В социальном обществе каждый взрослый здоровый человек занимается трудовой деятельностью. Работоспособность каждого напрямую зависит от хорошего здоровья, поэтому своевременный отдых необходим любому человеку. Трудовой кодекс гарантирует нам отдых во время отпуска. Что такое отдых? Это процесс, восстанавливающий умственную и физическую работоспособность, а также душевные и моральные силы человека. Туризм – путешествие, целью которого могут быть познавательные, лечебно-оздоровительные, религиозные, спортивные направления. В последние десятилетия быстро развивается выездной туризм, позволяющий туристам путешествовать за границу. Туризм, помимо социальной направленности, имеет важную экономическую составляющую.
Технологии, классификации туризма
Экономическую эффективность туризма во многом определяет классификация его форм. Классификация – это группировка по схожим, однородным признакам, которые зависят от определенных целей. Каждую форму характеризуют своеобразные потребности туристов, определенный набор услуг, которые будут удовлетворять эти потребности. Производственно-обслуживающий процесс включает в себя:
- вид туризма;
- форму туризма;
- разновидность туризма.
В основе формы туризма лежит страновый признак, то есть пересекает или нет турист границу. По этому признаку выделяются две основных формы: международный (въездной, выездной) и внутренний туризм.
Внутренний туризм – отечественное направление, путешествие внутри страны, в пределах РФ лиц, которые постоянно здесь проживают. В свою очередь, он может быть социальным и самодеятельным. Обычно каждая страна заинтересована в развитии внутреннего туризма, так как при этом валютные ресурсы остаются внутри государства, это стимулирует экономику.
Международный туризм иначе называют иностранным, то есть это выезд или въезд в иную страну. Особенность выездного туризма – выезд граждан РФ за границу. Въездной туризм – путешествие лиц по нашей стране, не проживающих постоянно на территории РФ. Те фирмы, которые занимаются въездным туризмом, носят название принимающих (рецептивных) фирм. Россия - огромная страна, имеющая большой потенциал для развития туризма. К сожалению, туристические ресурсы используются у нас не в полную силу.
На развитие международного туризма влияет множество факторов, их можно разделить на три основные группы: социальные, экономические и демографические.
Туристический бизнес в России
В мировой экономике туристический бизнес является одной из самых развивающихся отраслей. Развитие туризма влияет на развитие экономического положения каждой отдельной страны. Мировая практика показывает, что по доходности туристический бизнес стоит на втором месте после нефтяного.
В России особенно важно развивать туризм, потому что эта отрасль благоприятна для роста малого бизнеса. Здесь не требуются значительные ассигнования, но есть перспектива привлечения в широких масштабах иностранных инвестиций. Сегодня туристическая отрасль в России находится в неустойчивом положении, чаще в теневых отношениях как с государством, так и с участниками туристического рынка.
Государство недополучает миллиарды, отказывая в поддержке развития въездного, выездного и внутреннего туризма, кроме этого, теряются тысячи рабочих мест.
Тем не менее туризм развивается и является одним из основных видов бизнеса. Россия занимает выгодное положение, она является частью европейского и азиатского континентов. Этот факт сохраняет ее самобытность, привлекает туристов со всего мира. Многие иностранцы на сегодняшний день стремятся посетить нашу страну и увидеть взаимопроникновение азиатской и европейской культуры. Хотя туристическая активность постепенно возрастает, все-таки на экономику страны данный вид бизнеса влияет мало. От доли мирового туристического потока нам принадлежит всего лишь 1 %. Тогда как в некоторых странах доля от туризма достигает 15 и даже 50 %.
Туристический бизнес в России больше полагается на развитие выездного туризма. Основная масса туристических операторов занимается направлением наших граждан за рубеж. Лишь некоторые работают на привлечение туристов к нам в Россию. Однако в последние годы эта тенденция стала меняться, въездной туризм стал развиваться более активно.
Международный выездной туризм
В международном туризме путешествующие лица покидают пределы страны постоянного места проживания, в этом виде туризма существуют свои особенности:
- требуется оформление документов на выезд;
- существует ограничение валютного обмена;
- при выезде и въезде туристы облагаются налогами, пошлинами, сборами;
- необходимость медицинского осмотра, оказание помощи туристам обязательно входит в услуги выездного туризма.
