Барселона знаменита своими историческими достопримечательностями и потрясающим сочетанием зданий с причудливой архитектурой. В нашей статье мы хотим рассказать о гениальном архитектурном творении - соборе Саграда-Фамилия. Удивительное строение привлекает туристов со всего мира, своими причудливыми формами и рельефами, перенося их в Библейские времена.
Исторические факты
Искупительный собор Саграда-Фамилия строится уже более 150 лет и считается наиболее известным долгостроем. В это сложно поверить, но так оно и есть на самом деле. В 2005 году ЮНЕСКО даже зачислило этот уникальнейший объект в свои списки наследия человечества, что само по себе уже говорит о значимости строения.
В свое время идея возведения храма возникла у обычного продавца книг из Барселоны Жозепа Бокабельи. В те далекие времена он возглавлял общину почитателей Иосифа. В 1872 году Бокабельи приехал в городок Лорето, в котором находился дом, служивший согласно легенде обителью Иисусу, Марии и Иосифу. Торговец книгами был так очарован красотой храма, что решил создать его копию в родном городе.
Мысль о подобном строительстве в конце концов переросла в решение построить необычное сооружение в центре Барселоны. Однако из-за нехватки средств Бокабелью удалось приобрести землю только на окраине города.
Собор Саграда-Фамилия, как его часто называют наши туристы, был основан 19 марта 1882 года. Вообще стоит отметить, что правильно название сооружение звучит немного иначе – храм Саграда-Фамилия. Начало строительства превратилось в важное событие, в котором принимали участие представители духовенства и городские власти. Архитектором Саграда-Фамилии стал Франсиско дель Вильяр. Именно он предложил построить храм в неоготическом стиле, которых был невероятно популярен в ту эпоху. Однако во время строительства у архитектора появились разногласия с исполнителями, поэтому в дальнейшем он отстранился от участия в проекте.
Гениальный Гауди
В 1883 году дальнейшее строительство собора Саграда-Фамилия в Барселоне возглавил знаменитый Гауди, который в свою очередь внес значительные изменения в проект и решил воздвигнуть гигантское строение. По его задумке, вокруг церкви построят каменные колонны наподобие деревьев, крытые арки и скамьи для прихожан.
По замыслу архитектора, собор Саграда-Фамилия одновременно должен был принимать до 14 тысяч прихожан. Еще с самого детства Антонио Гауди имел необыкновенную фантазию, чем сильно отличался от своих товарищей и сверстников. Казалось, что мальчик имел какую-то особенную связь с окружающим его миром, он невероятно ценил все то, что было создано природой. Антонио мог часами любоваться облаками и представлять себе, что это деревья, сказочные персонажи или звери. Даже капли росы в траве и цветы вызывали интерес у юноши и восхищение. Все увиденные им предметы, он в своих фантазиях превращал во что-то необыкновенное.
Несмотря на то что Гауди слыл сторонником экспериментов, в строительстве тончайшее чутье его никогда не подводило. Его творения всегда были прекрасны и естественны, а любые необычные идеи соответствовали строгим инженерным правилам. Архитектор использовал в своей практике самые новейшие мысли того времени, за что его смело можно назвать новатором.
Такая непростая наука как сопромат была уже тогда известна Гауди, и он активно пользовался своими знаниями.
Планы Гауди
Для того чтобы храм Саграда-Фамилия в Барселоне выглядел более величественно, Гауди в своих эскизах отметил, что высота центральной башни Христа должны быть на метр ниже, чем гора Монжуик. Религиозный архитектор считал, что творение рук человека не может быть выше, чем Божье создание. Согласно планам, фасады предполагалось украсить сценами на тему рождения и воскрешения Христа.
Гауди неоднократно упрекали в том, что строительство идет слишком медленными темпами. На что архитектор отвечал, что его детище никуда не торопится. Изначально предполагалось, что храм будет строиться на пожертвования. Однако Антонио был настолько одержим своим проектом, что вложил в строительство все свои имеющиеся средства. Но и этих денег не хватило, приходилось собирать по домам.
Но, к сожалению, в 1926 году жизнь гениального архитектора оборвалась. На тот момент Гауди было 74 года. Из своего проекта он успел воплотить в жизнь только часть - создать одну башню Саграда-Фамилии, фасад Рождества, крипты и апсиды. С 1954 года и по сей день строительство ведется дальше.
