Воспитательные технологии помогают классным руководителям решать вопросы, связанные с формированием планов работы на учебный год.
Сложно себе представить деятельность современной российской школы без внеурочных мероприятий.
Функции
Воспитание в школе связано с активной деятельностью классных руководителей. Педагогическое планирование, осуществляемое в процессе подобной деятельности, обладает определенными функциями:
- направляющая, которая связана с выделением сферы деятельности при планировании;
- предмет, цели, содержание деятельности, виды и направления;
- прогнозирующая, состоящая в создании плана работы, прогноза результатов;
- организаторская, которая дает возможность педагогам благодаря рациональным и обоснованным действиям получать в ходе планирования ответы на определенные вопросы;
- репродуктивная, предполагающая восстановление объема и содержания проведенной работы через какой-то временной промежуток.
Что это такое
Организация воспитательной работы связана с планированием. Под ним принято подразумевать совместную деятельность классного руководителя, родителей, школьников, направленную на выявление целей, содержания воспитательного процесса в классном коллективе.
План воспитательной работы класса - это модель развития и совершенствования отношений между членами классного коллектива.
Принципы планирования работы
Для того чтобы реализовать планы, необходимы определенные воспитательные технологии. Среди тех принципов, которые требуются для успешной воспитательной работы, отметим:
- конкретность;
- системность;
- диалог;
- непрерывность;
- научность;
- индивидуальность.
Эти принципы воспитательной деятельности направлены на анализ всех ее составных компонентов, связь между педагогами, учениками, родителями.
Системность воспитательной деятельности предполагает учет индивидуальных и коллективных интересов, потребностей, ценностных ориентаций всех участников воспитательной деятельности.
Основная цель воспитательной работы - это развитие гармоничной личности, способной адаптироваться в современном обществе.
Организация деятельности
Заместитель директора по воспитательной работе следит за тем, чтобы классные руководители не только составляли и сдавали ему планы работы со школьниками и родителями, но и работали по составленным ими планам.
Конкретность воспитательной деятельности в школе предполагает указание в планировании основных классных и общешкольных мероприятий.
Помимо самого перечня конкурсов, фестивалей, обязательно в план воспитательной работы на год вписывают сроки их проведения.
В зависимости от особенностей коллектива, классный руководитель подбирает в своей работе определенные методы и формы деятельности, позволяющие получать желаемый результат.
Оптимальность выбора методик, приемов деятельности воспитателя базируется на трех важных обстоятельствах его деятельности:
- необходимости поиска оптимального варианта участия обучающихся и их родителей в воспитательной деятельности класса, школы;
- итогом такой работы должны стать представления о структуре жизнедеятельности классного коллектива;
- классный руководитель обязан выбирать оптимальную форму, структуру плана своей деятельности, чтобы он был удобен в использовании.
Значимость воспитания в школе
Основная цель воспитательной работы в школе - это формирование условий для саморазвития и самосовершенствования каждого школьника. Диалог между ребятами, родителями, учителями, дает возможность классному руководителю выстраивать доверительные взаимоотношения, своевременно выявлять определенные проблемы, искать способы их устранения.
Заместитель директора по воспитательной работе является основным союзником и помощником любого классного руководителя, именно в его задачу входит координация деятельности школьных коллективов с образовательными организациями, творческими учреждениями.
Федеральные стандарты второго поколения предъявляют определенные требования к организации воспитательной деятельности в современных учебных заведениях. Для задач, поставленных ФГОС, классный руководитель должен обращать внимание на мнение каждого ребенка, учитывать пожелания родителей, законных представителей школьников (опекунов), выбор спектра путей и вариантов планирования жизни и деятельности классного коллектива.
Практические советы
В настоящее время экологическое воспитание в школе является одним из приоритетных направлений деятельности классного руководителя. Именно во время внеклассных походов, совместных праздников и мероприятий осуществляется приобщение подрастающего поколения к природе, формируются навыки бережного отношения к ней.
Современное экологическое воспитание в школе не ограничивается только беседами о правилах поведения в лесу, оно представляет собой комплексное планирование, в котором учитываются разные аспекты деятельности: формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены, психологического комфорта.
Работа с одаренными детьми
Цель воспитательной работы классного руководителя - в том, чтобы дети, вверенные ему, могли развиваться, проявлять свои природные способности и таланты. Безусловно, именно от того, насколько ответственно относится педагог к своим функциональным обязанностям, напрямую зависит конечный результат всей воспитательной деятельности.
Все попытки классного руководителя, связанные с созданием единой программы воспитательной деятельности в классном коллективе, направлены именно на выявление и развитие творческих способностей подрастающего поколения.
Ребята, которые обладают неординарными способностями, гораздо сложнее адаптируются в обычной жизни, им трудно устанавливать взаимоотношения с одноклассниками. Именно педагог должен продумать такие мероприятия в классе, которые бы в максимальной степени способствовали преодолению подобных барьеров, помогла создавать внутри класса позитивный настрой.
Основная цель воспитательной работы состоит именно в раннем выявлении одаренности, созданию оптимальных условий для последующего развития неординарных школьников.
Если учителю удастся найти подход к таким школьникам, одаренность ребенка будет для него не тяжким грузом, а радостью и стремлением к новым победам и творческим достижениям.