Все эти пункты являются обязательной частью международного туризма. Различия денежных единиц в какой-то степени влияют на свободу передвижения туристов, так же как и языковые барьеры. Этим существенно отличается международный туризм от внутреннего.
Экономическая особенность международного туризма в том, что он влияет на денежные балансы страны. Иностранные туристы, осуществляя денежные сделки в стране пребывания, активизируют валютный баланс, поэтому въездной туризм называют активным (он привлекает финансы в государство). Выездной туризм подразумевает отток денежной валюты из страны, поэтому его именуют пассивным. Деление на активный и пассивный происходит только в международном туризме.
Концепцию международного, национального туризма представляют в пределах страны четырьмя уровнями: в масштабах планеты (глобальном), группа стран (региональном), страновом, местном (в отдельном районе страны).
Цели выездного туризма
Существует классификация туризма, где за основу берутся цели путешествия. Здесь мнения исследователей расходятся. Большинство придерживаются мнения, что выездной туризм имеет своей целью либо развлечение и отдых, либо деловые намерения.
Путешествия для развлечений и отдыха. Это главная основа международного туризма. Здесь объединяются познавательные, развлекательные, оздоровительные, спортивные, любительские и другие поездки с целью отдыха. По статистике и наблюдениям можно судить, что повышенным спросом среди туристов пользуются путешествия в теплые страны к солнцу и морю. Любой отдых подразумевает также и развитие кругозора, познание чего-то нового, ознакомление с достопримечательностями, культурными ценностями стран пребывания. Благодаря развитию международного туризма люди получают возможность лично ознакомиться с культурой, населением другой страны, так формируются представления о других сторонах жизни. Познавательный туризм имеет большие масштабы, исследователи ставят его в ряд ведущих суботраслей, наравне со спортивной и оздоровительной.
Деловой туризм. Люди совершают путешествия в служебных целях, не получая дохода с места командировки. Деловой туризм охватывает разнообразные поездки на съезды, конференции, собрания, научные конгрессы, выставки, ярмарки, производственные семинары. К деловым туристам причисляются коммерческие агенты, водители, туристические гиды, стюардессы, которые по надобности своих профессий постоянно совершают поездки за пределы страны своего проживания.
Экономическая выгода
Въездной и выездной туризм имеют разную экономическую выгоду для страны. Въездной туризм (активный), как уже говорилось выше, намного выгоднее для экономики государства. Иностранный турист, посещая страну пребывания, ввозит валюту. Государственный бюджет при этом пополняется. К тому же в индустрии туризма увеличивается количество вакантных мест для рабочих. Это положительно влияет на занятость населения, в том числе на уплату налогов в бюджет, а также поднимает общий уровень жизни населения.
Выездной туризм РФ в этом плане будет менее выгодным для государства. Связано это с вывозом валюты за рубеж. Доход в экономике появится только от налогов, которые оплатят туристические фирмы, отправляющие туристов в поездку. Новые рабочие места получат только работники конкретной туристической организации, в сфере перевозки, отправки. С другой стороны, при массовом внутреннем и выездном туризме доход государство получает немалый. Например, в Венгрии почти каждый гражданин за год путешествует дважды. В нашей стране зарубежные поездки могут позволить себе только два процента жителей. Связано это, конечно же, с низким уровнем доходов населения. Однако в последнее время выездной туризм в России все шире развивается, об этом свидетельствуют статистические данные о росте числа выездов за рубеж. По-прежнему россияне отдают предпочтение недорогим курортам, где благоприятствует отдыху теплый климат.
Международный туризм – стимулятор взаимоотношений
Из практики международных взаимоотношений видно, что на всех этапах развития международный туризм является фактором, способствующим потеплению взаимоотношений между народами и государствами, укреплению дружбы и мира. Также происходит стимулирование развития культурных, торговых, внешнеэкономических отношений, общего международного сотрудничества.
Основные цели международного туризма:
- Укрепление при помощи туристских связей доверия и положительных взаимоотношений между странами.
- Развитие торговых и экономически взаимовыгодных отношений.
- Расширение контактов, связей по линиям культурных, научно-технических организаций и личностей.
- Создание взаимовыгодных условий для обмена туристами. Организация технического обмена данными, разработка стандартов, упрощение формальностей, технологий выездного туризма.