Последователи Гауди
В девяностых годах прошлого века за храм взялся новый архитектор - Субиракс. Он принялся за создание фасада под названием Страсти Христовы. Интересен тот факт, что новый архитектор был настоящим атеистом, в отличие от глубоко верующего Гауди. Когда Субиракс получил столь заманчивое предложение заняться изготовлением скульптур для оформления фасадов, он целый год занимался изучением творчества Гауди. И только в 1987 году принялся за работу. В настоящее время Субиракс с несколькими другими архитекторами работает над нефами, внутренним двориком и хорами храма Саграда-Фамилия. Абсолютно весь декор строения содержит христианские символы. При просмотре элементов здания создается впечатление, будто перелистываешь страницы Библии.
В общей сложности запланировано строительство восемнадцати башен. Все они будут находиться на разной высоте. Башня Христа – самая высокая, на ее шпиле будет расположен крест. Немного меньшими размерами будет обладать башня Девы Марии. Следующие четыре будут символизировать евангелистов. Также в храме запланировано двенадцать колоколен, которые олицетворяют количество апостолов.
Несмотря на то что собор Саграда-Фамилия внутри не закончен, равно как и снаружи, в 2000 году его уже освятил Папа Римский Бенедикт шестнадцатый. Храм официально признан пригодным для ведения церковных служб.
Фасад Рождества
Фасад Рождества строил еще сам Гауди, через него посетители заходят в храм. Изначально было возведено здание, которое разделили на три входа во внутренние залы. Оно оснащено четырьмя колокольнями с высокими шпилями в честь святых апостолов Иуды, Варнавы, Симона и Матфея. Открытая легкая конструкция башен возводилась с учетом выхода звуков колоколов, отчего внешне они похожи на жалюзи.
Фасад Славы
Фасад Славы выходит на улицу Калле Маллорка. Его тематика связана с грехопадением и добродетелью. Строение смотрит в сторону побережья, поэтому в течение всего дня находится под солнечными лучами. Даже в этом скрыт глубокий смысл, поскольку Слава это и есть свет, приносящий радость и духовное счастье. Строительство этой части храмового комплекса начато совсем недавно. Но уже имеются четкие планы и сюжетные линии, которые будут демонстрировать библейские сюжеты.
Фасад Страстей
А вот фасад Страстей был задуман еще гениальным Гауди, который хотел изобразить на нем картины, демонстрирующие последние дни жизни Христа. Все скульптуры выполнены настолько мастерски, что непроизвольно привлекают внимание людей.
Необычно выполнены и ворота фасада Страстей. На бронзе высечен фрагмент текста из Евангелия, в котором идет повествование о земной жизни Сына Божьего.
Монастырь
Монастырь, по плану, должен будет находиться за границей храма, обрамляя его кольцом, которое будет прерываться только в районе ворот и апсиды. Строение должно выполнять роль своего рода защиты от уличного шума и суеты.
Апсида
Между фасадами Рождества и Страстей находится Апсида. Ее строили еще одной из первых, поэтому она выполнена в готическом стиле. Апсида посвящена почитанию памяти Божьей матери. Лицевая ее часть еще находится на этапе строительства. Многие фигуры и элементы уже выполнены, но еще многое предстоит доделать. Так, например, планируется воздвижение внутри статуй, олицетворяющих основоположников религиозного ордена. А на самом верху должен быть сооружен купол Святой Марии, который увенчает звезда.
Внутренняя часть
Нестандартной видел Гауди и внутреннюю часть храма. В качестве распределения нагрузки на многочисленные арки и колонны, он решил применить колонны-деревья. Такая гениальная идея придала красоту внутренней части храма.
Строительство собора внутри продолжается и по сей день, но все же посетители имеют возможность приобрести билеты в Саграда-Фамилию и посетить это удивительное место, поскольку здесь есть на что посмотреть. Внутри здания вообще чувствуется особая атмосфера, которая отчасти достигается игрой света. Дело в том, что сам Гауди считал, что яркое освещение внутренней части может нарушить гармонию декора и не создаст атмосферу душевного покоя. Поэтому свет в здание проникает сквозь цветные стеклянные витражи, что создает особый настрой.
