Казахстан - одна из немногих республик, которая, несмотря на приобретенную независимость, сохранила тесные и дружеские отношения с Россией. Именно поэтому оборонный комплекс страны, и в том числе ВВС Казахстана, сегодня являются полноценной и сильной военной структурой, одной из самых значимых в регионе.
Остатки советского прошлого
После распада СССР десятки стран оказались один на один с разваленной системой вооружения. Существовавшая семьдесят с лишним лет общая система обороны в одночасье оказалась разъединена и разрушена. Теперь каждое новое государство СНГ вынуждено было формировать собственные базы, уставы, готовить кадры и производить военную технику.
В Казахстане всегда были сосредоточены важнейшие объекты космической отрасли, а также базы военно-воздушных сил. К началу 1990-х на территории республики находились следующие подразделения:
- оперативное отделение Фронтовой авиации 73-й Воздушной армии;
- войска КГБ СССР, они были предназначены для охраны водных и воздушных границ;
- 14-е отделение противовоздушных сил обороны.
Все подразделения были ликвидированы или переведены в другие округи еще в начале 1990-х годов.
Задачи
На сегодняшний день из всех стран СНГ Казахстан обладает второй по оснащению и вооружению системой военно-воздушных сил. Она входит в сформированную 1998 году структуру – силы воздушной обороны Республики или СВО РК. Наряду с другими видами войск ВВС осуществляет защиту воздушных рубежей Казахстана от вторжения неприятеля.
В задачи СВО РК входят следующие действия:
- защита воздушных границ Республики Казахстан;
- обеспечение прикрытия важных стратегических объектов гражданского и военного назначения;
- воздушная поддержка других родов войск во время сражений.
Для эффективного решения поставленных задач ВВС Казахстана имеет все возможности. Стоящие на вооружении самолеты способны поражать цели в любой удаленности. Наличие специализированной техники позволяет вовремя обнаружить и предупредить любые попытки нападения.
Состав сил воздушной обороны
По своей структуре СВО РК сходна с устройством систем подобного рода других стран. Включает следующие направления осуществления обороны:
- противовоздушная. Это зенитно-ракетные войска, которые обеспечивают прикрытие от возможного удара с неба;
- радиотехнические войска – в их задачу входит разведка и отслеживание противника. Данное подразделение всегда работает в комплексе со всеми остальными, обеспечивая информационную осведомленность;
- военно-воздушные силы. Авиация является центральным звеном в общей системе воздушной обороны страны.
По уровню подготовленности личного состава, оснащенности боевыми единицами ВВС и ПВО Казахстана занимает лидирующую позицию среди других государств постсоветского пространства.
Вооружение
Сегодня технический парк воздушных сил республики практически полностью состоит из авиационных машин советского или российского производства. По состоянию на 2016 год вооружение ВВС Казахстана включало 120 учебных и военных самолетов, 17 – для транспортировки и пятьдесят с лишним разного рода вертолетов.
Истребители представлены такими моделями: Су-30СМ, Су-27С, Су-27БМ-2, Су-27УБ, МиГ-31, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-23УБ, Су-25. Некоторые из этих самолетов по заключенному с Беларусью контракту были направлены на модернизацию. На балансе состоит только один иностранный истребитель, учебно-боевой самолет производства Чехословакии L-39С «Альбатрос».
В состав ВВС Казахстана входят следующие транспортные самолеты: Ан-30, Ан-12БП, Ан-26, Ан-72, Ту-154м, Ту-134А-3. Помимо этого, есть самолет испанского производства – CASA C-295.
Многоцелевые, ударные и транспортные вертолеты также преимущественно российского производства - Ми-35М, Ми-24В, Ми-17В-5, Ми-26 ТЗ. Помимо этого, на вооружении Казахстана состоит транспортный вертолет Eurocopter EC145, собирающийся в республике.
В последние несколько лет ВВС Казахстана пытается модернизировать или заменить устаревшую технику. Были подписаны контракты на поставку боевых самолетов из России.
Опознавательные знаки
Современная боевая атрибутика была создана не так давно и отражает суверенитет и национальные отличия республики. Кроме того, угадываются мотивы общей с Россией истории. Так, флаг ВВС Казахстан по внешнему виду очень напоминает полотнище российских аналогичных войск: на голубом фоне в верхней части расположены симметричные лучи белого цвета, а в углу полотна пятиконечная красная звезда. В середине находится национальный символ страны – солнце и летящий орел.
Флаги ВВС и ПВО Казахстана несколько различны, войска противоракетной обороны на своих штандартах имеют прямоугольное полотнище голубого цвета, с обеих сторон по центру изображен контур золотого орла и солнца, в верхней части слева расположена красная пятиконечная звезда. Она же является единым опознавательным знаком для всех родов войск Казахстана.