Международный туризм в сотрудничестве имеет две основные формы: соглашения на двусторонней основе и на многосторонней основе. На сегодняшний день практика подписания таких соглашений остается в силе. Контроль за выполнением возложен на туристические национальные администрации. Представители встречаются регулярно, подводят итоги и планируют работу на будущий год. Задачами и целями таких туристских организаций являются:
- определения в направлениях современного туризма;
- содействие странам-членам этих организаций в развитии и продвижении туризма;
- экологические задачи по охране окружающей среды;
- сохранение культуры, наследия;
- сохранение мира и взаимопонимания между странами.
В целом на сегодняшний день насчитывается примерно двести международных организаций, которые имеют разный статус и профиль и занимаются вопросами развития международного общенационального туризма.
Организация международного туризма
Организация выездного туризма предполагает такие отношения между потребителями (туристами) и реализаторами (производителями услуг), когда последние, сотрудничая с транспортными, страховыми компаниями, банками, обеспечивают потребителю выполнение услуг международного туризма. Основными единицами в организации на рынке туризма являются туристические фирмы и туристические агентства.
Туристические агентства – фирмы розничные. Они выполняют посредническую роль между клиентами и фирмами-туроператорами. Турагентства проводят организацию туров, которые предлагает им турфирма, также предоставляют отдельные услуги, устанавливая связи с экскурсионными бюро, гостиничными и транспортными фирмами. Туры продаются здесь по ценам туроператора, при этом агентства получают свои комиссионные. За отдельные услуги турагентство получает свой процент наценки, который они установили самостоятельно. Большая часть турагентств работает под началом крупных турфирм, влиятельных авиакомпаний, торговых и гостиничных корпораций. Турагентская деятельность должна осуществляться при наличии лицензии юридическим лицом либо турагентом (индивидуальным предпринимателем).
Туроператорские фирмы осуществляют организацию выездного туризма, являясь посредником между турагентами и крупными туристическими предприятиями. Они могут реализовывать туры сами либо при помощи турагентств. Организация поездок туроператорами подразумевает их связь с предприятиями транспорта, питания, размещения, экскурсионными бюро и культурными учреждениями. Туроператоры могут арендовать на контрактной основе гостиницы, автобусы, самолеты. Они обеспечивают максимальную загрузку и получают при этом значительные скидки. Туроператорские фирмы свою деятельность осуществляют на основании лицензии, полученной юридическим лицом или туроператором (индивидуальным предпринимателем).
География выездного туризма
Направления выездного туризма в РФ довольно разнообразны. Туристический рынок предлагает отправиться в любую точку мира. Самыми популярными турами среди россиян всегда считались южные направления, там, где солнце и море (Египет, Турция, Таиланд, Бали, Гоа). Из-за политической нестабильности востребованность Турции и Египта резко упала, из-за чего экономика этих стран сильно пострадала. Но сейчас направления в ту сторону вновь набирают обороты. Где еще любят отдыхать туристы? По статистике туроператоров, наиболее популярными направлениями в 2016 году были следующие:
- Словения. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО включает в себя три достопримечательности, которыми славится Словения. Их стоит посмотреть. Шкоцянские пещеры: здесь удивительно соседствуют природные мосты, различные сталагмиты, окна. Свайные доисторические поселения в Альпах: к удивлению туристов, в исключительном состоянии здесь сохранилась древесина, взятая для строительства. Бывшие ртутные рудники, они находятся в Идрии.
- Иран. Страна вышла из международной изоляции и теперь готова к «цунами» туристов. Внимание здесь привлекают мечети и дворцы Исфахана. Любопытно побывать в мечети Имама, акустика здесь удивительная, можно услышать, что шепчет человек, находящийся в другом углу. Дворец XVII века Чехель Стоун с сорока колоннами украшен богатыми фресками.
- Румыния. Привлекает туристов, которые ценят спокойный, размеренный отдых: разнообразные обширные ландшафты, огромное количество церквей, замков. Можно побродить в Трансильвании по замку Дракулы, спуститься в соляную шахту в Турде, погулять по Ботаническому саду Бухареста.
- Камбоджа знаменита своими древними храмами, которые сохранили свою красоту. Чего стоит Королевский дворец в Пномпене. В этом же городе в Национальном музее собрано более 14 тысяч экспонатов, некоторым из них сотни и тысячи лет.
