Андреева губа считается одним из крупнейших в Европе хранилищ, предназначенных для складирования отработанного ядерного топлива. Этот объект по праву считался самым опасным в плане радиации на всем протяжении холодной войны. Для многих этот топоним был самым страшным определением, характеризующим техническую базу на губе Андреева.
Месторасположение
Андреева губа находится прямо на берегу Баренцева моря. Сильно вдается в северо-западную часть берега. Назвали ее еще в честь Николая Андреева, бывшего доктором на шхуне "Бакан", служившей на Балтийском флоте. Она регулярно участвовала в полярных экспедициях, которые занимались исследованием Северного Ледовитого океана.
В нее впадает несколько ручьев. Губа имеет низменные берега. Глубина залива регулярно уменьшается в направлении вершины губы. Населенных пунктов на берегах губы нет. Административный центр находится в Заозерске Мурманской области.
Проблема с радиоактивными отходами
Самая известная проблема, которая уже много лет существует на губе Андреева в Мурманской области, связана с отходами. На одном из берегов залива располагается база Северного флота России, которую ввели в эксплуатацию еще в Советском Союзе, в 1961 году. Именно сюда на протяжении всей Холодной войны свозили отработанное топливо, которое извлекали из реакторов ядерных подводных крейсеров. В итоге сегодня наиболее актуальным в этом месте проблемы захоронения радиоактивных отходов.
Особенно остро она встала, когда в 1982 году здесь произошла крупная авария, которая поставила под угрозу здешнюю окружающую среду. Ее итогом стало загрязнение Баренцева моря. В водах оказались около 700 000 тонн воды повышенной радиоактивности.
В настоящее время многие международные наблюдатели считают, что склад в этом месте содержится в ненадлежащем состоянии. В основном из-за нестабильного финансирования. Из-за этого он представляет серьезную экологическую угрозу, которую по масштабам можно сравнить с аварией на Чернобыльской АЭС.
Авария на губе Андреева в Мурманской области
База Северного флота, на которой хранятся радиоактивные отходы, находится в непосредственной близости от многих населенных пунктов. В частности, всего в 55 километрах от Мурманска и 60 километрах от границы с Норвегией. Радиационная авария здесь произошла в 1982 году. В одном из бассейнов произошла утечка радиоактивной воды.
Ликвидация последствия этой катастрофы заняла несколько лет. Окончательно справиться с ней удалось только к 1989 году. За это время около 700 тысяч тонн радиоактивной воды оказались в Баренцевом море.
История хранилища
Хранилище на Андреевой губе появилось в начале 60-х годов. Ответственными за него были советские строительные войска.
По сути, это была техническая база, которая располагалась на берегу залива под названием Западная Лица. Хранилище состояло из двух пирсов, а также стационарного причала и пункта санитарной обработки. Также было хранилище бассейного типа, которое после 1989 года перестало использоваться. Помимо этого, располагались технические строения и контрольно-пропускной пункт.
Здание, в котором произошла авария
Цепная реакция, из-за которой началась авария, произошла в здании № 5. Это так называемое хранилище сырого типа. В нем были сооружены два бассейна, в которых хранились отходы. Они находились в стальных чехлах, вес каждого составлял около 350 килограммов.
Сами бассейны были длиной около 60 метров и глубиной в шесть метров. Вмещали до одной тысячи кубометров отходов.
В воде сами чехлы всегда хранились в подвешенном состоянии на мощных цепях. Они крепились на особых консолях на значительном расстоянии друг от друга, что позволяло исключить вероятность того, что цепная реакция начнется сама по себе.
Вода при этом выполняла функцию биологической защиты. К своему месту чехлы перемещали только под водой с помощью мощных цепей. Неоднократно чехлы могли падать на дно бассейна от малейшего удара. В результате дно было завалено ими, что представляло серьезную угрозу и опасность.
Служащие в то время в Заозерске Мурманской области вспоминали, что были поражены тем, куда попали. Все это напоминало какой-то фильм ужасов. Полностью черное здание без окон, которое стоит на скале среди одиноких сопок... Въезд в него украшали разбитые автомобили, которые когда-то перевозили ядерные отходы. Массивные ворота были местами сорваны с петель.
Само здание находилось в полуразрушенном состоянии. В крыше зияли дыры, электрооборудование периодически выходило из строя. Но самое страшное, по воспоминаниям очевидцев, это запредельные уровни загрязнений. Само здание номер 5 внутри было полностью радиоактивным.
Хронология аварии
Радиационная авария произошла в феврале 1982 года. Все началось с того, что течь дал правый бассейн пресловутого здания № 5. Для того чтобы обнаружить местонахождение трещин, было необходимо спуститься в сам бассейн. Однако это не представлялось возможным, так как зоны радиоактивного загрязнения в этом месте были запредельными.
