Работники РЖД, как локомотивной, так и поездной бригады, согласно должностной инструкции, носят определенную форменную одежду. О том, какова она, форма железнодорожников России, мы поговорим в этой статье - приведем ее краткую характеристику, разновидности, знаки отличия, историю возникновения и модификации.
О современной форме
Форменная одежда работника железной дороги говорит о его причастности к корпорации ОАО РЖД. Ее ношение обязательно для всех структурных подразделений. О принадлежности к какому-либо региональному филиалу компании говорит специальный знак на рукаве кителя или рубашки - аббревиатура отделения железной дороги. Пенсионеры-железнодорожники имеют право надевать свою форменную одежду с теми знаками различия, которые были получены ими в момент выхода на заслуженный отдых.
О своей новой форме железнодорожника представители "Российских железных дорог" отмечают следующее:
- Соответствие универсальному новому бренду корпорации.
- Уход от некой военизированности.
- Учет исторических традиций, внимание к их преемственности.
- Комфорт, удобство, функциональность и безопасность как повседневной, так и парадной формы железнодорожников.
- Эстетичный внешний вид, оригинальность, обращение к современным модным тенденциям в сфере рабочей одежды.
Для каждого работника предусмотрен сборный комплект моделей предметов гардероба и аксессуаров, которые вместе составляют фирменную форму. При этом в нее не позволяется добавлять что-либо от себя - украшение, головной убор, свитер, рубашку и т. д. Сроки эксплуатации формы следующие:
- Костюм - два года.
- Верхняя зимняя и демисезонная одежда (плащи, куртки, пальто) - 4 года. Для трудящихся в фирменных поездах - 3 года.
На всех формах железнодорожников в обязательном порядке красуется знак отличия - овальный контурный серый щит с красной окантовкой и красными стилизованными вышитыми буквами "РЖД". Он обязательно помещается на левый рукав - рубашки, костюма, верхней одежды.
Основных разновидностей форм можно выделить четыре:
- проводницы;
- проводника;
- работника локомотивной бригады;
- кассира.
Требования к форменной одежде РЖД
Форма железнодорожника, фото которой вы можете рассмотреть в статье, должна отвечать следующим требованиям:
- эстетичный вид;
- экономичность;
- износоустойчивость;
- практичность;
- безопасность;
- минимум ухода от традиций;
- соотвествие современной моде.
Кроме того, она должна быть выполнена в гармонии с основными фирменными цветами компании - серым, серебристым, красным и темно-синим. Большое внимание уделяется и выбору подходящей ткани. Она должна быть дышащей (гироскопической), грязеотталкивающей, образцово держать форму и не быть подверженной сминанию.
Важным условием является и сравнительная дешевизна материала - ведь коллектив сотрудников РЖД исчисляется несколькими миллионами. Поэтому и при раскрое должен выходить минимум затрат. Что важно - форма конструируется по российским лекалам.
Классы работников и спецодежда
Форма железнодорожников России, фото которой вы увидите в материале, - это спецодежда пяти основных классов трудящихся в РЖД:
- Руководители высшего и среднего звена.
- Руководители младшего разряда и рядовой состав.
- Работники фирменных поездов.
- Трудящиеся локомотивных бригад.
- Работники вокзалов.
Работники первых трех классов имеют не только повседневный и парадный костюм, но и форменную верхнюю одежду. Машинистов снабжают жилетами и легкими куртками. Для работников касс же верхняя одежда не предусмотрена. Рассмотрим составляющие форм самых популярных классов.
Женский комплект проводника
Данная женская форма железнодорожника состоит из следующих элементов:
- Шелковый нашейный платок с символическими обозначениями РЖД.
- Фирменная шапочка с эмблемой компании.
- Зимняя шапка дубленой овчины, украшенная кокардой.
- Красный шерстяной зимний шарф.
- Юбки: красная (парадная) и серая (повседневная).
- Блузки с разной длиной рукава: белая, голубая и красная.