- Бельгия. Каждый турист здесь обязательно посещает музей шоколада в Брюсселе, где своими глазами видит превращение сладкой массы в знаменитые брюссельские ракушки. Также стоит съездить на экскурсию в Брюгг в музей пивоварения.
- Канада и Япония для тех, кто предпочитает дальний выездной туризм. В Канаде можно отдохнуть на знаменитых курортах Ванкувера. В Японию стремится попасть каждый турист, ждущий необычных впечатлений. Научные инновации можно увидеть в Музее будущего в Токио, ценители искусства обязательно посещают токийский театр.
Тем, кто думает о путешествии в ближнее зарубежье, бывалые туристы советуют поехать в Грузию, Молдавию, Литву.
Основы безопасности. Подготовка к выезду
Безопасность выездного туризма – забота любой туристической фирмы. Каждый турист должен оформить страховку на всякий непредвиденный случай, который может произойти в чужой стране. Но помните, что прежде чем выезжать за рубеж, подготовьтесь сами, изучите основы безопасности.
Ваша безопасность начинается уже дома – в стадии подготовки к путешествию. Внимательно изучите страну, которую намерены посетить, почитайте отзывы, поинтересуйтесь мнением соотечественников, просмотрите рейтинги, в которые включена страна, узнайте все контакты посольств, консульств.
Обязательно застрахуйтесь. Выездной туризм, организованный туроператором, обязательно подразумевает страхование. Но если вы едете самостоятельно, не забывайте о страховке.
Сделайте ксерокопии основных своих документов и карт и передайте на хранение родственникам или друзьям, сообщите им все координаты, где вы будете отдыхать, как добираться. В непредвиденных случаях вы сможете получить у них необходимую информацию.
При предстоящих авиаперелетах обязательно изучите в интернете схемы аэропортов, места нахождения терминалов. Можно распечатать и взять схему с собой.
Сформируйте аптечку. Препараты разделите в ней на две группы. Первая – средства, которые вы употребляете постоянно. Учтите, если они содержат наркотические вещества, необходимо получить справку от врача. Помните, что многие лекарства в другой стране могут стоить в разы дороже, так что запаситесь дома. Вторая группа – препараты от пищевых отравлений, обезболивающие, ферменты, от диареи путешественника.
Безопасность в стране пребывания
Выездной туризм имеет свою специфику безопасности. К чему нужно подготовиться, отбывая в другую страну? Самая малая вероятность, что вы станете жертвой какого-либо насилия, тяжелого преступления. Как показывает международная статистика, 99,9 % преступлений против туристов – обман с целью наживы, мелкое воровство. Если случится драка, волнения на улице или даже политический переворот, зарубежного туриста никто не тронет. Вы здесь даже в большей безопасности, чем коренные жители. Закон в этом отношении строг. Прежде всего, думайте здесь об экономической безопасности. Главной угрозой является воровство. Основным принципом безопасности является то, как вы одеваетесь, выглядите. Выбирайте наряды, схожие с теми, которые носят в данной местности, не выделяйтесь из толпы, не показывайте себя богатым туристом, не сорите деньгами, не надевайте дорогие украшения, словом, будьте проще.
Не думайте, что чем цивилизованнее страна, тем меньше там разгул преступности. Отнюдь. Туриста могут ограбить не только в Кингстоне на Ямайке или в Кейптауне ЮАР. Такие крупные города, как Афины, Рим, Вашингтон, также опасны в этих случаях. Помните, что чем крупнее и популярнее город, тем больше здесь карманников. Классический закон: преступность всегда выше там, где находится больше людей.
Отель стоит выбирать по принципу «чем меньше, тем лучше». В небольших заведениях вас быстрее запомнит персонал, здесь ниже вероятность, что сюда зайдут посторонние с улицы. Останавливайтесь в учреждениях на оживленных улицах, чтобы вечером работало освещение. Богатые кварталы обычно безопаснее бедных. При оформлении документов должна соблюдаться строгая конфиденциальность. Посторонние не должны знать, на какой срок, в какой номер вы заселились. В солидных отелях ключ выдают в конверте, на котором уже написан номер вашей комнаты, его не обозначают на бирке. Так в случае потери ключа в ваш номер не сможет проникнуть посторонний.
Соблюдайте все меры предосторожности, и ваш отдых не будет омрачен неприятными инцидентами.