Командование
Большая часть успехов той или иной армии всегда зависит от руководителей. Подготовка начальствующего состава всегда занимала особое место во времена СССР, с приходом новой реальности некоторые страны пытались взять за основу систему управления в западных странах, и в первую очередь в НАТО. Однако большинство войск, в том числе и ВВС Казахстана, продолжают готовить руководящие кадры по сходным с Россией системам.
Представители сегодняшнего командования все оканчивали вузы и проходили практику в России. Так, генерал-лейтенант авиации Орманбетов Нурлан Секенович, назначенный главнокомандующим Силами воздушной обороны Казахстана в 2013 году, окончил академию им. Гагарина и Военную Академию Генерального штаба Вооружённых сил России, так же как и его первый заместитель – генерал-майор Муканов Нуржан Нурланович. Он проходил подготовку в Военной академии ПВО им. Маршала Г. К. Жукова.
Учения
В последние несколько лет командование Воздушными силами уделяет большое внимание уровню подготовки летчиков. Еще недавно не было ни тренажеров, ни учебных машин. Молодые курсанты вынуждены были ждать очереди для того, чтобы налетать необходимое количество часов. Сегодня парк самолетов значительно расширился, к тому же боевой состав ВВС Казахстана регулярно проводит учения как внутреннего характера, так и совместно с войсками других стран.
Подобные мероприятия позволяют оттачивать навыки ведения боя, максимально приближенного к реальности. Только в 2015 году военнослужащие СВО приняли участие в совместных учениях с Россией и другими государствами постсоветского пространства – «Каратау», «Боевое содружество», «Айбалта». На Международном конкурсе «Авиадартс» было высоко отмечено военно-профессиональное мастерство боевого состава ВВС Казахстана. Фото этого события опубликованы в российских и мировых изданиях.
Последние новости
В 2016 году во многих казахстанских СМИ упоминалось о новом пополнении авиагаража многофункциональными истребителями Су-30 СМ. Благодаря этим машинам эскадрилья может считаться полностью укомплектованной. Такое сотрудничество стало возможным благодаря содружеству стран азиатского пространства под название ОДКБ. Казахстан как самый активный участник межгосударственных договоров сотрудничества получил боевую технику по внутренним ценам, без надбавок как импортируемое оружие.
Все последние новости о ВВС Казахстана в основном связаны с переподготовкой или повышением квалификации личного состава. Так, 05.07.2017 прошли повсеместные курсы обучения для старшин и техников подразделений, а чуть раньше, в июне, завершилась курсовая подготовка младших военных специалистов.
В целях популяризации профессиональной службы в армии и для поднятия военно-патриотического духа руководство Военно-воздушных сил приняло решение о наборе на летные курсы девушек до 25 лет. Такая инициатива не нова, в Китае, к примеру, функционирует целая женская эскадрилья.
Перспективы развития
Руководство республики за последние несколько лет заключило ряд важных контрактов по модернизации авиапарка ВВС. В том числе произошло перепрофилирование морально устаревших машин еще советского производства в Беларуси. По заверению представителей Вооружённых сил республики ближайшие перспективы ВВС Казахстана уже будут воплощены к концу 2018 года. К этому времени запланирована поставка самолетов нового поколения Су-295. Благодаря новым боевым единицам войска страны смогут совершать марш-броски на большое расстояние без дополнительной дозаправки.
Для полного укомплектования ВВС Казахстана требуется еще более 300 боевых самолетов и несколько десятков транспортных. По подсчетам военных экспертов, на модернизацию существующего парка ежегодно требуется 5–6 % ВВП страны.
В перспективах развития на первый план выходит тесное сотрудничество с Россией. Планируется создать общий комплекс ПВО, как противовес подобной системы НАТО. Некоторые проекты в этом направлении уже начали воплощаться.
Интересные факты
После развала СССР на территории республики еще несколько лет оставались самолеты, в том числе бомбардировщик Ту-95 МС с ядерными боеголовками на борту. В 1992 году правительство отказалось от хранения и производства ядерного оружия, поэтому через два года вся техника была описана и вывезена в Россию. Спустя год произошла скандальная история, когда представители международной организации обнаружили запчасти демонтированного бомбардировщика на одной из авиабаз. По настоянию руководителей проверки всё найденное было уничтожено.
1 декабря 2011 года случилось знаковое для ВВС Казахстана событие – впервые поднялся в воздух вертолет местного производства. В Республике только происходила сборка, детали и чертежи принадлежат европейской компании Eurocopter. Первые машины пойдут для нужд МЧС и будут заниматься поисково-спасательными операциями. Также запланирован выпуск транспортных вертолетов. В дальнейшем планируется продавать их в Россию.