Прежде чем рассказать о том, что такое оптимизация текста, нужно разобрать понятие оптимизация и определить, для чего она нужна интернет-ресурсам, а далее по шагам создавать уникальный и интересный текст для пользователей и поисковых систем.
Что такое SEO-оптимизация текста
Оптимизация в глобальном смысле - это улучшение каких-либо характеристик, а конкретно для сайта - это улучшение отдельных компонентов, которые можно поделить на внутренние и внешние.
SEO-оптимизация текста, внешнего вида, графических объектов - все это направлено на повышение позиций сайта в выдаче поисковых систем, а значит и увеличивает посещаемость, что в дальнейшем может принести доход.
Текст - это неотъемлемая часть контента, которая должна быть интересной и людям, и поисковым роботам, при этом для каждого представителя должна быть своя цель от прочитанного текста. Например, пользователь увидел текст, смог получить полезную информацию или сделал заказ, или скачал какие-то данные. Для робота же целью является найти и предложить текст пользователем, который максимально будет отвечать запросу.
Работа по поисковой оптимизации текста сайта требует знаний и времени, чтобы сработаться сразу с двумя сторонами и улучшить свой ресурс данным способом. Чтобы создать оптимальный вариант, который удовлетворит разные группы, следует учесть все моменты, о которых далее пойдет речь.
Начать стоит с заголовков
Один из важных моментов при поисковой оптимизации текста статьи - это работа с заголовками и с title, то что сразу бросится в глаза пользователю и может подтолкнуть его зайти на страницу.
Существует несколько видов заголовков, которые структурируются по номеру:
- H1 – Заголовок 1.
- H2 – Заголовок 2.
- H3 – Заголовок 3.
- H4 – Заголовок 4.
- H5 – Заголовок 5.
- H6 – Заголовок 6.
Где самым важным заголовком является Н1, а менее важным Н6. Из заголовков и подзаголовков складывается контент, представленный на странице, и здесь стоит знать несколько важных моментов:
- H1 - самый главный заголовок, который должен присутствовать на странице для поисковой оптимизации текста обязательно, но только один раз. Он должен бросаться в глаза и стоять максимально выше остальных. Очень часто именно заголовки могут отвечать запросам, по которым и ищут поисковые роботы информацию.
- H2 - также важен в контексте и может встречаться от 1 до 3 раз на странице, особенно если представлен большой контент.
- H3 - H6 - необязательные заголовки, но вот H3 любим поисковыми системами, остальные же могут использоваться по желанию.
Ключевые слова и заголовки
После того, как стало ясно, что такое заголовки и как они популярны среди поисковых систем, следует подумать о том, нужно ли в них прописывать ключевые слова. Конечно же стоит, ведь поисковые роботы, в первую очередь, обращают внимание на заголовки, особо акцентируют внимание на первых трех видах. Очень важно разместить в них ключевые слова, но не обязательно вставлять в каждый, еще и один и тот же ключ. При этом стоит помнить, что заголовок должен быть в пределах 50-70 символов, потому что всю остальную часть робот не будет учитывать.
Заголовок должен быть построен логично, а не просто предложением, где перечислены ключевые слова, которые могут посчитать спамом.
Ключевые слова, помимо того, что используются в заголовках, также добавляются и в сам контент для оптимизации текстов для поисковых систем. Чаще всего берут одно ключевое слово, по которому продвигают страницу и сайт. Но если нужно или хочется вставить еще один ключ, то стоит помнить о таком параметре, как плотность, т.е. процент ключевых слов по отношению ко всему объему текста. Он не должен быть выше 7-9%, чтобы это не насторожило поисковые системы, идеальной плотностью считается 2-3%.
Помимо прямого вхождения, бывают и другие виды ключевых слов:
- морфологические - те, которые представляют словоформу прямого ключа;
- прямые и обратные - первые повторяют порядок слов, вторые его меняют;
- чистые и разбавленные - те, которые могут разбавить словами или союзами;
- грамматически верные и вхождения с опечатками для максимальной оптимизации текста, но чаще всего поисковые системы исправляют опечатки и формируют правильный запрос.
Важные параметры текста
От того, как будет построен текст, будет зависеть успешность не только страницы, но и всего сайта, поэтому стоит учитывать несколько важных факторов, которые сыграют роль.
