Практичные надувные лодки давно завоевали популярность у любителей рыбалки. Они не доставляют хлопот в транспортировке, хорошо управляются и отличаются высокой ремонтопригодностью, что позволяет смириться с низкой защищенностью поливинилхлорида (ПВХ). При этом эксплуатационные динамические свойства в первую очередь определяют двигатели для лодок, характеризующиеся мощностным потенциалом, размерами и качеством исполнения конструкции. Совокупность этих параметров по-разному отражается в агрегатах и в зависимости от принадлежности к той или иной категории. Существуют разные виды и модификации двигателей, о которых стоит составить представление для правильного выбора.
Производительность как основа классификации
Условно разграничить сегмент по характеристикам производительности можно исходя из длины лодки. Наиболее выражены отличия силовых агрегатов, которые предназначены для моделей длиной 3 м, 3,5 м и 4 м. Конечно, это средний сегмент, но он же самый популярный и охватывает большую часть двигателей, используемых рядовыми любителями рыбалки и водных прогулок. Итак, двигатели для лодок первой группы устанавливаются на 3-метровый транспорт и могут иметь мощность от 2 до 5 л. с. При этом специалисты рекомендуют в выборе конвертировать этот показатель с пересчетом на 3,68 Квт таким образом, чтобы значение было ниже данного уровня. Это позволит управлять лодкой без специальных прав. Вторая группа – модели с силовым потенциалом от 6 до 7 л. с., которые устанавливаются на лодки длиной 3,5 м. Но и тут есть свои нюансы. Так, отмечается, что для глиссирования на таких моделях придется обзаводиться движком не меньше чем на 10 л. с. Крупногабаритные 4-метровыелодки потребуют использования мотора, как минимум, на 18 л. с., а лучше – с потенциалом выше 20 л.с.
Оптимальное соотношение скорости, нагрузки и мощности
Для одиночного отдыха предназначены двигатели на 5 л. с. с учетом инвентаря и прочего груза. В этом случае можно будет развивать неплохую динамику до 25 км/ч с возможностью глиссирования. С двигателями до 4 л. с. такие возможности будут недоступны физически, но, опять же, скромная производительность позволяет обходиться без прав на управление. На двух человек с учетом поклажи стоит приобретать двигатели на 9-10 л. с. Такая установка обеспечивает до 35 км/ч при движении в формате глиссирования. Что касается моделей мощностью от 15 л. с., то в динамике они ничего особенного не продемонстрируют, зато эффект расхода топлива будет ощутимый. Мощный двигатель для моторной лодки оправдывает себя не как скоростное средство движения по водной глади, а как надежный транспорт, рассчитанный на длительные сеансы непрерывной эксплуатации.
Бензиновые агрегаты
Традиционные приводы сохраняют серьезные позиции на рынке даже под натиском новых и более технологичных решений. Чем же привлекает пользователей шумный, тяжелый агрегат, который к тому же загрязняет окружающую среду своими выхлопами? И бензин, и дизель обеспечивают высокую мощность, конструкционную надежность и ремонтопригодность. Все же привычность того же бензинового мотора обуславливает и его привлекательность с точки зрения возможности исправления повреждений в домашних условиях. С другой стороны, двигатели для лодок на традиционном топливе нуждаются в регулярном обеспечении маслом. Кроме бензина, в бак нужно заливать масляные смеси, приготовленные из компонентов в специальных пропорциях. К слову, в четырехтактных моделях обычно для масла предусматривается отдельный бачок. Это удобное решение с точки зрения комфортности топливного снабжения, но малопривлекательно в плане увеличения габаритов и утраты физической эргономики.