Тогда было принято оригинальное решение - устранить течь, засыпав 20 мешками с мукой. Предполагалось, что трещины будут заклеены образовавшимся мучным тестом. Однако эта попытка ни к чему не привела. К тому же выяснилось, что на правой стороне здания появилась наледь. Способ оперативно признали неэффективным. Зато по размерам наледи удалось установить масштабы трещины. Оказалось, что в сутки выливалось 30 литров опасных отходов. Специальная комиссия предположила, что причиной течи стало разрушение металлической облицовки бассейна.
В апреле было установлено, что течь в бассейне пропускает уже 150 литров в сутки. В августе забетонировали часть подвала, истратив около 600 кубометров бетона. Но и этот способ показал свою неэффективность.
К сентябрю утечка достигла критической отметки в 30 тонн в сутки. Возникла опасность радиационного облучения всего персонала, а также заражения прилегающей акватории. Тогда на бассейн установили перекрытия из свинца, бетона и железа, что позволило сократить объем выбросов до 10 тонн в сутки. Правда, позже эксперты установили, что случилось это из-за переноса самого конструктива здания под весом новых перекрытий, который составлял несколько тысяч тонн. Многие считают, что обрушение здания не состоялось по чистой случайности.
В декабре 1982 года была завершена установка перекрытия над правой частью бассейна. В феврале 1983 года, то есть ровно через год после возникновения проблемы, на объект прибыли специальная комиссия министерства обороны. Она постановила запретить эксплуатацию хранилища, разрешив только работы, связанные с ликвидацией аварии. Только после этого новые отходы перестали отгружать в бассейн.
До сентября 1987 года проводилась выгрузка ОЯТ с губы Андреева из левого бассейна. Опасное топливо было отправлено на комбинат "Маяк". Остались только 25 чехлов, которые засыпали бором, чтобы поглотить нейтроны.
Окончательно выгрузить все радиационное топливо удалось только к декабрю 1989 года.
Причины разрушения бассейнов
Комиссии, работавшие на объекте, выдвинули несколько причин, которые привели в радиационной аварии.
Это могло быть низкое качество сварных швов, которыми была выполнена обшивка бассейна. Либо к таким последствиям привела сейсмическая активность земли. По еще одной версии, один из бассейнов потек из-за перекоса конструктива самого здания. А это уже произошло из-за слишком большого веса биологической защиты, состоявшей из перекрытий из свинца, железа и бетона.
И, наконец, некоторые специалисты обвинили во всем температурные перепады воды в правом бассейне. В данный момент большинство экспертов считают, что именно последняя версия - самая правдоподобная.
Дело в том, что из-за температурных перепадов увеличилось давление на сварные швы. Это привело к их последующему разрушению. Во время проектирования склада ядерных отходов считалось, что вода будет подогреваться исключительно за счет тепла, которое будут выделять отработавшие тепловыделяющие сборки. Они все время находились под водой в подвешенном состоянии.
Именно поэтому в здании № 5 была не предусмотрена отдельная система теплоснабжения. Но проектировщики допустили ошибку. В условиях Заполярья возникли условия, при которых поверхность бассейнов в зимние месяцы покрывалась коркой льда толщиной около 20 сантиметров. Для того чтобы избавиться от нее, лед начали плавить с помощью мощных струй пара, которые подавали прямо из котельной. Все это являлось грубыми нарушениями режима радиационной безопасности.
Происходило это так. Во льду бурилась лунка, в которую опускалась труба. Через нее в течение нескольких суток поступал пар, который плавил лед. Таким образом бассейн подогревался. В результате опасные радиоактивные аэрозоли разносились по всем помещениям здания № 5. А также выходили за его пределы - прямо в атмосферу.
Несчастный случай
За время ликвидации аварии произошел несчастный случай, который усугубил положение персонала. В то время, когда из бассейна извлекали чехлы, упавшие на дно, под угрозой оказались два ликвидатора.
Дело в том, что когда левый бассейн закрыли специальными защитными перекрытиями, ликвидаторы начали делать в них окна с помощью газорезки. Через них проникало устройство, способное захватывать чехлы со дна бассейна. После того как операции завершали, окна закрывали листом железа, защищая таким образом ликвидаторов от радиационного излучения.
Во время этих работ один из ликвидаторов, в звании старшины первой статьи, в суматохе случайно наступил на один из листов железа, которые прикрывали прорезанные окна. Не выдержав веса взрослого человека, лист вместе с ликвидатором провалился в радиоактивную воду. Чехлом ему придавило ноги, а брызги опасной воды попали на других ликвидаторов. На них в это время не было специальных средств радиационной защиты.