Первое и самое главное - текст пишется для людей, а не для поисковых роботов. Помните, что есть такой важный показатель отказа, когда пользователь по запросу попадает на сайт и понимает, что здесь совсем нет полезной информации, и быстро уходит с ресурса. Робот всегда засекает время, а потом анализирует, делая вывод, что запрос не оправдал ожиданий, и понижает его в рейтинге.
Использовать такой метод продвижения, как набор слов, - значит быстро переместиться на последние страницы и попасть под санкции, которые есть у каждой поисковой системы.
Второе - если текст пишется для людей, значит, он должен иметь определенную тематику и отвечать запросу, и третье, он должен быть уникальным, а не скопированным с другого ресурса. Эти параметры также будут учтены. Но стоит понимать, что текст, который представляет собой инструкцию, например, к лекарственному препарату, будет не оригинальным, и учитываться это не будет, а вот текст о путешествие должен быть уникальным от 90% и выше.
Тематический текст должен быть интересным и "без воды", так называемого параметра, который в последнее время особенно стал актуальным, что поможет в оптимизации текста сайта.
Вода – это вводные конструкции, предлоги, местоимения, если их убрать из текста, то смысл предложения не будет нарушен. Считается, что 15% воды – приемлемый показатель, иначе текст получится абсолютно сухим и превратиться в официально-деловой, а значит - скучный, что для информационного сайта не приемлемо. Свыше 30% воды в тексте – не информативный текст, который создан только ради объема.
Последнее - текст необходимо структурировать, так он будет легко восприниматься человеком и учитываться роботом.
Как правильно построить текст
Выше было сказано, что текст должен иметь определенную структуру, что помогает при прочтении и для оптимизации текста под запрос, но как правильно построить его логическую структуру, необходимо описать отдельно:
- В начале текста нужно сформулировать главную суть, а далее разъяснять ее в следующих абзацах. Т. е. нужно идти от самого интересного к менее интересному, чтобы пользователь смог за что-то зацепиться и дочитать его до конца.
- Большой текст всегда следует разбивать на абзацы, так человек легче воспринимает текст, и он кажется ему более интересным, чем одна сплошная "простыня" предложений.
- Для большого текста стоит использовать подзаголовки и желательно делать это через каждые три-пять абзацев, разделяя тем самым его на части.
- Большой текст - это не всегда признак хорошей статьи, потому что в нем может быть много воды, а вся суть скрыта в 2-3 предложениях. Главное - это смысл, а объем уже второстепенен. Но чаще всего объем текста составляет примерно 300-400 слов и варьируется в зависимости от тематики, запроса и другого контента на странице. Бывает, что наиболее важно, например, для интернет-магазина показать товар, а рассказать о нем можно в конце страницы в двух абзацах.
- Не следует забывать использовать маркированные и нумерованные списки, они нравятся как пользователям, так и поисковым системам.
Чего не должно быть в тексте
Оптимизация текстов предполагает и избежание ошибок, которые могут помешать в продвижении, чтобы их не допустить, стоит знать о самых популярных:
- Текст должен быть естественным и написанным для людей, как это уже было сказано, и помните, что поисковые роботы это хорошо распознают.
- Не стоит использовать вместо написанного текста его скан, который считается, как графический файл, так как робот его просто не распознает.
- Не стоит выделять жирным шрифтом все ключевые слова сразу, так как поисковым системам это не понравится.
- Необходимо использовать форматирование текста, если он размещается в несколько просмотров экрана, иначе пользователь плохо воспримет его. Здесь, кроме использования абзацев и списков, можно вставить картинки, гиперссылки, выделить цветом или рамкой важные части статьи, составить таблицы. Все это хорошо воспринимается пользователем и текст становится сразу структурированным.
- Он должен быть грамотным, это один из самых важных параметров. Иначе все старания по продвижению могут сойти на нет.
- Весь контент стоит не только разбивать на абзацы, но и размещать его блоками, между которыми нужно делать отступ.
- Для коммерческого сайта важен не только хороший контент, но и наличие видимых кнопок или гиперссылок, которые перекинут их на заказ, на страницу вопросов и т. д.
