К числу важнейших изобретений человечества в полной мере можно отнести боевые колесницы, представляющие собой повозки, рассчитанные на двух человек, которые приводились в движение скаковыми животными. Воины, находящиеся на них, уставали гораздо меньше, чем перемещавшиеся пешком; им не нужно было на себе нести тяжелое оружие, вот почему они гораздо охотнее вступали в бой и выигрывали. Но кто же управлял этим древним транспортом? Предлагаем узнать.
Боевая колесница
Появилась боевая колесница более 2,5 тысячелетий назад и активно использовалась в военном деле. Ее назначением было обеспечение мобильности воинов, их более быстрого перемещения. Вот почему армии, обладающие таким транспортным средством, нередко одерживали победы.
Что такое возница в древнем мире? Это один из воинов, находившийся на колеснице. В его обязанности входило управление лошадьми, также нередко он играл роль щитоносца, подавая воинам, вступившим в рукопашную схватку, новое оружие на замену поврежденному в бою. Именно возница следил за конем во время битвы и все время находился в самом центре кровопролития, поэтому его участь легкой не назовешь.
О роли возниц
Понимание значения военных колесниц позволяет определить, что такое боевые возницы. Это люди, в функции которых входило управление данными повозками. Так, с изобретением лука и стрел изменились и методики ведения боя, теперь врага можно было поражать на расстоянии, но требовалась маневренность и скорость. И управляющий повозкой прикладывал все усилия, чтобы его «напарнику»-лучнику было удобно попасть в цель.
Постепенно конструкция колесниц усложняется, она приобретает две оси и специальный конструктивный элемент – большой щит, обеспечивающий защиту находящихся на ней воинов. Упряжка становится ударной силой, готовой внести смятение в ряды вражеских войск. Что такое возница в этом случае? Это не просто управляющий лошадью, но и стратег, в задачу которого входило направить животное в пекло боя, чтобы оно своими мощными копытами растоптало или покалечило как можно большее число противников.
В стране пирамид
Рассмотрим, что такое возница в Древнем Египте. В стране фараонов активно использовались боевые колесницы, постоянно усовершенствующиеся и становящиеся более эффективными от династии к династии. Именно они составляли главную боевую силу египетского войска, и возницы играли в этом не последнюю роль. На их плечи ложилось управление лошадьми и самой повозкой.
До наших дней дошли упоминания о колесничных битвах древних эпох:
- Так, Тутмос III, вошедший в историю как одаренный полководец и блестящий стратег, сумел разгромить палестино-сирийскую армию при помощи умело размещенных боевых повозок.
- В кровопролитной битве при Кадеше принимали участие около 7 тысяч колесниц.
Все это говорит о том, что роль подобного транспорта была в древнем мире очень велика. Итак, рассмотрев, что такое возница в Древнем Египте, мы выяснили, это воин, в обязанности которого входило управление боевой колесницей.
Конец эпохи колесниц
С развитием умения держаться на лошади верхом человечество постепенно утратило интерес к боевым колесницам. Гораздо проще и дешевле было содержать верховых всадников, которые, хотя и не обладали такой боевой силой, как мощные тяжелые повозки, но были более быстрыми. Их содержание не было столь разорительным для государственной казны. Поэтому колесницы ушли с исторического пути.
Но вопрос о том, что такое возница, по-прежнему оставался актуальным. Теперь это слово приобрело несколько иной смысл и стало синонимом современного кучера. Возницы, как и раньше, управляли конными упряжками, но уже не вели их в бой, а перевозили высокопоставленных чиновников или жрецов.
Спортивные колесницы
Мы рассмотрели, что такое возница в Древнем Египте и определение термина. Однако не стоит думать, что эти люди нашли себе применение исключительно в военной отрасли. Нет, колесницы и их управляющие были очень популярны в спортивных состязаниях. Сама повозка представляла собой легкую конструкцию с открытой верхней и защищенной передней частями. В такую могли запрягаться несколько лошадей, поэтому и типов упряжек было несколько:
- Две лошади запрягались в бигу.
- Трига – колесница с тремя лошадьми.
- Квадрига – с четырьмя.
Управлял такой упряжкой именно возница, которому предстояло показать свое мастерство на спортивных соревнованиях и прийти к финишу первым. В Древнем Риме такие скачки достигли небывалого расцвета. Нередки случаи, когда, желая показать свои умения, колесничий впрягал в упряжь десяток лошадей.
Возницы в более поздние времена
После того как закрылась последняя страница истории древнего мира, возницы не исчезли, но чаще всего стали именоваться извозчиками. Что такое возница в более современном смысле? Это все также человек, управляющий конной повозкой и осуществляющий перевозку пассажиров или грузов. Именно такой вид транспорта был наиболее распространен в XIX веке и сохранялся в начале 20-го столетия, до появления автомобилей. Слово «возница» постепенно исчезало из обихода, заменяясь синонимами «кучер» или «извозчик», смысл же от этого не менялся.
Появились частные возницы, выходцы из крестьянской среды, занимающиеся извозным промыслом. В Санкт-Петербурге эти люди проживали в слободах и имели нелегкую судьбу. Их могли избить кнутом, за малейшую провинность отправить на каторгу. Выделялись следующие категории извозчиков:
- Ломовики – перевозили грузы.
- Лихачи – счастливые обладатели комфортных экипажей, перевозившие исключительно богатых пассажиров.
- Ваньки – самый дешевый вид повозки, запряженной одной лошадью.
- Голубчики – запряжены парой, более комфортные и более дорогие.
Вся деятельность возниц строго регламентировалась правилами, которые устанавливали даже ограничения по скорости.
Мы рассмотрели, что такое возница. По истории древнего мира и более современным источникам можно сделать вывод, что эти люди были очень важны как в армии, так и в мирное время для перевозки грузов и пассажиров.