- Серая трикотажная жилетка.
- Серые брюки.
- Серая куртка на молнии, отделанная красной окантовкой.
- Рабочий фартук.
- Утепленное зимнее темное пальто.
Мужской комплект
Новая форма железнодорожника состоит из таких компонентов:
- Фирменный галстук и зажим к нему.
- Фуражка.
- Шапка из овчины на зимний период.
- Рабочий фартук.
- Рубашки с разной длиной рукава - белая и голубая.
- Серый вязаный жилет.
- Серые брюки.
- Две разновидности курток - серая без подстежки, украшенная красным кантом, и с подстежкой из ткани-плащевки.
- Зимний утепленный плащ с подстежкой.
Форма работника локомотивной бригады
По словам создателей, данная форма железнодорожника изготовлена с применением новейших нанотехнологий - используемая ткань прочна, износоустойчива, трудно загрязняема. Сам комплект состоит также из нескольких составляющих:
- Фирменный галстук машиниста.
- Фуражка, украшенная на околыше серой лентой, а на тулье - красной окантовкой.
- Форменная куртка цвета графита на молнии.
- Утепленная темная куртка с подстежкой.
- Серый трикотажный жилет.
- Рабочие брюки.
- Рубашка.
Форма вокзального работника
Форма одежды железнодорожников-кассиров, а также других работников вокзала следующая:
- Фирменный шелковый шарфик с символикой "Российских железных дорог".
- Блузки с различной длиной рукава и вариацией оттенков.
- Серая прямая юбка.
- Схожего фасона брюки.
- Полушерстяной красный жилет (костюмная ткань).
- Полушерстяной серый жакет.
Частности и особенности
Форма для работников фирменных поездных составов разрабатывалась отдельно - в проекте была отмечена художник-дизайнер Алена Петрова и компания "БТК-групп". Так, для работников "Сапсана", "Ласточки" и других именных поездов были разработаны особые формы железнодорожника, фото одной из которых представлено ниже. Кроме костюма, верхней одежды, она имеет еще и отличные галстуки, шейные платки, женские, мужские шарфы и проч.
Примечательно изготовление форменного костюма для Владимира Якунина - главы РЖД. Ткань для него была специально привезена из Великобритании, а работа была полностью ручной. Погоны, обшлаги и воротник вышивались специальными нитками, содержащими серебро.
Еще одна особенность, которая объединяет всю форменную одежду работников РЖД, - это одинаковые пуговицы, специально разработанные Геральдическим советом при Президенте. Представляют собой круглое серебристое изделие с бортиками и эмблемой главной российской железнодорожной корпорации.
О создании новой формы
Модернизация формы началась в 2003 году - тогда железнодорожная корпорация объявила о старте конкурса, открытого для всех модельеров. Условиями выступали данные с опроса самих работников железных дорог - что им казалось неудобным и некрасивым в старой форме, должно было стать табу для новой.
Спустя три года состоялся показ образцов как формы железнодорожника, так и сопутствующих аксессуаров и знаков различия. Свои работы представили весьма видные дизайнеры-модельеры:
- Петербургский салон Елены Бадмаевой.
- Московский ФПК "Экспоцентр".
- Чувашский Дом моды И. Дадиани.
- Московская студия Дениса Самачева и мн. др.
Однако жюри определило победителем дизайнера из Москвы Викторию Андреянову. Именно ее работы показались как оригинальными и современными, так и связанными с историческим прошлым железных дорог. В 2008 году состоялся первый комплексный показ одежды для проводников, кассиров и машинистов. На следующий год первая пробная партия одежды была внедрена на Октябрьской железной дороге. А уже в 2010 году доработанная с учетом всех пожеланий и предложений работников форма начала массово поэтапно внедряться во всех отделениях РЖД.
Форма студента-железнодорожника
В отличие от кадровых работников, форма студентов железнодорожных учебных заведений не является унифицированной. Однако учащиеся каждого из них обязаны носить определенную одежду на занятия - во многом она напоминает обмундирование работников железных дорог:
- Черные или темно-синие строгие прямые юбки и брюки.