Электрические двигатели для лодок
Электропривод имеет противоположенные отрицательным качествам бензиновых аналогов преимущества, среди которых малошумность, небольшой вес, удобство транспортировки и физического обращения, экологичность. Что же мешает таким агрегатам занять безусловные лидерские позиции в сегменте? В первую очередь, это недостаток мощностного потенциала. Такие модели невыгодно делать высокопроизводительными, поэтому о серьезных марафонах на воде с таким оснащением придется забыть. Обычно электрический двигатель на лодку ПВХ устанавливают с целью неспешного движения по мелководью. Мотор практически не пугает рыбу, что облегчает задачи рыболовов. Что касается самого энергоснабжения, то оно осуществляется благодаря аккумуляторам или батареям. Их предварительно следует заряжать от обычной электросети. Электроэнергия обходится дороже бензина, но о прямом экономическом превосходстве бензиновых агрегатов тоже говорить нельзя. Прожорливые мощные движки из традиционных серий тоже обходятся недешево.
Особенности водометного привода
Принципиальные конструкционные отличия имеют модели с водометным приводом. Как и электромоторы, такие движки позволяют использовать лодку на мелководье. Но не по причине малошумности, которая, к слову, тоже может иметь место, а в силу отсутствия винта. Под корпусом силовой установки не предусматривается редуктор с выступами, поэтому система водомета дает возможность перемещения над препятствиями разной степени сложности. Отсутствие винтовых элементов и скегов также устраняет инженерные факторы, которые снижают маневренность водного транспорта. Но так ли безупречен водометный двигатель для лодки? Во-первых, по средним меркам он стоит в полтора раза дороже обычных винтово-рулевых аналогов. Во-вторых, практика эксплуатации выявила несколько негативных особенностей водомета, которые связаны с однорычажной системой управления лодкой.
Двух- или четырехтактный?
Отличия между этими видами двигателей во многом пересекаются с разницей между бензиновыми и электрическими моторами. В частности, два такта работы движка определяют его скромный вес (в среднем на 15 кг меньше, чем у четырехтактных моделей), малошумность и невысокую производительность. В свою очередь, четырехтактный двигатель на резиновую лодку, по отзывам владельцев, обходится экономнее в плане расхода топлива и, как уже говорилось, не требуется специального смешивания масла с бензином, так как оно заливается в отдельный бак. Что же касается непосредственно эксплуатационных качеств, то двухтактные стоит выбирать для решения несложных задач – прогулки по мелководью или деликатную ловлю с троллингом можно назвать целевыми мероприятиями такой техники.
Изготовители техники
В выборе мотора стоит отдавать предпочтение именитым маркам наподобие Suzuki, Honda, Tohatsu и т. д. У каждого изготовителя свой подход к разработке моторов, свои ограничения и технологические особенности. К примеру, на отечественном рынке популярна техника Mercury, которая прежде ассоциировалась с традиционными решениями. Но не так давно появилась довольно успешная водометная серия JET, в которой использовались передовые разработки. Положительные впечатления об эксплуатационных качествах оставляют и двигатели «Ямаха» для лодок разного назначения. В последних версиях японской линейки появляется инновационная система зажигания CDI, позволяющая минимизировать расход топлива, оптимизированная схема работы карбюратора и генератор тока на 12V.
Советы по эксплуатации
Начинается процесс эксплуатации с полного осмотра двигателя на предмет внешних повреждений, нарушений герметичности, недостаточной прочности соединений и т. д. Изначально следует иметь в виду, что установка двигателя на лодку производится на базе транца – соответственно, и конструкция должна подбираться в соответствии с его толщиной. К примеру, при толщине транца 25 см и более допускается установка движков до 15 л. с. Также для всех надувных лодок действует единое правило по расчету нагрузки – допускается не более двух человек с поклажей, иначе невозможно будет эффективное управление и режим глиссирования.
Заключение
Силовые агрегаты для водной техники имеют множество особенностей, связанных и с конструкцией, и с эргономикой. Опытные рыболовы и просто любители отдыха на озерах и водоемах знакомы с разными нюансами эксплуатации такого вида транспорта, а для новичков рекомендуется главным образом учитывать правила безопасности. В частности, двигатель для надувной лодки всегда должен иметь ремкомплект с базовым набором необходимых расходников. Как минимум в нем должны быть свечи зажигания. Но о стабильной работе двигателя стоит заботиться еще до отправления. Например, рекомендуется готовить топливно-масляные смеси за день до эксплуатации техники. Это улучшит качества присадок и модификаторов состава.