В рамках системы госзаказа закупками малого объема принято называть прямое заключение контрактов с поставщиком на небольшие суммы. Этот способ популярен у заказчиков по 44-ФЗ, поскольку позволяет получить необходимые товары и услуги в короткие сроки и без лишней подготовки. Однако прямой выбор исполнителя заказчиком противоречит самой сути контрактной системы, поэтому закон накладывает на него определенные ограничения.
Какие закупки считаются малыми
В общем случае цена контракта при проведении малой закупки не должна превышать 100 тыс. рублей. Но количество таких контрактов не может быть бесконечно, иначе бы заказчики применяли только этот способ. Объем малых закупок в денежном выражении не должен превышать:
- 2 млн рублей в год;
- 5 % от совокупного объема закупок в год, но при этом быть не более 50 млн рублей.
Для отдельных категорий заказчиков предусмотрен более высокий лимит цены контракта по малым закупкам — 400 тыс. рублей. Правило распространяется на учреждения культуры, занятые сохранением объектов наследия, образовательные и спортивные организации, театры, музеи, цирки, планетарии, парки и подобные учреждения. Годовой объем малых закупок таких организаций не должен составлять более половины от совокупного объема закупок и при этом не должен быть более 20 млн рублей.
Что и как можно покупать
По объектам закупки ограничений практически не существует. Это значит, что закупать напрямую у поставщика можно любые товары и услуги при условии, что сумма каждого контракта не превысит 100 тыс. рублей.
На практике к такому методу чаще всего прибегают для периодического приобретения небольших партий товаров или длительных услуг. Среди объектов закупок малого объема популярны «расходники», используемые для обеспечения в жизни офиса: канцтовары, вода, бытовая химия и прочее. Также нередко к прямым контрактам прибегают, когда потребность в чем-то возникла срочно. Например, понадобилось воспользоваться услугами сервисного центра для ремонта офисной техники или автомобиля.
Преимущества и недостатки
Самый большой плюс малых закупок в том, что провести их можно очень быстро. Заказчику не нужно готовить документы и тратить время на проведение конкурентной процедуры. К тому же можно без проблем сотрудничать с проверенными поставщиками, снижая таким образом риски неисполнения контракта.
Документальное оформление закупок до 100 тыс. рублей также максимально упрощено. В план закупок малые объемы включаются общей суммой, без какой-либо детализации. Извещение о проведении такой процедуры публиковать в ЕИС необходимости нет. Отсутствуют у заказчика и прочие обязанности: обосновывать цену и условия контракта, направлять данные о нем в реестр, составлять отчет.
Минусы тоже есть, но в большей степени для всей сферы госзаказа, чем для отдельно взятого заказчика. При осуществлении малых закупок организация действует исключительно на собственное усмотрение. Понятно, что такое положение дел не способствует прозрачности закупочной деятельности. Это дает возможность для реализации коррупционных и прочих нерыночных механизмов.
Еще один минус — в отсутствии конкуренции. Нет борьбы участников, поэтому нет возможности получить лучшие условия сделки.
Как проводятся малые закупки
Порядок закупок малого объема не регламентирован, поэтому каждый решает этот вопрос самостоятельно. Статистика говорит о том, что многие организации при наличии возможности заключают контракты с теми поставщиками, с которыми уже имели дело. Если нужно приобрести новый объект, то специалист по закупке изучает рынок и выбирает поставщика.
Надо отметить, что это не самый эффективный подход, поскольку приводит к существенному росту накладных расходов. Из-за этого реальная стоимость приобретенных объектов зачастую в полтора-два раза выше, чем их заявленная цена. К тому же опросы показывают, что лишь 1/3 часть заказчиков полностью удовлетворена качеством товаров и услуг, полученных в результате малых закупок.
Считается, что повысить эффективность поможет автоматизация процесса. Один из ее вариантов — автоматизированные системы закупок малого объема, которые внедрены в отдельных регионах России. Это торговые площадки, где поставщики и заказчики могут найти друг друга. Например, в Москве создана площадка «Электронный магазин», которая является подсистемой городской системы торгов ЕАИСТ. С ней интегрирован «Портал поставщиков», на котором регистрируются компании и ИП, желающие поучаствовать в госзакупках.
Искусственное дробление
Закон не ограничивает количества контрактов на закупку однородного товара при условии, что не превышены установленные лимиты. Поэтому у заказчиков зачастую возникает соблазн раздробить один крупный контракт на множество мелких и провести под видом малых закупок. С одной стороны, формального запрета на это в законе нет. Но с другой стороны, контролирующие органы могут признать такой подход нарушением. На практике все зависит от конкретных обстоятельств.
Например, организация закупает программное обеспечение для ведения внутреннего учета. Цена полного пакета превышает 100 тыс. рублей, поэтому нужно проводить конкурентную процедуру. Однако заказчик идет на хитрость и приобретает каждый модуль системы по отдельности. Цена каждой покупки составляет менее 100 тыс. рублей, поэтому контракты заключаются напрямую с поставщиком. Иногда доходит до абсурда: один заказчик таким образом заключил более 50 малых контрактов на приобретение отдельных модулей информационной системы. Их общая стоимость составила более 5,5 млн руб. ФАС посчитала это нарушением, аргументируя тем, что каждый отдельный модуль не является самостоятельным продуктом и не работает без других элементов. На самом деле заказчик хотел приобрести весь программный комплекс, а раздробил покупку умышленно, чтобы не проводить конкурентную процедуру.
В то же время если заказчик разбивает контракт на поставку однородных товаров общей суммой 300 тыс. рублей на 3 части, да еще и разносит их по времени, то такие действия вряд ли вызовут излишнее внимание контролеров.
Не путайте «малые» понятия
В рамках системы закупок существует еще одно схожее понятие — это закупка у малых компаний. Если официально, то у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Несмотря на схожесть формулировки, малые закупки и закупки у малых компаний — совершенно разные вещи, которые не нужно путать.
Для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, объем закупки у субъектов малого предпринимательства составляет не менее 15 %. В отличие от закупок до 100 тыс. рублей, такие процедуры строго регламентированы. Поставщик должен определяться конкурентным способом, процедура оглашается в ЕИС, лимит цены контракта также гораздо выше. Кроме того, о проведении закупки у малого бизнеса заказчик раз в год обязан составить отчет.
Подведем итоги
Итак, малые закупки — удобный для заказчика инструмент быстро удовлетворить потребности в товарах и услугах. Они не требуют какой-то особой подготовки, а представляют собой обычное заключение контракта с выбранным поставщиком. Главное — вписаться в установленные законом лимиты. Дополнительных обязанностей, например составлять обоснование цены или отчет по закупкам малого объема, у заказчика не возникает.
Однако нужно помнить, что такой способ закупки все-таки предусмотрен законом в виде исключения, ведь недаром он ограничен по цене контракта. Основной целью системы закупок служит повышение прозрачности использования бюджетных средств, а проведение неконкурентных процедур этому, увы, не способствует. Поэтому пользоваться малыми закупками нужно с умом, чтобы не привлечь излишнего внимания контролирующих органов.