Карвелис Марк Антонович - кандидат культурологии. Масонская символика в русской культуре XVIII - начала XIX в.

На протяжении долгого времени масонство являлось излюбленной темой конспирологических теорий и городских легенд. Даже в наши дни, несмотря на изобилие литературы и информации о деятельности этого общества, одну из самых таинственных организаций в истории часто называют оккультной, коварной и вредоносной. Россия в этом отношении не является исключением. Роль масонства, пришедшего в начале 18-го столетия из западноевропейских стран, по-прежнему остаётся предметом жарких дебатов. Первыми представителями тайного общества в России были иноземцы, принятые на службу Петром Великим.

Император - масон?

В соответствии с одной из версий, не имеющей, впрочем, никакого документального подтверждения, в ряды вольных каменщиков вступил сам неугомонный царь-реформатор. В наше время уже невозможно выяснить, какую роль в действительности сыграл Пётр Первый в создании и развитии тайного общества. Однако сложно поспорить с тем, что в архитектуре Санкт-Петербурга, основанного первым российским императором, присутствует множество символов, ассоциируемых с масонством.

карвелис марк

Тайные знаки

Вопрос влияния организации вольных каменщиков на русскую художественную культуру тщательно рассматривается в научной диссертации, автором которой является Карвелис Марк Антонович. Защита этого исследовательского труда состоялась в 2010 году в Санкт-Петербургском государственном университете. Диссертация называется "Масонская символика в русской культуре". Она стремится дать объективную оценку роли вольных каменщиков в отечественной истории. Соискатель степени кандидата культурологии в своей работе подчёркивает важность вклада масонского ордена в дело нравственного и гуманистического просвещения. Автор попытался всесторонне воссоздать картину появления и развития братства вольных каменщиков в России и преодолеть укоренившиеся негативные представления об этой организации. Кроме того, Марк Карвелис рассказывает об эзотерических знаниях общества, а также его секретной символике и сложной системе ритуалов.

карвелис марк антонович

Основатели братства

История не сохранила достоверных свидетельств личного участия Петра Первого в деятельности тайного ордена, но имена его близких сподвижников Франца Лефорта, Якова Брюса и Патрика Гордона традиционно связывают с масонством. Все они были иностранцами на службе у русского царя. Среди современников ходили самые невероятные легенды о шотландце Якове Брюсе, блестящем инженере, а также военном и государственном деятеле. Народная молва называла сподвижника Петра колдуном и чернокнижником и приписывала ему сверхъестественные способности. Мистические слухи объясняются тем, что один из самых образованных людей той эпохи вызывал непонимание у суеверных современников. Однако вполне можно допустить принадлежность прогрессивного инженера и учёного к тайному ордену, стремящемуся изменить мир.

карвелис марк санкт петербург

Истоки и следы

Марк Карвелис ограничивает хронологические рамки своего исследования периодом интенсивного развития организации вольных каменщиков. Расцвет масонского движения в России продолжался с середины 18-го до начала 19-го века. В этот же период страна активно знакомилась со светской европейской культурой и философией. Марк Карвелис обозначил одной из целей своей исследовательской работы раскрытие ритуалов, обрядов и тайных знаков отечественных масонов.

Автор приходит к интересному заключению: вольные каменщики не создавали никакой оригинальной символики, а заимствовали все свои атрибуты из каббалы, языческих культов, средневековых ремесленных союзов и военно-религиозных рыцарских орденов. Марк Карвелис утверждает, что влияние масонского движения на развитие российской философии, литературы, живописи и архитектуры трудно переоценить. По его мнению, деятельность братства вольных каменщиков является неотъемлемой частью отечественного духовного наследия.

кандидат культурологии

Влияние на архитектуру

Дискуссии по поводу присутствия масонских символов на зданиях, построенных в 18-19-м столетиях, шли задолго до того, как эту тему затронул в своей диссертации Марк Карвелис. Санкт-Петербург особенно богат такими памятниками архитектуры. Пётр Великий, на которого произвело неизгладимое впечатление посещение Амстердама, попытался воздвигнуть похожий город на берегах Невы. В соответствии с одной из легенд, царь-реформатор, находясь в Англии, советовался по поводу строительства новой столицы с Исааком Ньютоном.

Пожалуй, самым известным масонским символом является так называемое "всевидящее око". Этот знак представляет собой глаз, находящийся над недостроенной пирамидой. Смысл данного изображения заключается в том, что Архитектор Вселенной наблюдает за работой членов братства. "Всевидящее око" уходит корнями в христианство и символизирует совесть и абсолютное добро. Этот знак присутствует на главной печати правительства Соединённых Штатов Америки и купюре достоинством в один доллар. Стоит заметить, что основание США в конце 18-го века совпало с периодом расцвета мирового масонства.

В Северной столице России этот древний христианский символ, позаимствованный организацией вольных каменщиков, можно увидеть на Александровской колонне, Казанском соборе и церкви Святого Иоанна Крестителя. На некоторых петербургских особняках присутствуют такие масонские знаки, как циркуль и треугольник.

масонская символика в русской культуре

Правда и мифы

Символика, которая обычно ассоциируется с легендарным тайным обществом, может на самом деле иметь христианское значение или представлять собой лишённые какого-либо сакрального смысла эмблемы строителей. Известно, что петербургские архитекторы использовали в качестве своего герба изображённые в масонском стиле циркуль и треугольник.

Безусловно, на протяжении 18-го столетия таинственная организация вольных каменщиков была весьма популярна среди российской аристократии. Причина этого феномена заключалась и в тяге к мистицизму, и в стремлении к нравственному совершенству и созданию идеального общества. Однако масонство не имело серьёзного политического влияния. По выражению одного из предводителей российских вольных каменщиков, это философское течение являлось всего лишь "игрушкой для праздных умов".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.