Человек живет в непростом мире. Ежедневно он сталкивается непосредственно или же узнает посредством различных источников о трагедиях, терактах, катастрофах, убийствах, кражах, войнах и других отрицательных проявлениях. Все эти потрясения заставляют общество забывать о высших ценностях. Подрывается доверие, родители и учителя больше не являются авторитетом для подрастающего поколения, а их место занимают СМИ. Под сомнение ставится личное достоинство человека, забываются традиции. Все это спровоцировано постепенным разрушением представления о ценностях. Однако этот процесс необходимо остановить. Чтобы сделать это, следует углубиться в философскую теорию ценностей.
Возникновение
В истории философии первым, кто начал развивать данную проблему, стал Аристотель. Согласно его утверждению, основным понятием, благодаря которому в нашем сознании существуют представления о том, что «желательно» и «должно», является «благо». Как он его расшифровывает? В работе Аристотеля «Большая этика» оно истолковывается как либо то, что считается лучшим для каждого сущего, либо же то, что делает им иные относящиеся к нему вещи, то есть сама идея блага.
Его ученик Платон пошел несколько дальше и выделил существование двух сфер бытия: природную реальность и идеальную или сверхъестественную, где имеются лишь идеи, познать которые под силу только разуму.
Эти две сферы бытия, согласно концепции Платона, связаны между собой именно благом. Впоследствии идея о нем, а также способах его достижения в мире реальных вещей переросли в целое направление, дав основу европейской традиции понимания ценностей.
Философская аксиология, которая представляла собой раздел науки, образовалась намного позднее, чем общество столкнулось с проблемой ценностей.
Значение термина
Как уже упоминалось выше, теория ценностей в философии называется аксиологией. Ее трактование стоит начать с рассмотрения самого слова. Две составные части этого термина переводятся с греческого языка как "ценность" и "учение". Данная теория направлена на определение качеств и свойств предметов, процессов или явлений, которые приводят к удовлетворению наших потребностей, запросов и желаний.
Один из основателей
Им стал Рудольф Герман Лотце. Он изменил существовавшее до него учение о природе ценностей, использовав для этого категории. В качестве главной из них Лотце выбрал «значение». Это дало интересный результат. То есть все, что для человека имеет значение, важно в общественном или же личностном плане и является ценностью. Ученые, которые развивали подобную аксиологическую теорию, смогли расширить список категорий, используемый Лотце. В него вошли: «выбор», «желательно», «должное», «оценка», «успех», «цена», «лучше», «хуже» и т. д.
Два смысла ценностей
Главная задача теории ценностей состоит в определении их природы. Сегодня в философии были представлены различные мнения о способности какой-либо вещи, явления или процесса удовлетворять человеческие потребности и желания.
Наиболее важными до сих пор остаются вопросы о двух смыслах ценностей: объективном и субъективном. Первый подразумевает, что красота, благородное, честное существуют только сами по себе.
Второй смысл предполагает, что блага формируются посредством вкусов, а также индивидуальных психологических предпочтений.Онтологическая аксиология – это объективность ценностей. Так считали: Лотце, Коген, Риккерт. К противоположному мнению пришли: Адлер, Шпенглер, Сорокин.
Современная теория ценностей имеет субъективно-объективную природу, где их создает сам человек. В результате этого он эмоционально-психологически преобразовывает мир. Предмет начинает представлять аксиологическое значение, если субъект уделяет ему внимание, отдает преимущество. Для того чтобы стать ценностью, нет надобности знать, чем явление или процесс являются сами по себе, для человека важно лишь его значение и полезность.
Виды ценностей
В аксиологии (теории ценностей) их довольно много. Они подразделяются на эстетические и этические, материальные и духовные, социальные и политические. Упрощенная классификация группирует их по принципу «высшие» и «низшие».
Ошибочно полагать, что человек может обходиться лишь одним из видов ценностей.Духовные, несомненно, развивают его, делают более просвещенным, однако биологические и жизненно необходимые обеспечивают нормальное функционирование организма.
Теория ценностей разделяет их и по такому признаку, как количество носителей. Здесь выделяются индивидуальные, коллективные и общечеловеческие. К последним относят: добро, свободу, правду, истину, творчество, веру, надежду, любовь. В индивидуальные ценности входят: жизнь, благополучие, здоровье, счастье. К коллективным относят: патриотизм, независимость, достоинство, мир.
Идеалы
В нашей жизни ценности присутствуют, как правило, в форме идеалов. Они являются чем-то мнимым, нереальным, желаемым. В виде идеалов можно наблюдать такие особенности ценностей, как ожидание того, чего нам хочется, надежды. Они присутствуют у личности со всеми удовлетворенными потребностями.
Идеалы также служат своего рода ориентирами духовного и социального плана, активизирующими деятельность человека, целью которой является приближение лучшего будущего.
Ценностное проектирование своих действий в тот самый ожидаемый день, изучение способов и особенностей построения планов – одна из основных задач аксиологии.
Связь с прошлым
Функция ценностей заключается не только в создании планов. Помимо этого, они могут существовать в роли общепринятых норм и культурных традиций, с помощью которых настоящее поколение поддерживает связь с наследием прошлого. Такая функция особенно важна при воспитании патриотизма, осознании семейных обязанностей с их моральной стороны.
Именно представление о ценностях корректирует и направляет поведение людей, принимая во внимание современные реалии. Определяя свои дальнейшие действия, изучая и оценивая политические стратегии, каждый гражданин вырабатывает собственный план деятельности, а также отношение к власти и окружающим.
Интерпретация
Пауль-Фердинанд Линке привнес в аксиологию нечто новое. Он полагал, что благо является предметом интерпретации. Представляя ее как истолкование, философ доказал, что именно благодаря ему человек выбирает одну вещь из числа многих или действует по такому сценарию, а не по другому. Проблема интерпретации ценностей, отбор лучших, адаптация ценностных представлений к индивидуальным мыслям и суждениям – очень непростой и сложный интеллектуально-волевой процесс. Он сопряжен со множеством внутренних противоречий.
Философы, которые являются последователями теории аксиологии, утверждают, что ценности не проверяются логикой рационального познания и проявляют себя, как правило, в индивидуальном понимании добра и зла, любви и ненависти, симпатии и антипатии, дружбы и вражды. Создавая свой мир, личность начинает зависеть от него.
Важно помнить, что истина, красота и добро – это те блага, которых человек хочет достичь ради них самих. Однако они проявляют себя, трансформируясь в искусство, религию, науку, право. Тем самым регулируется содержание этих ценностей. Они возвращаются к человеку в качестве определенных норм и правил поведения.
Проблема ценностей
Многие люди задаются вопросом о том, почему за последнее время в обществе так часто поднимается проблема ценностей. Философы знают ответ на него. Дело в том, что во время серьезных изменений в жизни и переоценки ценностей она обостряется сильнее всего. Человек пытается заново определить для себя необходимую модель поведения и отношения к окружающему миру.
В такие моменты на первый план выходят вечные ценности, которые рассматриваются в религии, этике и культурологии. Это становится причиной осмысления проблемы человека, его предназначения в этом мире, поскольку его деятельность способна привести как к созданию, так и к разрушению благ.
Аксиология – это философская концепция, которая во все времена помогала людям определить свой жизненный путь. Обращение к ценностям может быть осознанным или нет, но каждый день человек решает для себя множество вопросов, связанных с ними. От этого и зависит жизнь индивида и целого общества.