Климов Владимир прославился в конструировании авиационных двигателей. Он внес незаменимый вклад в победу в Великой Отечественной войне не только своими разработками, но и личными сбережениями.
Помимо своей основной деятельности, он был представителем Академии Наук СССР, депутатом Верховного Совета, членом-корреспондентом АН СССР.
Молодые годы
Родился Климов Владимир 11.07.1892 года в Москве. Родители будущего ученого были крестьянами из Владимирской губернии. Мать, Прасковья Васильевна, также родом из крестьянской семьи. Отец, Яков Алексеевич, с детских лет ушел из своей деревни в Москву. Он смог из ученика подняться до хозяина артели мастеровых. Благодаря упорному труду он нажил денег, на которые приобрел участок земли в столице. На нем он возвел доходный дом и стал сдавать квартиры.
Владимир был одним из восьми детей. Свое образование юноша получил в Комиссаровском техническом училище, а позже в государственном техническом университете города Москвы.
Климов начал работать с 1917 года. Основные должности, которые он занимал:
- инженер-конструктор на Коломенском заводе;
- работал в Совете народного хозяйства, занимаясь авиационными двигателями;
- возглавлял комиссии, которые занимались закупками лицензий на зарубежные двигатели в Париже и Берлине;
- преподавал в МВТУ, Ломоносовском ВУЗе, Академии Воздушного Флота;
- заведовал кафедрой в Московском авиационном институте по проектированию авиационных двигателей.
Помимо этого, он участвовал в разработках различных двигателей, таких как М-12, М-13, М-23, М-100, М-105, ВК-107, ВК-108 и другие. Разработанные им двигатели устанавливались на бомбардировщиках, которые успешно воевали во Второй мировой.
Вклад в победу над Гитлером
С началом Великой Отечественной завод, на котором работал Климов Владимир, был эвакуирован в Уфу. Он стал руководить Уфимским моторным заводом №28. Ученый не только наладил серийное производство уже проверенных двигателей, но и улучшал их. После каждого боевого вылета военного самолета ученый получал возможность проверить работу двигателя на практике и устранить случающиеся недочеты. Около 90% военных самолетов летали на двигателях Владимира Климова.
За годы войны он вложил в постройку боевых самолетов более семидесяти тысяч рублей из личных сбережений. Об этом он известил Сталина в письме и получил в ответ одобрение.
Создание реактивного двигателя
После войны в жизни Владимира Климова начался новый этап. Он занялся созданием реактивных авиационных двигателей. Первые прототипы создавались в конце сороковых годов двадцатого века.
К 1951 году ученым был сконструирован ВК-1Ф. Такое название получил один из первых на мировом рынке турбореактивных двигателей. Изобретение имело ряд особенностей:
- внедрен закрытый способ жидкостного охлаждения;
- воздушный нагнетатель с приводом из двух скоростей;
- улучшенная система газораспределения;
- усовершенствована система питания.
Реактивные двигатели, которые разрабатывал ученый Климов Владимир, применяли для истребителей серии МиГ. Воевавшие на них летчики давали положительные отзывы. Именно с этим двигателем на борту истребителя МиГ-17 впервые смогли достичь сверхзвуковой скорости в полете.
Последние годы
В 1956 году Владимир Климов был назначен Генеральным конструктором по авиадвигателям в Союзе. Также он оставался директором завода №117. Помимо конструирования, он занимался исследовательской деятельностью, например, изучал теорию смазки.
В 1960 году он ушел на заслуженный отдых. Последние годы жизни прожил в Москве. Не стало выдающегося ученого 09.09.1962 года. Захоронен он был в родном городе на Новодевичьем кладбище рядом с женой. На надгробном памятнике высечена голова ученого. На нем он изображен в молодые годы.
Увековечивание памяти
После смерти ученого остались его изобретения, научные труды. Ими пользуются до сих пор. Память о его заслугах сохраняется и в наши дни:
- В 2002 году в украинском городе Запорожье назвали улицу именем ученого. Она расположена в Шевченковском районе. В этом же городе имеется парк, названный в честь академика.
- Имя конструктора носит Научно-производственное объединение. На здании завода размещена мемориальная доска. Открыли ее в 2002 году.
- В честь ученого назвали площадь в Санкт-Петербурге.
- В Москве установлен бюст Климова Владимира. Фото с конструктором сохранилось не так много. Находится бюст на пересечении Авиамоторной и Солдатской улиц, напротив здания Центрального института авиамоторостроения. Открыли памятник в 1976 году. Скульптором выступил Филиппов, архитектором – Скокан.
Климов был частью великой эпохи по освоению воздуха. Люди смогли не просто подняться над землей, а получили возможность летать с огромной скоростью. Существенный вклад в это внес и Владимир Яковлевич. Двигатели, которые он создавал, позволили России не отставать от других стран в авиастроении, помогли одержать победу в войне. Благодаря таким людям Советское государство заявило о себе миру.