Направления деятельности классного руководителя
Приобщение к русской народной культуре – один из вариантов организации внеурочной деятельности. Планирование и проведение совместных праздников, в ходе которых школьники будут знакомиться с традициями своих предков, следует предусмотреть обязательно. Дом творчества, который есть практически в каждом российском городе, является надежным помощником и союзником в работе классного руководителя. Психологи причисляют одаренных детей к «группе риска», так как именно среди них высок процент суицида. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, планирование воспитательной программы в школе осуществляется учителями, психологами в совместной деятельности, чтобы учесть возрастные особенности школьников.
После реформирования отечественного образования, введения федеральных образовательных стандартов второго поколения, у классных руководителей появилась реальная возможность самостоятельно планировать свою деятельность в классном коллективе.
Дифференциация и индивидуализация внеклассной деятельности дает возможность исключать усреднение детей, существующее во время классической советской школы.
Особенности работы педагога:
- создание оптимальных условий для развития детей в разных направлениях;
- отслеживание достижений воспитанников;
- заинтересованность классного руководителя в уникальности, неповторимости ребенка;
- владение информацией о взаимоотношениях в семье, материальном положении.
Воспитание является тем процессом, который призван управлять развитием личности. Классный руководитель старается привлекать к воспитанию родителей, психологов, иных специалистов. По праву воспитание можно считать искусством. Это прикосновение к внутреннему миру ребенка, стимулирование его саморазвития, самосовершенствования. Психологи убеждены в том, что педагог, который занимается воспитательной деятельностью, является творцом человеческих душ. Отдавая свое тепло, время, силы ребятам, он навсегда становится для них близким и родным человеком. Многим детям намного проще рассказать о своих проблемах учителю, чем открыться родителям.
Дом творчества, в котором функционируют различные кружки и творческие студии, помогает ребенку раскрывать свой творческий потенциал. И все-таки, несмотря на то, что в настоящее время школьники получают массу возможностей для самореализации и самосовершенствования, школа является тем местом, где дети проводят максимальное количество своего времени.
Если в классном коллективе нет комфортного микроклимата, ни о каком самосовершенствовании и саморазвитии не идет и речи.
Среди тех принципов воспитания, которыми руководствуется в своей работе современный классный руководитель, выделим:
- природосообразность;
- единство педагогического и воспитательного процесса;
- гуманизм;
- взаимное творчество педагога и воспитанников.
Пример
В качестве наглядного примера современной воспитательной программы, предназначенной для среднего звена, приведем материал «Мир в нашем доме», составленный российскими учителями. Ее цель заключается в выявлении, раскрытии, развитии творческой индивидуальности каждого воспитанника. Педагог старается в своей работе опираться на родителей, выстраивать свою деятельность на принципах взаимоуважения, доверия. В качестве ожидаемого результата от данной воспитательной программы рассматривается существенное расширение кругозора школьников, постижении ими культурных ценностей своего народа, формирование чувства гордости за свой край, уважительного отношения к обычаям и традициям семьи, страны.
Педагог пытается выстраивать систему своей внеурочной деятельности таким образом, чтобы дети общались друг с другом на основе законов красоты и добра.
Среди основных направлений работы по этой воспитательной программе, отметим:
- изучение особенностей школьников;
- сплочение и развитие классного коллектива;
- вовлечение в работу родителей, представителей разных структур.
В функционально-деятельном компоненте этой воспитательной программы подразумевается выстраивание связи между советом класса, администрацией, родителями, а также многочисленными культурно-массовыми организациями, существующими в городе (селе).
В календарный план классный руководитель включает не только конкурсы, конференции, походы, туристические слеты, которые он будет организовывать вместе с членами родительского комитета и активом класса, но и те мероприятия, что будут проводиться на базе школы, а также за ее пределами. Такая сетка является рабочим планом для педагога, пользоваться которым он может в течение четверти, полугодия, всего учебного года.
Для того чтобы составить планирование воспитательной деятельности, сначала классный руководитель анализирует индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляет их предпочтения, интересы. При соблюдении последовательности действий, учете пожеланий не только школьников, но и их родителей (законных представителей), у педагога формируется определенная программа, которая и станет базой для разработки полноценной воспитательной программы.
В любом образовательном учреждении есть методическое объединение классных руководителей, где каждый педагог представляет коллегам свою воспитательную программу.
Заключение
Именно на заседаниях методических объединений классных руководителей осуществляется принятие (отклонение) конкретных воспитательных планов, учитываются индивидуальные особенности каждого классного коллектива, запросы родителей. Заместитель директора по воспитательной работе является куратором классных руководителей, помогает им решать вопросы, связанные с составлением тематических планов.
Именно под руководством завуча идет подготовка семинаров классных руководителей, на которых анализируются итоги работы за прошедший учебный год, составляется перспективное планирование на новый год.
В нем указываются не только конкретные мероприятия, сроки их проведения, но и способы и формы участия в конкурсах, конференциях, турнирах родителей и учеников. Особое внимание уделяется в плане воспитательной работы взаимодействию со школьным психологом, проведению многочисленных диагностик, направленных на выявление проблем в классных коллективах, выявление способов их разрешения.