В начале 90-х годов Ульяновский автозавод столкнулся с нарастающим уменьшением спроса на свою продукцию. Министерство обороны, долгие годы являвшееся основным потребителем внедорожников УАЗ, резко сократило заказы. Гражданских потребителей не устраивал общий уровень комфорта в машине, особенно много нареканий вызывал брезентовый верх. Поэтому одним из срочных мероприятий стало создание модели машины с металлическим верхом.
Из смеси старого и нового
Первым жесткий верх установили на обычный УАЗ 3151. Параллельно конструкторы завода начали работу над проектами новых внедорожников. Машины разрабатывались с использованием узлов от существующих моделей. Это позволяло ускорить выпуск машины и сократить затраты на разработку. В 1997 году появился УАЗ 3160, представлявший собой шасси старой модели с совершенно новым кузовом. Машина оказалась заметно дороже предшественника и не пользовалась популярностью. Модель 3160 на фото.
Однако завод продолжал внедрять в производство все новые узлы, постепенно повышая надежность и комфортабельность машины. В 1999 году завод представил новую модель – УАЗ 3162 «Симбир» с удлиненной на 360 мм колесной базой. К 2002 году он полностью вытеснил с конвейера неудачную модель 3160.
Комфортабельный УАЗ
Благодаря увеличенной базе новый внедорожник обладал большой грузоподъемностью и просторным салоном. Кроме того, длинная база положительно повлияла на параметры плавности хода и общую устойчивость УАЗ 3162 на дорогах с различным покрытием.
Машина получила совершенно новое оформление салона. Большое внимание конструкторы уделили повышению обзора с места водителя. Одним из направлений работ стало расширение зоны очистки стекла – на новой модели щетки доходят практически до передних стоек крыши кузова. Для удобства посадки водителей различной комплекции автомобиль оснастили рулевой колонкой с регулировкой по углу наклона. Само рулевое колесо стало меньше по диаметру, благодаря гидроусилителю, входящему в базовое оснащение. Общий вид салона автомобиля УАЗ 3162 на фото ниже.
Передние сиденья оснащены регулировкой по высоте и по степени жесткости спинки сиденья. Одной из особенностей салона стала возможность раскладывания сидений для получения спальных мест. Задний ряд сидений имеет механизм складывания и рассчитан на посадку трех взрослых пассажиров. Посадка на задние места УАЗ 3162 значительно облегчена за счет расширения проемов дверей. Ширина проема в разных точках выросла на 180-220 мм. Более длинная задняя часть хорошо видна на фотографии.
При сложенных сиденьях сзади получался большой грузовой отсек. Опционально в багажнике можно установить два складных сиденья, на которых с относительным комфортом размещаются еще четыре человека. Полная вместимость машины составляет 9 человек.
Двигатель и трансмиссия
Шасси новой машины не претерпело значительных изменений по сравнению с моделью 3160. Изменили конструкцию задних рессор, от которых требовалась большая грузоподъемность. С этой целью в них добавили по одному листу. Передний мост оснащался пружинной зависимой подвеской со стабилизатором поперечной устойчивости. В конструкции удлиненного карданного вала применили дополнительную опору. Такое решение позволило уменьшить вибрации при движении автомобиля.
Для обеспечения основных технических характеристик УАЗ 3162 оснастили более мощными бензиновыми четырехцилиндровыми двигателями ЗМЗ или УМЗ. Заволжский 2,7-литровый двигатель модели 4092.10 развивает мощность до 136 л. с., ульяновский мотор 4213.10 при большем объеме 2,9 обладает меньшей мощностью – всего 102 силы. Оба мотора опционально могли оснащаться предпусковым обогревателем. Мощности двигателей вполне достаточно для уверенного движения по бездорожью и по трассе.
Оба мотора поставлялись с пятиступенчатой коробкой передач. Для расширения тягового диапазона машина оснащалась двухскоростной раздаточной коробкой с возможностью отключения привода переднего моста. Для управления раздаточной коробкой использовался один небольшой рычаг. Ранее на УАЗ для этого использовалось два отдельных рычага.
Дальнейшее развитие
В 2000 году завод УАЗ перешел под контроль «Северстали», которая не только погасила все долги предприятия, но и вложила более 100 млн долларов в реконструкцию производства. На базе люксовой версии УАЗ 3162 была создана модель Patriot, представленная широкой общественности летом 2005 года. В настоящее время автомобиль производится в несколько модернизированном виде.
Последние «Симбиры» были собраны в 2005 году и уже имели в конструкции много узлов от новой модели Patriot.