Главной особенностью любого рынка является конкуренция. Наряду со спросом и предложением, этот элемент обеспечивает его функционирование.
Определение термина
Фактически конкуренцией называют различные виды экономического соперничества между теми фирмами, компаниями и предпринимателями, которые занимаются производством товаров или услуг. Целью их противостояния становится получение более выгодных условий для ведения производственной деятельности, реализации своего продукта и, следовательно, увеличения объема прибыли.
Суть конкуренции
Наличие конкуренции выступает побудительным фактором, стимулирующим предпринимателей искать более выгодные решения возникающих производственных вопросов и проблем. Особенное влияние конкуренция оказывает на качество продукта, а также на скорость его сбыта.
Порой формы экономического соперничества достигают грандиозных масштабов, а накал страстей и эмоций достигает такого уровня, что выражение «конкурентная борьба» становится более чем уместным.
Чем конкуренция полезна для рынка
Выйдя на рынок, производители вынуждены постоянно отстаивать свои позиции, иначе они окажутся в числе многочисленных неприметных продавцов типичной продукции. Чтобы привлечь внимание покупателя, они применяют новые технологии, обновляют ассортимент, пристально следят за новыми научно-техническими разработками и внедряют их в свои производственные процессы. Кроме того, в интересах производителя - применение рационального подхода к распределению своих ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).
Наличие конкурентных условий на рынке позволяет потребителям пользоваться самой эффективной, действенной, привлекательной и экономически выгодной продукцией.
Виды конкуренции
Такое значимое понятие, как «конкуренция», объединяет большое количество более узких терминов. Существует классификация конкуренции по различным признакам, в результате чего различают такие типы:
- Внутриотраслевая.
- Межотраслевая.
- Добросовестная.
- Недобросовестная.
- Ценовая.
- Неценовая.
С точки зрения ограничений, которые действуют на рынке, существует конкуренция свободная (чистая, совершенная) и несовершенная. Далее будут рассмотрены особенности функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции.
Рыночная экономика свободной конкуренции
Совершенной называют конкуренцию, при которой на рынке представлены многочисленные покупатели и продавцы (производители), которые по отдельности занимают довольно малый сегмент рынка и не могут задавать какие-либо условия для продажи или покупки продуктов.
Нужно отметить, что совершенная свободная конкуренция считается, скорее, теоретическим понятием, которое чрезвычайно редко встречается в реальном мире (например, рынок ценных бумаг наиболее приближен к этой модели).
При свободной конкуренции информация о колебании цен, состоянии спроса и предложения, а также о предприятиях-производителях и покупателях становится общедоступной даже на межрегиональном уровне.
Еще одной особенностью чистой конкуренции становится свободное ценообразование. То есть цену устанавливает не производитель, а соотношение спроса и предложения.
Признаки рынка идеальной конкуренции
Судить о ситуации на конкретном рынке можно, изучив черты, которыми характеризуется система свободной конкуренции:
- Многочисленные продавцы (и покупатели) представляют схожие типы продукции (или покупательский интерес) и равны в своих правах.
- Нет барьеров, которые могут помешать новому участнику войти на рынок.
- Все участники рынка имеют доступ к полной информации о продукте.
- Реализуемые товары однородны и делимы.
- Отсутствие возможности применения неэкономических средств влияния со стороны одного участника по отношению к другим.
- Производственные факторы характеризуются мобильностью.
- Свободное ценообразование.
- Нет монополии (одного продавца), монопсонии (одного покупателя) и воздействия государства на формирование цены или состояние спроса и предложения.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет говорить о том, что конкуренция свободная (в таком случае она несовершенная). При этом намеренное удаление признаков для формирования монополии приводит к недобросовестной конкуренции.
