Тем, кто работает на крупных предприятиях в административных подразделениях, наверняка ясно, что такое организационная структура. Отдельные компании даже презентуют их сотрудникам на welcome-тренингах. Постараемся разобраться, что это такое.
Определение понятия
Для начала определимся с тем, что означают слова «организационная структура бизнеса».Это разделение предприятия на всевозможные департаменты, подразделения, цеха с целью обеспечения упорядоченного процесса управления экономическим объектом.
Организационная структура бизнеса подразумевает наличие четких взаимосвязей всех департаментов компании, а также обозначенное определение зон ответственности.
Для чего нужна
Структура бизнеса предприятия призвана обеспечивать развитие организации как целого. Ее наличие позволяет ответственному звену оперативно принять решение, определить зону ответственности и быстро передать информацию нужному структурному подразделению.
Организационная структура бизнеса компании – это не что-то статичное, она может достаточно часто меняться, адаптируясь к изменениям в экономике. Это связано с тем, что любой амбициозный руководитель стремится, чтобы его компания максимально продуктивно взаимодействовала с другими организациями, а сотрудники качественно выполняли свои обязанности.
Как может видоизменяться структура предприятия
Иерархическая структура представляет собой совокупность множества подразделений, таких как отдел продаж, производственный отдел, бухгалтерия, основная функция которых – обеспечение деятельности ресурсами.
Изменения структура бизнеса может претерпевать в том случае, если для решения определенных задач по приказу руководителя создаются процессные подразделения, которые занимаются более частными вопросами. Например, может сформироваться группа менеджеров по продажам, которые работают по индивидуальным заказам. Такая организационная структура именуется матричной, или двухплечевой. Выглядеть она может следующим образом:
Подробнее о матричных структурах
При такой организации бизнеса процессные единицы берут в аренду ресурсы у основных подразделений в целях выполнения конкретных задач. Для реализации подобных проектов создаются группы из сотрудников, которые выделяются основными подразделениями. Работники, объединенные в такие группы, находятся в подчинении как у основного руководителя, так и у процессного.
Во избежание недоразумений между сотрудником и двумя руководителями заключается соглашение, на основании которого ресурсное подразделение ответственно за качество реализуемой работником задачи.
Структура бизнеса, организованная по матричному типу, имеет определенное преимущество: наличие четких требований у процессных структурных подразделений повышает эффективность работы ресурсной единицы.
Наиболее широко используется такой тип организации в проектных компаниях и там, где есть высокое разнообразие бизнес-процессов. Такая структура полезна также тем, что формирует рыночные отношения между подразделениями и сокращает численность руководителей высшего и среднего звена.
Пример успешной компании, в которой используется проектная структура по различным видам программных продуктов, -MicroSoft.
Классификация стратегий компании
Структуру бизнеса также можно классифицировать в зависимости от уровня, на котором принимаются стратегически важные решения.
Принято выделять три вида стратегий:
· корпоративная;
· деловая;
· функциональная.
Стоит отметить, что для достижения успеха все стратегии должны быть тесно взаимосвязаны и согласованы, а структурные подразделения – взаимодействовать меджу собой. Далее расскажем подробно о каждой из них.
1. Корпоративная стратегия
Это самый высокий уровень по этой классификации в рамках понятия «структура развития бизнеса». Корпоративная стратегия определяет общее направление развития компании, динамики в его сбытовой деятельности.Одна из наиважнейших целей корпоративной стратегии – определиться с направлением деятельности внутри компании и выявить, куда следует направить инвестиции.
На этом уровне решаются следующие вопросы:
1) о распределении ресурсов между структурными единицами;
2) об изменении структуры организации;
3) решение вопросов, связанных с объединением с внешними структурами.
2. Хозяйственная (конкурентная) стратегия
На данном уровне происходит разработка делового поведения организации, направленного на создание конкурентных преимуществ для конкретного товарного рынка. В рамках этой стратегии определяется ценовая политика, решается, за счет чего будет одерживаться верх над конкурентами. На данном уровне происходит разработка бизнес-плана. В компаниях с одним видом деятельности корпоративная и конкурентная стратегии совпадают.
3. Функциональные стратегии
За их разработку ответственность несут структурные подразделения компании. За основу функциональной стратегии в обязательном порядке берутся корпоративная и хозяйственная.Она призвана обеспечить эффективное функционирование единицы в рамках деловой политики предприятия. Здесь уместно говорить о стратегиях финансового подразделения, отдела управления персоналом и маркетинга.
В частности, главной задачей производственного отдела может быть увеличение количества/качества выпускаемой продукции. Финансовая стратегия может быть направлена на увеличение прибыли и уменьшение издержек.
Стратегии развития бизнеса. Виды
На уровне корпоративной стратегии можно выделить четыре подхода к развитию компании. Рассмотрим их.
1. Ограниченный рост. Данную стратегию выбирают компании со стабильной технологией. Цели определяются в зависимости от того, что достигнуто на текущий момент и претерпевают коррективы, если меняются внешние условия. Это самый простой и наименее рискованный для реализации способ.
2. Рост. Наиболее успешно применяется в быстро развивающихся отраслях, где часто меняется технология. Здесь применяют метод сравнения показателей текущего периода по сравнению с предыдущим.
3. Сокращение. Для этой стратегии характерно определение целевых показателей ниже тех, что были достигнуты за прошлый период. Такой способ развития избирается наиболее редко и характерен для компаний, где прослеживается тенденция к снижению прибыли и отсутствуют эффективные решения для изменения ситуации.
В рамках данной стратегии выделяют:
1) ликвидацию (компания не способна далее вести дела);
2) получение максимально возможного дохода в ближайшей перспективе (бизнес может принести существенный доход при минимальных издержках);
3) сокращение (организация расстается с одним из направлений бизнеса/структурным подразделением).
4. Комбинированная стратегия. Характерна для крупного бизнеса (наличие нескольких отраслей) и может представлять собой сочетание любых трех стратегий.
Структура малого бизнеса
Очень часто именно начинающие предприниматели теряют вложенные в развитие средства и прогорают. Это во многом связано с тем, что собственники этих проектов не уделяют должного внимания планированию.
Структура бизнес-планирования как небольшой, так и крупной компании, обязательно должна содержать следующие пункты:
1) резюме проекта, его описание;
2) сведения об участниках;
3) описание продукта либо услуги, которые будут представлены на рынке;
4) анализ рынка конкурентов;
5) план продаж, медиаплан;
6) финансирование;
7) анализ рисков.
О пользе планирования
Структура бизнеса, даже самого небольшого, нуждается в детальном планировании по ряду причин. Рассмотрим их.
1. Продуманный алгоритм действий и предварительный анализ ситуации помогут сохранить деньги и оценить рентабельность вашего проекта.
2. Планирование помогает сделать процесс развития бизнеса более предсказуемым, просчитать возможные трудности. Наличие готового алгоритма позволяет более корректно строить последующие прогнозы.
3. Высокая вероятность привлечения инвестиций: те, кто готов вкладывать деньги в развитие чужого бизнеса, разговаривают на языке цифр. Только расчет поможет подтвердить прибыльность проекта.
4. Составляя план, вы получаете инструмент для управления бизнесом.