По воспоминаниям очевидцев, у всех присутствующих на лице отобразился неописуемый ужас, так как они представляли, какое опасное радиационное излучение на дне бассейна. Пришлось срочно принимать экстренные меры. Тогда один из ликвидаторов совершил настоящий геройский поступок. Он прыгнул в бассейн, чтобы спасти жизнь своего товарища. Через несколько секунд они вдвоем уже были на поверхности, но при этом промокли до нитки в радиоактивной воде. Оба были в полнейшем ужасе.
Позже ликвидатор, провалившийся в бассейн, вспоминал, что ему в тот момент показалось, что он очутился в аду. После падения в воду его ноги оказались придавлены чехлами, от которых исходила верная лучевая смерть. Он только и успел подумать, как глупо и нелепо умирать всего в 20 лет. Его друг Семенов, сам рискуя жизнью, ринулся в воду. Освободил ноги из-под опасных чехлов и вытолкнул на поверхность бассейна. Об этом случае рассказывается в книге "В обнимку со смертью под радиоактивной водой в губе Андреева", в которой подробно описывается вся эта ситуация.
Пострадавших ликвидаторов незамедлительно отправили для дезактивации в душевую. При поднесении прибора, определяющего излучение, к их одежде стрелка зашкаливала, показывая десятки миллионов бета-распадов. У обоих ликвидаторов сейчас же сбрили волосы во всех частях тела, поместили жить отдельно от остального персонала. Теперь ели они исключительно в резиновых перчатках. Потому что мощным источником опасного гамма-излучения стало само их тело. Какую дозу облучения получил каждый из них, доподлинно неизвестно до сих пор. Дело в том, что их дозиметры были потеряны при падении в бассейн.
Руководитель работ по ликвидации аварии Анатолий Сафонов позже признавался, что только через месяц им удалось отмыть свои тела от смертельных радиоактивных веществ. Толстую кожу, например, на пятках, пришлось срезать при помощи лезвия. Прямо до крови. Потому что эти участки тела не поддавались дезактивации.
Полноценного медицинского обследования ликвидаторов так и не провели.
Цепная реакция во время ликвидации
Еще одно чрезвычайное происшествие случилось во время выгрузки чехлов из здания № 5. Когда их переносили в блок сухого хранения, неоднократно возникали ситуации, при которых из деформированных ударами и льдом чехлов высыпалось на поверхность отработавшее ядерное топливо.
Когда это происходило, матросы обычной лопатой быстро засыпали его в ячейки, предназначенные для утилизации. Они представляли собой трубы из стали, глубиной до четырех метров, а диаметров около 400 миллиметров. Их устанавливали в вертикальном положении, а снаружи заливали бетоном. Все это приводило к возникновению критической массы, что приводило к самопроизвольной цепной реакции. Через некоторое время над этими ячейками стало образовываться голубоватое свечение. При этом оно сопровождалось жужжанием, которое через некоторое время затухало.
Все тот же руководитель последствий ликвидации аварии Анатолий Сафонов вспоминал, что это наблюдали все окружающие, в том числе и матросы, находившиеся в опасной близости от этих ячеек. Однако официальных заявлений и докладов о происходящем не делалось. Объяснял он это тем, что на флоте такую информацию в то время было принято тщательно скрывать, чтобы не быть самому обвиненным в произошедшем. Поэтому все предпочитали помалкивать.
Более того, подобные вспышки, но уже сине-зеленого грязноватого цвета, многие видели и в левом бассейне здания №5 в то время, когда проводились работы по поднятию чехлов с самого дна. Находившийся в то время на месте военный физик Леонид Георгиевич Конобрицкий подтвердил, что это были самопроизвольные цепные реакции.
Все присутствовавшие осознавали, что под угрозой находился расположенный неподалеку Мурманск. Баренцево море также становилось опасным радиоактивным объектом.
С последствиями этой аварии окончательно удалось справиться только через несколько лет.
Решение проблемы
В настоящее время многие ученые и исследователи работают над тем, чтобы нивелировать угрозу, которая существует на Андреевой губе. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны.
Летом 2017 года начал свою работу промышленный комплекс, который предназначен для извлечения отработанного ядерного топлива. Эти отходы отправят на переработку, с последующим захоронением на территории Челябинской области. Предоставить такую возможность сегодня готов комбинат "Маяк".
Средства на реализацию этого проекта потребовались огромные. По оценкам специалистов, около 100 миллионов долларов. Деньги были выделены международным консорциумом, который находится непосредственно под эгидой Европейского банка развития и реконструкции. Предполагается, что хранилища отработанного ядерного топлива удастся очистить за 5 лет. Таким образом можно будет окончательно снять вопрос об угрозе экологический катастрофы в этом районе.