовать или пользоваться специальным компьютерным ПО, советуют загрузить так называемые упрощенные шаблоны. Что это такое?
По сути, это некий пустой макет по типу тех, которые мы видим в комиксах. Тут есть несколько полей, предназначенных для прорисовки персонажей, заднего плана или ландшафта, и отдельно вынесенные области для текста. Иными словами, вы получаете грубый эскиз (кстати, эта методика и называется эскизной раскадровкой).
Часто применяемые программы
Однако вышеприведенный метод выглядит недостаточно эффективным в том отношении, что здесь нельзя точно учесть, в какой момент и где именно будет находиться камера оператора, и как вся сцена будет выглядеть при съемке.
В этом случае пригодятся программы для создания 2D- и 3D-изображений. Первый тип достаточно часто применяется при создании двумерных мультфильмов, второй используется в более сложной мультипликации и кино.
Для эскизов 2D можно использовать приложения вроде Springboard, ArtRage, Toon Boom Storyboard, StoryBoard Quick & Storyboard Artist или некоторые программы от Adobe.
Для создания трехмерных изображений подойдут программы типа SketchUp Pro и FrameForge 3D Studio, а для последующей обработки графики (или для создания анимированных объектов) пригодятся программные пакеты Lightwave 3D, D Studio Max, Maya, Blender 3d и т.д.
Естественно, не все программы являются бесплатными, а некоторые их них стоят достаточно дорого (цена может начинаться от ста долларов и выше). Тем не менее, если уж вам нужна толковая программа для раскадровки, придется малость раскошелиться.
А можно ли снимать кино без раскадровки?
Вопрос о применении создания эскизов сцен многие называют достаточно спорным. Можно, конечно, от раскадровки и отказаться. Но, как считается, это в основном подходит только креативным режиссерам, которые в процессе съемки фильма или ролика не боятся смелых экспериментов и больше полагаются на импровизацию (и свою, и оператора, и актеров).
Но думается, что без понимания общей концепции фильма или ролика снять что-то стоящее получится вряд ли. Поэтому стоит хотя бы приблизительно набросать себе какое-то минимальное количество эскизов. Это сродни тому, что без сценария кино не снимается. А раскадровка – это и есть практически тот же сценарий, но только выполненный графически.
Кстати сказать, даже Станиславский успешно применял описанную методику для постановки спектаклей в Московском Художественном театре. В частности, с использованием раскадровки была поставлена пьеса «Чайка» А. П. Чехова в 1989 году.
Заключение
Остается надеяться, что приведенный материал даст хотя бы начальное представление о раскадровке и ее сути. Тем, кто собирается заняться кинопроизводством, создание эскизов хотя бы на каком-то примитивном уровне освоить все же нужно. Это, кстати, подтверждается многими авторитетными режиссерами. И здесь речь идет именно об анимации, рекламе и игровом, а не документальном кино.