Чем совершенная конкуренция полезна для экономики
Механизм свободной конкуренции позволяет сформировать особые условия на рынке, которые приносят пользу как производителям, так и потребителям продукта:
- Не секрет, что некоторые решения конкретного лица или организации может существенно повлиять на достижение желаемых целей. Преимуществом наличия конкуренции на рынке становится обезличивание решений экономических проблем, так как здесь отсутствует личное участие предпринимателя или государственного чиновника. Вместе с тем бессмысленно предъявлять претензии препятствиям, которые возникают из-за игры конкурентных рыночных сил.
- Условия свободной конкуренции диктуют неограниченную свободу выбора. Любому участнику рынка доступна возможность в свободном порядке выбрать область профессиональной деятельности, выполнять закупки, вести хозяйственную деятельность. Ограничением может выступать разве степень талантливости, а также то, способен ли предприниматель скопить необходимый капитал.
- Главным преимуществом чистой конкуренции можно считать формирование таких условий для производителя и потребителя, когда они оба оказываются в выигрыше.
Описанный фактор вступает в силу благодаря уравновешиванию показателей спроса и предложения и образованию цены равновесия. Это понятие характеризует тот уровень цен, который отвечает предельной полезности товара для покупателя и соответствует уровню производственных издержек.
- Рынок со свободной конкуренцией можно назвать регулятором общественного производства, так как с его помощью становится доступным решение ряда задач специфического экономического характера. Он обеспечивает существование условий для оптимального использования научных и технических разработок, которые применяют в процессе производства новых продуктов (внедрение новых техник и технологий, разработка усовершенствованных методик по организации и управлению производственным процессом). Участники рыночных отношений вынуждены приспосабливаться и адаптироваться к новым требованиям, предъявляемым к качеству, внешнему виду и стоимости продукции.
- Целью свободной рыночной системы становится конечная потребность человека. Благодаря этому, вся экономика ориентирована на потребителей и их запросы (которые выражаются в платежеспособном спросе).
- Рынок, на котором действует совершенная конкуренция (свободная, чистая), характеризуется оптимальным распределением ограниченных ресурсов: их используют там, где это может быть сделано максимально эффективно.
Роль государства в рыночных отношениях
Мнения многих экономистов сходятся в том, что рыночная структура не в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей всех членов общества, поэтому необходимо введение другого института, способного справиться с этой задачей. Эти функции берет на себя государство. С целью восстановления равновесия на рынке государство предпринимает некоторые меры, регулирующие рыночные отношения и конкуренцию в том числе. Главным правовым актом является ФЗ «О защите конкуренции», его положения направлены в основном на создание препятствий формированию монополий.
Недостатки и проблемы свободной конкуренции
В списке главных проблем социально-экономического характера, которые не могут быть решены рынком, можно перечислить следующие:
- Невозможность обеспечения экономики достаточным объемом финансовых средств. Поэтому государство занимается организацией денежного обращения страны.
- Отсутствие возможности обеспечить удовлетворение специфических потребностей общества. Конкуренция свободная предусматривает удовлетворение тех потребностей, которые поддаются выражению индивидуальным платежным спросом, однако следует учитывать и другие (дороги, дамбы, общественный транспорт и другие блага, предназначенные для коллективного использования).
- Недостаточно гибкая система распределения доходов. Рыночный механизм воспринимает как справедливый любой вид дохода, полученный при конкурентной борьбе. Однако здесь не учтены такие социальные слои, как инвалиды, пенсионеры, неимущие и нетрудоспособные граждане. По этой причине вмешательство государственных органов и перераспределение доходов становится необходимостью.
Кроме того, функционирование рынка совершенной конкуренции не предусматривает бережное отношение к невоспроизводимым ресурсам и заботу об их сохранности. Чтобы избежать истощения и нерационального использования лесов, запасов недр и морских ресурсов, а также избежать истребления отдельных видов животных и растений, государство вынуждено вводить строгие правила и законы. ФЗ «О защите конкуренции» является важным, но не единственным, так как рынок – это довольно сложная структура, и его регуляция требует учета многих факторов.