Общеизвестно, что наиболее почитаемой святыней христиан всего мира является находящийся в Иерусалиме храм Гроба Господня. Его древние стены возвышаются там, где почти два тысячелетия назад принес свою крестную жертву и затем воскрес из мертвых Иисус Христос. Являясь памятником этого важнейшего события в истории человечества, он в то же время стал местом, где ежегодно Господь являет миру чудо дарования Своего Благодатного Огня.
Храм, основанный св. царицей Еленой
История иерусалимского храма Воскресения Христова, который во всем мире принято называть храмом Гроба Господня, связана с именем святой равноапостольной царицы Елены. Прибыв в первой половине IV века на Святую землю, она организовала раскопки, в результате которых были обретены священные реликвии, среди которых важнейшими стали Животворящий Крест и Гроб Господень.
По ее же повелению на месте проводившихся работ была возведена первая церковь, ставшая прообразом будущего храма Гроба Господня (Израиль). Она являла собой весьма просторное сооружение, вместившее Голгофу – холм, на котором был распят Спаситель, а также место, где был обретен Его Животворящий Крест. Позднее к церкви был пристроен еще ряд сооружений, в результате чего образовался храмовый комплекс, вытянувшийся с запада на восток.
Храм в руках завоевателей
Этот самый ранний храм Гроба Господня просуществовал менее трех столетий и в 614 году был разрушен воинами персидского царя Хосрова II, захватившего Иерусалим. Повреждения, нанесенные храмовому комплексу, были весьма значительны, но в период 616-626 гг. его удалось полностью восстановить. Исторические документы тех лет сообщают любопытную подробность – выполнение работ лично финансировала жена царя-завоевателя Мария, являвшаяся, как ни странно, христианкой и открыто исповедовавшая свою веру.
Следующую волну потрясений Иерусалим пережил в 637 году, когда его захватили войска халифа Умара. Однако в результате мудрых действий патриарха Софрония удалось избежать разрушений и свести к минимуму количество жертв среди населения. Храм Гроба Господня, основанный святой царицей Еленой, еще долгое время продолжал оставаться главной святыней христиан, несмотря на то что город находился в руках завоевателей.
Гибель прежнего храма и возведение нового
Но в 1009 году произошла катастрофа. Халиф Аль-Хаким, подстрекаемый придворными, отдал приказ уничтожить все христианское население города и разрушить расположенные на его территории храмы. Резня продолжалась несколько дней, и ее жертвами стали тысячи мирных жителей Иерусалима. Храм Гроба Господня был разрушен и в своем первоначальном виде уже не возрождался. Сын Аль-Хакима позволил византийскому императору Константину VIII заново отстроить святыню, но, по свидетельству современников, возведенный комплекс зданий во многом уступал тому, что был разрушен его отцом.
Храм, построенный крестоносцами
Нынешний храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото которого приводятся в статье, как и его предшественники, построен на месте крестной жертвы Христа и Его чудесного Воскресения. В нем под одной крышей объединены святыни, связанные с этими событиями. Возводился храм в период с 1130 по 1147 год крестоносцами и являет собой яркий образец романского стиля.
Центром архитектурной композиции является ротонда Воскресения – цилиндрическая постройка, в которой помещается Кувуклия – гробница в скале, где покоилось тело Иисуса. Чуть поодаль, в центральном притворе, находятся Голгофа и Камень Миропомазания, на который Он был возложен после снятия со креста.
С восточной стороны к ротонде примыкает постройка, именуемая Великой церковью, или иначе Кафоликоном. Она разделена на множество приделов. Дополняет храмовый комплекс колокольня, отличавшаяся некогда внушительными размерами, но значительно пострадавшая в результате землетрясения 1545 года. Верхняя ее часть была разрушена и с тех пор не восстанавливалась.