Уже сейчас все желающие могут подняться на лифте на колокольни, которые соединены между собой мостиками. А в подвальном помещении здания располагается музей, в котором можно узнать обо всех этапах строительства.
Музей
После того как были завершены работы над криптой, был открыты музей в 1961 году. Он и сейчас открыт для посетителей. В нем можно увидеть необычные экспонаты, как, например, подлинники чертежей и рисунков Антонио Гауди, которые хранятся в специальных комнатах со слабым освещением для максимальной защиты бумаги от влияния внешних факторов.
Кроме того, в музее можно посмотреть на фотографии, на которых запечатлены все этапы строительства, имеются даже фото с сами Гауди.
На полках музея собраны разные модели архитектурных элементов храма и другие необычные экспонаты, посвященные всем этапам проектирования и строительства Искупительного храма, посвященного Святому Семейству. Также здесь можно увидеть многие репродукции творений Гауди, который очень любил Каталонию и редко выезжал за ее пределы.
Как добраться до Саграда-Фамилии?
Туристам, которые решили посмотреть храм, интересно будет знать, каким транспортом можно добраться до места назначения. Удобнее всего воспользоваться метро. Выходить нужно на станции "Саграда-Фамилия" (5-я и 2-я линия). Кроме того, к храму ходят маршрутные автобусы 19, 43, 34, 50. Не стоит забывать и о туристических автобусах «Сити Тауэр» и «Бас Туристик», которые курсируют по специальным маршрутам, охватывающим самые интересные места Барселоны.
Адрес Саграда-Фамилии: город Барселона, Маллорка.
Эксперты делают самые разные прогнозы относительно окончания строительства. По плану храм должен быть полностью достроен через десять лет. Необыкновенная акустика, которая была продумана еще самим Гауди, позволит собрать в храме 2,5 тысячи певчих для исполнения торжественной литургии под аккомпанемент нескольких органов. Храм должен стать одним из наиболее грандиозных творений в мировой архитектуре.
Билеты
Несмотря на то, что храм еще не полностью достроен, его уже можно посетить. Билеты в Саграда-Фамилию можно купить в кассах около собора. Их стоимость варьирует в пределах 15-29 евро, а для детворы билеты обойдутся немного дешевле (15 евро билет без гида; если вы планируете подняться на башню, то придется заплатить 22 евро без услуг гида и 29 евро с гидом).
Храм уже сейчас пользуется невероятной популярностью. В период туристического сезона около касс собирается большое количество людей. Опытные туристы рекомендуют приобретать билеты с русским аудиогидом, чтобы можно было узнать историю строительства величайшего храма. У собора имеется свой сайт, на котором также можно забронировать экскурсию. Но к сожалению, ресурс не снабжен русской навигацией.
Отзывы туристов о посещении храма
Восторженные отзывы о Саграда-Фамилии дают основание рекомендовать храм для посещения. Неповторимое монументальное сооружение достойно того, чтобы его увидеть. Многие даже считают собор главной достопримечательностью Барселоны. Конечно, столица Каталонии и без того переполнена интереснейшими местами, но Саграда-Фамилия - это нечто особенное и неповторимое. Туристы отмечают, что внутри храм потрясающе красив. Создается впечатление, что находишься в саду, среди деревьев, поскольку колонны выполнены в виде растений. В соборе совершенно особенное освещение благодаря многочисленным цветным витражам. Во внутренней части храма вас не одолевают тягостные чувства, что свойственно многим строениям подобного плана. Большое количество солнечного света делает внутреннее пространство невероятно красивым. Все-таки Гауди удалось достигнуть задуманного.
Снаружи стоит полюбоваться фасадами здания. Пока готовы лишь два из них. По мнению туристов, хорошо заметно, какой из них был выполнен великим мастером. Современное строительство хоть и ведется в том же ключе, что и во времена Гауди, но разница между рукой гения и мастеров нашего времени видна невооруженным глазом.
Такого великолепия вы наверняка не увидите нигде больше, поэтому храм стоит непременно посетить. Но только туристы рекомендуют приобретать билеты через Интернет заранее, иначе придется стоять в очень длинной очереди.