Использование тегов при форматировании
Одни используют различные теги, другие задают вопрос: нужны ли они и стоит ли их применять? Уже не раз было доказано, что поисковые системы хорошо реагируют на теги и замечают их не только в заголовках, но и в тексте. Но нужно придерживаться определенной меры и не вставлять их в каждое слово.
Основные и часто используемые теги:
- Н1 и далее для обозначения заголовков и подзаголовков.
- <b> или <strong> - полужирное начертание текста.
- <i> - выделение курсивом.
- <u> - подчеркивание текста.
Существует множество других тегов, которые также можно использовать в тексте, но самыми популярными являются вышеперечисленные, которые могут сделать текст более интереснее для читателей.
Инструменты для оптимизации
Даже самый грамотный копирайтер не всегда способен написать лучший текст, который понравится и пользователю, и роботу. Либо статья хорошо написана, но не воспринимается поисковыми системами, либо все подстроено под них, но читабельность ее стала хуже. Здесь при оптимизации текста могут помочь сторонние инструменты, которые подскажут, что нужно исправить и подкорректировать.
Например, можно использовать сервис "Главред" для беглой вычитки текста, где будут подчеркнуты все лишние вводные конструкции и местоимения, слишком сложные предложения по знакам препинания и слова-штампы, которые лучше не использовать.
"Главред" выставляет оценку тексту, где самый высокий балл - 10. Но не нужно стремиться к самой высокой оценке, потому что текст может стать сухим. Лучшей оценкой считается от 7 баллов и выше, где не будет словесного мусора и лишних стоп-слов.
На многих ресурсах, связанных с копирайтингом, есть такие программы, которые определяют "тошнотность" слов и словосочетаний. Этот показатель учитывает частотность слова, которая не должна превышать 3 баллов по классической шкале. Она рассчитывается как квадратный корень из количества повторений. Существует еще и "академическая тошнота", которая рассчитывается как соотношение числа повторов слова к общему количеству слов.
Но лучше всяких инструментов может являться самостоятельная редактура, так как именно вы понимаете, какой должен быть текст, для какой страницы он создан и какой должен быть стиль. Либо можно воспользоваться услугой по оптимизации текста. Например, в описании раздела "О компании" нужно использовать художественный текст, но где будет рассказана правда. Не стоит писать такими словами, что "наша компания самая лучшая", "у нас самые грамотные специалисты". Можно просто описать деятельность, рассказать, кто работает и как давно существует компания.
Сниппет-статьи
Одна из основ грамотного текста - это правильно составленный сниппет, который в переводе с английского означает фрагмент или отрывок текста. Именно эта короткая текстовая информация появляется при выдаче сайтов на конкретный запрос.
На стадии поиска пользователя должен зацепить сниппет, в котором будет дано описание и прописано ключевое слово. Чаще всего он состоит из 120-160 символов, где есть прямое вхождение и непрямое, без лишней воды, но и состоящий не только из ключевых слов.
Если сниппет, или по-другому тег Description, будет неграмотно составлен, то поисковая система сама выберет отрывок из текста, и, возможно, он будет не самым удачным, так как его вырвут из контекста.
Услуги по оптимизации текста под запрос
Достичь хорошего результата без правильного контента, в том числе и текста, практически невозможно. Сайт не сможет выйти на высокие позиции, не будет большого числа посещений, а, следовательно, и продаж.
Для поисковой оптимизации текстов необходимо затратить определенное время и иметь необходимые знания, но не все владельцы сайтов могут найти время, а кто-то просто не умеет или не любит писать, хотя и разбирается в своей деятельности. Здесь на помощь могут прийти сторонние организации, которые оказывают услугу по оптимизации текстов. И многие этими услугами пользуются.
Сегодня существует много компаний, которые занимаются продвижением сайтов, а также выполняют отдельные услуги, в том числе и по оптимизации текстов.
Прежде чем поручить задание неизвестному человеку или компании, стоит посмотреть портфолио, создать четкое техническое задание и установить цену за весь объем или за 1000 знаков.
Возможно, нужно будет создать один или два текста на главную страницу и на страницу "О компании". Благодаря этому можно сэкономить и время, и деньги, воспользовавшись услугой по поисковой оптимизации текста, который будет грамотным, уникальным и интересным. Есть возможно обратиться и на различные биржи копирайтинга, где также можно выбрать исполнителя, который создаст хороший текст по всем оговоренным правилам.