Когда-то давно люди обменивали товар на другой товар, и так осуществлялась торговля. Чуть позже появились денежные единицы, а товары приобрели стоимость. Рынок развивался, менялись отношения и ценности, что в итоге привело к свободным конкурентным отношениям, которые можно определить по основным признакам свободного рынка.
Что такое свободный рынок?
Чтобы ответить на этот вопрос и понять, существует ли такая форма обмена товаров, необходимо определить признаки. Но многие ученые и экономисты утверждают, что это идеал, к которому всегда можно стремиться, но никогда не достичь.
Основные признаки свободного рынка и само понятие выражается в том, что данная модель не предполагает никакого постороннего вмешательства, в том числе и государственного регулирования. В данном случае государство должно лишь защищать права субъектов и больше ничего, а цены должны устанавливаться в зависимости от спроса и предложения.
Главные признаки свободного рынка
После того как было дано определение данному понятию, стало ясно, что, исходя из него, каждый продавец и покупатель может попасть на рынок. Таким образом субъектов на рынке может быть множество, т.е. не будет только одного продавца, который предложит уникальный товар, или не будет одного покупателя, который сможет за определенную цену купить товар.
Еще одним основным признаком свободного рынка является мобильность факторов производства, т.е. когда продавец может с легкостью перейти в другую отрасль, начав заниматься деятельностью там.
Такие признаки фактически не выполнимы, так как в отношения всегда будет кто-то вмешиваться, государство будет следить за деятельностью субъектов, и конечно же, накладывать определенные ограничения.
Другие основные признаки свободного рынка
Чуть выше было перечислено несколько признаков, но их существует гораздо больше, что раскрывает суть данного понятия:
- Важную роль играет частная собственность.
- Есть возможность выбирать продавца и покупателя.
- Существует свободная конкуренция.
- Небольшое влияние со стороны государства.
Перечислив основные признаки свободного конкурентного рынка как модели, следует понимать, что у нее, как и у всего, есть две стороны медали, которые выражаются в преимуществах и недостатках.
Главным преимуществом является невозможность дефицита товара, потому что ресурсы распределяются эффективно, отчего зависит качество продукции. Также следует выделить, что при свободном рынке постоянно появляются новинки, все совершенствуются, технологии быстро развиваются. Даже несмотря на то, что все меняется, компании от этого становятся более гибкими и приспосабливаются к изменениям. А потребители, в свою очередь, спокойно выбирают тот товар, который удовлетворит их потребность полностью.
Но какие же тогда существуют недостатки у такой идеальной модели?
Свободный рынок не может гарантировать трудоустройство всех граждан, которые к тому же не будут заинтересованы участвовать в той деятельности, которая принесет пользу только государству, как, например, товары государственной обороны. Главным для каждого субъекта будет получение собственной выгоды. Свободный рынок никогда не будет стабильным, а значит, он подвержен экономическим спадам и рецессиям.