- Классическая железнодорожная рубашка с погонами, а иногда и определенным знаком отличия - голубая или белая.
- Галстук с держателем в виде символа железнодорожных перевозок.
- Иногда - трикотажная жилетка с фирменной окантовкой.
- Фуражка или пилотка с фирменным знаком РЖД.
Также распространена и практика так называемых студенческих отрядов - набор учащихся непрофильных колледжей и вузов для подработки проводниками в летний период. Ребята носят подобную студентам-железнодорожникам форму. Нередко их отличает форменная куртка-целинка с рядом нашивок - название и эмблема самого отряда, учебного заведения, характер деятельности юного работника, должность в студенческом объединении. Название произошло от слова "целина" - в советский период это название современных летних каникул, а тогда - трудового летнего семестра.
Форма железнодорожников царской России
История формы железнодорожника начинается с 1809 года. И связана она с Институтом Корпуса инженеров путей сообщения. Это учреждение было полувоенным, что и сказалось на форме его кадетов и выпускников. Отличали их звания серебристые эполеты с позолоченными звездочками. До 1867 г. выпускники носили военные мундиры. С 1830 по 1932 г. железнодорожников также отличали пуговицы с крестообразно перекрещенным якорем и топором.
Про форменные костюмы первых служащих известно мало. Например, для работников Царскосельской железной дороги они выписывались из-за рубежа. Кочегары, машинисты и их помощники, кондукторы и обер-кондукторы носили военный мундир и каску. Последние две категории также имели право на ношение фашинного ножа. С 1855 г. выслуга лет стала отмечаться специальными серебряными галунами: 5 лет - на обшлага рукавов, 10 лет - на воротник и фуражку.
Первая единая форма была введена в 1878 г. Ее отличия зависели от разряда:
- инженер ж/д путей;
- чиновник центрального учреждения;
- чиновник регионального учреждения;
- рядовой служащий.
Различия - это цвет выпушек, бывший красным, синим, желтым и зеленым.
В 1904 году инженеры и чиновники имели 7 разновидностей форменной одежды:
- будничная;
- дорожная;
- обыкновенная;
- летняя;
- парадная;
- особая;
- праздничная.
Советская история железнодорожной формы
Рассмотрим основные вехи истории советской формы железнодорожника в Ростове, Москве, Челябинске и других городах:
- 1926 г. - введение первой советской форменной одежды работника ж/д путей.
- 1932 г. - появление новых особенностей: синего сукна и красных знаков различия на петлицах - звезды, шестигранники, углы.
- 1943 г. - появление персональных званий и знаков различия на погонах. Принадлежность к той или иной сфере ж/д хозяйства определялась специальной эмблемой: мост - строители, паровоз - локомотивщики, вагон - бригада проводников, советские серп и молот на фоне французских молота и ключа - административная служба.
- 1955 г. - форма приняла более гражданский вид, а знаки различия переместились на петлицы.
- 1963 г. - появление собственного знака железных дорог СССР - колеса, обрамленного крыльями.
- 1973, 1979 гг. - изменения знаков различия.
В 1995 году появилась новая форма железнодорожника РФ:
- Знаки различия: поперечные полупогоны с перекрещивающимися рядами звезд.
- Эмблема: колесо в форме эллипса с крыльями (для лиц высшего и среднего начальствующего состава вышивается золотистым цветом, для младшего звена и рядовых сотрудников - золотистого цвета металл).
- Кокарда на головных уборах: золотистый технический знак (молоток и разводной ключ) в эллипсе, обрамленном крыльями и лавровыми ветвями.
Как мы можем судить, исходя из этого краткого исторического экскурса, описания и фотографий сегодняшней формы железнодорожников, современная рабочая одежда работников РЖД действительно самая удобная, эстетически приятная и гармоничная в разных комбинациях для всех сезонов.