Федор Абрамович Блинов: биография, изобретения

Федор Абрамович Блинов – известный изобретатель-самоучка из России. Появился на свет в селе Никольском (Саратовская губерния) в 1827 году. Родители мальчика были крепостными. После получения «вольной» Федор освоил несколько профессий. Он работал бурлаком, кочегаром и даже машинистом на судне. Во всём волжском пароходстве он считался лучшим механиком.

федор абрамович блинов

Первое изобретение

В 1877 году Федор Абрамович Блинов вернулся в родное село. Механик решил полностью посвятить себя творческой деятельности. Первым его изобретением стал железнодорожный вагон с рамой и кузовом из дерева. К нижней части рамы Федор прикрепил две тележки на рессорах. Вместе с осями четырёх опорных колёс они поворачивались в горизонтальной плоскости. Ну а замкнутым железным лентам, состоящим из отдельных звеньев, конструктор дал очень интересное название – «Бесконечные ленты». Поворотное дышло, предназначенное для конной упряжки, Блинов вмонтировал в переднюю часть опорной рамы. Полученное устройство содержало все составные элементы современного гусеничного хода. Использование гусениц вместо обычных колёс во много раз повышало эксплуатационные качества и эффективность гужевого транспорта. Особое значение это приобретало в условиях сезонной распутицы и бездорожья.

блинов федор абрамович биография

Пожарный насос

Чтобы финансировать свои изобретения, Блинов ведёт работы по усовершенствованию и ремонту сельскохозяйственной техники, создавая новые конструкции различных машин. В частности, Федор придумал пожарный насос с одним цилиндром. Он был намного надёжнее и производительнее тогдашнего двухцилиндрового.

Прообраз трактора

Федор Абрамович Блинов так вдохновился успехом гусеничного прицепа, что вскоре к нему пришла мысль о постройке самоходной повозки, которая бы работала на паровом двигателе. В 1881 году изобретатель переехал в город Балаково, неподалёку от Вольска. Там он открыл чугунно-литейный завод. Первой продукцией предприятия стали пожарные насосы. Они пользовались высоким спросом.

Также герой данной статьи организовал на территории ремонтные мастерские. Именно там начал строительство своего «самохода» Федор Абрамович Блинов. Гусеничный трактор был создан ровно через семь лет, в 1888 году. Выглядел он так: на прямоугольной раме, которая состояла из нескольких поперечных и двух продольных балок, размещался котёл (максимальное давление 6 атмосфер) диаметром 1,2 метра и высотой 1,5 метра. В качестве силовых установок выступали две паровые машины. Мощность каждой из них составляла 12 л. с. Ведущие колёса гусеничной цепи приводились в движение двигателями с помощью чугунных литых шестерёнок. Ну а управлять трактором можно было из установленной на раме будки, куда Блинов вывел рычаги управления паровыми машинами. Стоит отметить, что тяговое усилие самохода равнялось 1200 килограммам. Это обеспечивало работу сразу нескольких плугов. А максимально возможная скорость агрегата доходила до отметки в 3,2 км/час.

федор абрамович блинов краткая биография

Усовершенствование самохода

Федор Абрамович Блинов активно демонстрировал свой гусеничный трактор на российских промышленных выставках. В 1889 году изобретатель показал его в работе на саратовской сельскохозяйственной выставке. В 1894 г. Блинов решил усовершенствовать очередную модель своего «самохода». За счёт переднего привода он перенёс рычаги управления бортовыми муфтами прямо в кабину. Сидящему за котлом машинисту оставалось только тормозить задние колёса и исполнять роль кочегара. Также герой данной статьи заменил две паровые машины на одну двухцилиндровую с общим валом.

федор абрамович блинов гусеничный трактор

Четырёхтактный двигатель

Большие надежды Блинов Федор Абрамович, биография которого есть во многих энциклопедиях машиностроения, возлагал на своего сына Порфирия. Молодой человек получил инженерное образование и собирался продолжить дело отца. Но Порфирий считал, что серийное производство гусеничных тракторов не получится наладить только лишь своими силами. Между тем Федор Абрамович начал создавать опытный образец нефтяного мотора. Он надеялся поставить его на гусеничный тягач. Изобретатель долго размышлял над тем, как сжигать нефть, ведь она была очень тяжёлым для воспламенения топливом.

Есть поверье, что идея решения данной проблемы пришла в голову Блинова во время богослужения. Увидев кадило, которым помахивал священник, Федор Абрамович сообразил, что наружный, раскалённый докрасна калоризатор можно просто заменить раскалёнными углями. Он не смог дождаться конца молебна и тихо вышел из церкви. Так было создано ещё одно изобретение Блинова – запальник.

Таким образом, появился новый тип четырёхтактного мотора внутреннего сгорания, работающего исключительно на сырой нефти. Но поставить его на свой гусеничный трактор Федор Абрамович Блинов, краткая биография которого была представлена выше, не успел. Изобретатель скончался в 1902 году, не дожив до своего 71-летия всего один месяц.

чем известен федор абрамович блинов

Память

О том, чем известен Федор Абрамович Блинов, люди узнали только в середине двадцатого века. Именно в то время была опубликована книга «Россия – родина трактора», написанная Л. Давыдовым. В тот же период появились первые статьи о жизни и деятельности изобретателя в издании «Социалистический труд». Их авторы писали о том, что в Балакове сохранился дом, в котором жил Блинов, а также его могила. Но никто не стремился увековечить память о великом изобретателе-самоучке. Хотя одной улице жилгородка всё-таки присвоили его фамилию. Сейчас она практически исчезла, затерявшись среди многоэтажек.

В 1983 году исполнилось ровно сто лет со дня основания в Балакове первой машиностроительной компании. В честь этого события благодаря активности известного краеведа А. А. Деревянченко на доме, в котором жил изобретатель, установили мемориальную доску.

Также Анатолий Александрович в соавторстве с А. Чулковым написал книгу «Волжский самородок». Посвящённое Блинову издание увидело свет в 1990 году в Саратове. А ещё Деревянченко хлопотал о восстановлении могилы Федора Абрамовича и установлении на ней памятника. В 1991 году краевед открыл в «Промстройбанке» специальный счёт и обратился к общественности с просьбой пожертвовать деньги на благое дело. Но балаковцы занимались в то время другим «благим делом»: собирали средства на установку памятника Ленину, сброшенного с постамента в городе Нестерове (Западная Украина). Надо сказать, что монумент российскому революционеру поставили на место буквально через месяц со дня начала сбора средств.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.