Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim) – одаренный аргентино-израильский пианист и дирижер, также являющийся гражданином Палестины и Испании. Известен своими усилиями по продвижению мира на Ближнем Востоке. Как исполнитель, отличился трактовкой произведений Моцарта и Бетховена, а в качестве дирижера получил признание за руководство Чикагским симфоническим оркестром.
Ранняя биография
Даниэль Баренбойм родился в Аргентине в семье выходцев из России еврейской национальности. В возрасте 5 лет игре на фортепиано: его начала обучать мать, а затем и отец. В 1950 г., когда ему исполнилось 7, он дал свой первый концерт в Буэнос-Айресе. Важную роль в развитии Даниэля сыграли выступавшие в Аргентине Артур Рубинштейн и Адольф Буш. В 1952 г. семья эмигрировала в Израиль.
Два года спустя, летом 1954-го, родители привезли сына в г. Зальцбург, чтобы принять участие в проводимых Игорем Маркевичем дирижерских классах. В то же лето он встретился с Вильгельмом Фуртвенглером, играл для него и присутствовал на его репетициях и концерте. Великий дирижер впоследствии писал, что одиннадцатилетний Даниэль является феноменом, и это открыло перед талантливым ребенком много дверей. В 1955 г. в Париже Баренбойм изучал композицию и гармонию у Нади Буланже.
Исполнитель
Баренбойм впервые выступил в Риме и Вене в 1952 г., в 1955 г. в Париже, в следующем году в Лондоне и в 1957-м в Нью-Йорке. С этого момента он совершал ежегодные концертные туры по США и Европе. B 1958 г. он отправился в Австралию и вскоре стал известен как один из самых разносторонних молодых пианистов.
В 1954 г. Даниэль Баренбойм сделал свои первые грамзаписи и вскоре начал записывать наиболее значимые фортепианные произведения, включая концерты и полные циклы сонат Бетховена и Моцарта (с Отто Клемперем), Брамса (с Джоном Барбиролли) и Бартока (с Пьером Булесом).
Тогда же он начал уделять больше времени дирижерскому искусству. Его тесная связь с Английским камерным оркестром началась в 1965 г. и длилась более 10 лет. С этим коллективом Баренбойм выступал в Англии и совершал туры по всей Европе, в США, Японию, Австралию и Новую Зеландию.
Дирижер
После дебюта в качестве дирижера нового Лондонского филармонического оркестра в 1967 г. Баренбойм пользовался спросом у всех ведущих европейских и американских симфонических коллективов. В период с 1975 по 1989 гг. он являлся музыкальным директором Парижского оркестра и отличился приверженностью к современным направлениям в постановках произведений Лутославского, Лучано Берио, Пьера Буле, Хенце, Анри Дютилле, Такемицу и др.
Он был и активным камерным музыкантом, выступая, в частности, со своей женой, виолончелисткой Жаклин дю Пре, а также с Грегором Пятигорским, Ицхаком Перлманом и Пинхасом Цукерманом. Кроме того, он аккомпанировал немецкому вокалисту Дитриху Фишеру-Дьескау.
Даниэль Баренбойм дебютировал в опере в 1973 году исполнением «Дона Джованни» Моцарта на Эдинбургском международном фестивале. В Байройте он впервые выступил в 1981 г. и с тех пор регулярно посещал его, дирижируя в операх «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунга», «Парсифаль», «Мейстерзингер».
В 1991 г. Баренбойм сменил сэра Георга Солти на посту музыкального директора Чикагского симфонического оркестра, с которым он успешно выступал во всех больших концертных залах мира. В 1992 г. он стал генеральным музыкальным директором Берлинской государственной оперы. Он также сотрудничает с Берлинским и Венским филармоническими оркестрами. С последним он в 1997 году совершил поездку в США, Париж и Лондон.
Звукозапись
Талантливый пианист начал активно записываться с 1954 года. В свои 13 Даниэль Баренбойм сонаты Моцарта, Бетховена, Шуберта, прелюды Шостаковича и произведения Перголези, Мендельсона, Брамса и др. играл на уровне лучших исполнителей. Он сотрудничал со студиями Westminster, EMI, Deutsche Grammophon, Decca, Philips, Sony Classical (CBS Masterworks), BMG, Erato Disques. С лейблом Teldec он выпустил записи, в которых дирижировал Берлинским филармоническим и Чикагским симфоническим оркестрами и Берлинской государственной капеллой.
В 1996 г. был выпущен самый продаваемый альбом аргентинских танго в сотрудничестве с Родолфо Медеросом и Эктором Консоле. Альбом памяти Эллингтона с Дайаной Ривз, Доном Байроном и джазовыми музыкантами из Чикаго был выпущен осенью 1999 г. к столетию со дня рождения американского джазмена. Летом 2000-го была выпущена «Бразильская рапсодия», альбом бразильской поп-музыки, аранжированный Бебу Сильветти, с участием Баренбойма и легендарных бразильских исполнителей Мильтона Насименто и Киро Баптисты.