Восстановительные и реставрационные работы последних веков
Последнее свое бедствие храм претерпел в 1808 году, когда в его стенах вспыхнул пожар, уничтоживший деревянную кровлю и повредивший Кувуклию. В тот год для восстановления храма Гроба Господня в Израиль съехались ведущие архитекторы из многих стран. Их совместными усилиями удалось в короткий срок не только восстановить поврежденное, но и возвести над ротондой полусферический купол, выполненный из металлоконструкций.
После окончания Второй мировой войны храм Гроба Господня стал местом проведения полномасштабных реставрационных работ, целью которых было укрепить все элементы здания, не нарушая при этом его исторического облика. Не прекращаются они и сегодня. Отрадно отметить, что в 2013 году на колокольню храма был поднят колокол, изготовленный в России.
Сегодняшний облик храма
В наши дни храм Гроба Господня в Иерусалиме (фото приводится в статье) является обширным архитектурным комплексом. Он включает в себя Голгофу – место распятия Иисуса Христа, ротонду, в центре которой помещается Кувуклия или, иначе говоря, Гроб Господень, а также соборный храм Кафоликон. Кроме того, в состав комплекса входит расположенный под землей храм Обретения Животворящего Креста и храм Святой равноапостольной царицы Елены.
В храме Гроба Господня, где находятся, кроме перечисленных выше святынь, еще несколько монастырей, религиозная жизнь предельно насыщена. Обусловлено это тем, что он вмещает в себя представителей сразу шести христианских конфессий, таких как греко-православная, католическая, сирийская, коптская, эфиопская и армянская. Каждой из них предназначен собственный придел и время, отпущенное для совершения богослужений. Так, совершать литургию у Гроба Господня православные могут ночью с 1:00 до 4:00. Затем их сменяют представители армянской церкви, которые в 6:00 уступают место католикам.
Чтобы ни одна из конфессий, представленных в храме, не имела приоритета и все находились в равных условиях, еще в 1192 году было решено хранителями ключей сделать мусульман – членов арабской семьи Джауда Аль Гадийа. Отпирать же и запирать храм доверили также арабам, представителям семьи Нусайда. В рамках этой традиции, неукоснительно соблюдаемой по сей день, почетные права передаются членами обоих родов из поколения в поколение.
Огонь, сошедший с неба
В завершение статьи остановимся вкратце на схождении Благодатного Огня в храме Гроба Господня (Иерусалим). Ежегодно накануне празднования Пасхи, во время особого богослужения, из Кувуклии выносится чудесным образом возгоревшийся огонь. Он символизирует собой Истинный Божественный Свет, то есть Воскресение Иисуса Христа.
Исторические документы свидетельствуют о том, что подобная традиция зародилась в IX веке. Именно тогда в Великую Субботу, предшествующую Пасхе, на смену обряду благословения светильника пришло чудо обретения Благодатного Огня. Сохранились средневековые описания того, как самопроизвольно, без вмешательства людей, зажигались лампады, висевшие над Гробом Господним. Подобные свидетельства оставили и многочисленные российские паломники, на разных этапах истории посещавшие святые места.
Чудо, ставшее частью современности
В наши дни благодаря современным технологиям миллионы людей ежегодно становятся свидетелями схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня. Фото и видеоматериалы, посвященные этому чуду, вызывая всеобщий интерес, не сходят с телеэкранов и страниц печатных изданий. Это и неудивительно, поскольку ни одна из многочисленных экспертиз не смогла установить причину, по которой в запертой и опломбированной Кувуклии появляется огонь.
Не поддаются объяснению и его физические особенности. Дело в том, что, по словам непосредственных свидетелей чуда, в первые минуты после выноса его из Гроба Господня огонь не обжигает и присутствующие в благоговейном трепете омывают им лица.
В последние десятилетия повелось сразу после обретения Благодатного Огня доставлять его самолетами во многие страны христианского мира. Русская православная церковь, поддерживая эту благочестивую традицию, также ежегодно направляет в Иерусалим свою делегацию, благодаря чему в пасхальную ночь многие храмы нашей страны освящаются огнем, нисшедшим с неба во Святой земле.