Миссия объединять
Музыканты по определению являются коммуникаторами. В своих выступлениях они передают аудитории свой стиль и смысл произведения. Решительный характер Баренбойма, исключительная техника и музыкальность были в основе многих его выступлений и записей, как пианиста, так и дирижера. Ему также удалось построить много других мостов.
Еврей, родившийся во время Второй мировой войны, и гражданин Израиля, он много лет работал в тесном сотрудничестве с тремя немецкими оркестрами – Берлинским филармоническим, Берлинской государственной капеллой и оркестром Байройтского фестиваля – в атмосфере взаимной любви и уважения.
Когда речь идет о музыкальном образовании, Баренбойм, сам отец двух сыновей, стремился увлечь творчеством молодых людей. Он был тесно вовлечен в планирование интерактивного учебного центра Чикагского симфонического оркестра, который был открыт в сентябре 1998 г. Это первый в своем роде объект в мире, который позволил детям всех возрастов исследовать джаз, блюз, госпел, рэп, фолк, поп, этническую и классическую музыку, используя интерактивные технологии и специальные экспонаты.
Мирное сосуществование
В начале 1990-х годов случайная встреча израильского пианиста Даниэля Баренбойма и палестинского писателя и профессора Колумбийского университета Эдварда Саида в холле лондонского отеля привела к тесной дружбе, которая имела как политические, так и музыкальные последствия. Эти два политически далеких друг от друга человека обнаружили при первой встрече, длившейся многие часы, что у них похожее видение возможностей для будущего сотрудничества между Израилем и Палестиной.
Они решили продолжить диалог и сотрудничать в проведении музыкальных мероприятий, чтобы продвигать свое общее видение мирного сосуществования на Ближнем Востоке. Это привело к первому концерту Даниэля Баренбойма на Западном берегу в Бирзейтском университете в феврале 1999 г. и семинару для молодых ближневосточных исполнителей, который состоялся в Веймаре (Германия) в августе 1999-го.
Потребовалось 2 года, чтобы организовать и привлечь талантливых молодых исполнителей в возрасте от 14 до 25 лет из Египта, Сирии, Ливана, Иордании, Туниса и Израиля. Идея заключалась в том, чтобы они собрались вместе на нейтральной территории под руководством мировых виртуозов. Веймар был выбран местом проведения встречи из-за его богатых культурных традиций, изобилующих именами великих писателей, поэтов, музыкантов и художников. К тому же этот город являлся европейской культурной столицей 1999 года.
Даниэль мудро выбрал двух концертмейстеров, израильского и ливанского. Сначала у молодых людей было несколько напряженных моментов, но под руководством участников Берлинского филармонического и Чикагского симфонического оркестров и Берлинской государственной капеллы, а также после мастер-классов с виолончелистом Йо-Йо Ма и ночных культурных дискуссий с Саидом и Баренбоймом молодые музыканты работали и играли с нарастающей гармонией.
Новые направления
Баренбойм обращался как к своей аудитории, так и к новым музыкальным переживаниям. Наряду с репертуаром классических и романтических эпох он включал в программу современные работы. Он также расширил свой репертуар за счет афроамериканских мелодий, аргентинского танго, джаза и бразильской музыки.
Примером является исполнение Чикагским симфоническим оркестром «Африканских портретов» Ганнибала Локумбе в 1995 г. при участии госпел-певицы Джеветы Стил, блюзового исполнителя Дэвида Эдвардса, квартета Ганнибала Локумбе и трех афроамериканских хоров. То же относится и к записи аргентинского танго «Mi Buenos Aires Querido: танго среди друзей». Баренбойм и его коллеги позже исполнили этот репертуар в нескольких североамериканских и европейских городах. «Дань Эллингтону» - его погружение в джаз - и «Бразильская рапсодия» еще больше демонстрируют неисчерпаемое любопытство дирижера и его убежденность в том, что музыка должна объединять людей.
Юбилей творческой деятельности
В 2000 г. мир отпраздновал 50-летие со дня дебюта Даниэля Баренбойма. Крупные мероприятия происходили в Берлине, Чикаго, Нью-Йорке, а в день годовщины, 19 августа, – в Буэнос-Айресе. Всегда смотрящий в будущее, неутомимый музыкант также записал в свой юбилейный год первый цикл симфоний Бетховена. А в 2000 г. Берлинская государственная капелла пожизненно избрала Баренбойма главным дирижером.
Личная жизнь
Даниэль встретил английскую виолончелистку Жаклин дю Пре в канун 1966 г. Сразу по окончании 6-дневной войны они вылетели в Иерусалим. Жаклин обратилась в иудаизм, и в 1967 г. они поженились. В октябре 1973 г. у супруги был диагностирован рассеянный склероз, и в октябре 1987 г. она умерла.
Даниэль Баренбойм и Елена Башкирова начали встречаться в начале 1980-х. Российская пианистка родила двоих детей – Давида-Артура в 1982 г. и Михаэля в 1985-м. Пара оформила брак в 1988 г., через год после смерти Жаклин.