Транспортные средства, газовые сооружения, трубопроводы и различные ответственные детали, элементы и узлы требуют тщательного контроля во избежание серьезных аварий.
Диагностику состояния технических средств проводит специально обученный профессионал – дефектоскопист. Этому работнику и будет посвящена данная статья.
Кто такой дефектоскопист
А теперь подробнее расскажем, кто же такой дефектоскопист. Чтобы это понять, целесообразнее начать со слов «дефект» и «скоп». Первый термин означает неисправность, отсутствие целостности. Ими являются:
- сколы;
- трещины;
- выбоины;
- вмятины;
- газовые включения;
- посторонние примеси в предмете;
- непровары;
- изломы и так далее.
Под словом «скоп» подразумевается осмотр, который может осуществляться различными способами. Таким образом, дефектоскопист – специалист, рабочий, изучающий состояние деталей, узлов и систем в технике. Этот человек несет ответственность не только за исправность, но и за жизни, здоровье людей, окружающей среды.
Все методы диагностики состояния технического средства/элемента описаны в должностной инструкции дефектоскописта.
Как получить профессию
Чтобы стать профессионалом, достаточно иметь средне-специальное образование, например, технолога. Но желательно, чтобы профиль был соответствующий. Допустим, человек поступает на работу по профессии дефектоскопист на железнодорожное предприятие – вагоноремонтный завод. Значит, желательно иметь специальность, связанную с эксплуатацией и ремонтом подвижного состава.
Дефектоскопист, как говорилось ранее, является ответственным сотрудником, поэтому при поступлении на должность нужно пройти медицинскую комиссию, собеседование с руководством предприятия. Кроме того, нужно пройти обучение в специализированном учебном центре, успешно сдать экзамены и получить допуск к работе.
Работник ежегодно подвергается проверке со стороны комиссии, ревизоров, а также один раз в 2-3 года посещает занятия в учебном центре с целью повышения квалификации.
У дефектоскописта, в зависимости от сферы деятельности предприятия, существует несколько разрядов. Чем он меньше, тем меньше видов контроля может он проводить. С самым высоким разрядом дефектоскопист должен знать о работе абсолютно все.
Сферы деятельности
Перечислим сферы деятельности, в которых есть дефектоскопия:
- железнодорожный транспорт (подвижной состав, рельсовые пути);
- газоснабжение (газопровод, трубы);
- авиация и космонавтика (самолеты, вертолеты, ракеты);
- военная техника;
- водный транспорт;
- автомобильный транспорт (автомобили, автобусы, прицепы);
- здания, мосты и сооружения;
- теплотехника.
Можно выбрать сферу, которая более всего по душе. Но следует помнить о том, что дефектоскопист – это очень ответственная профессия, требующая от человека в первую очередь внимательности.
Основные должностные обязанности
На каждом предприятии обязательно должны быть соответствующие профессии инструкции. Без изучения их работник не имеет права начинать свою деятельность. Кроме того, должно быть заключение о годности от врача-профпатолога.
А теперь рассмотрим основные положения из инструкции дефектоскописта, где говорится о том, что работник должен:
- получить квалификацию и иметь допуск к работе;
- обладать знаниями по неразрушающему контролю;
- уметь пользоваться специальными приборами;
- уметь распознавать и находить дефекты как визуально, так и при помощи приборов;
- фиксировать найденные неисправности;
- относиться к предоставляемому оборудованию и технике бережно;
- проверять перед началом работы состояние приборов на специальных образцах с дефектами;
- сообщать руководству о выявленных неисправностях;
- при наличии грязи, краски на поверхности детали проводить зачистку специальными средствами.
Работнику нужно быть также предельно внимательным при нахождении на рабочем месте и соблюдать общую технику безопасности.
Как проводится оценка работы дефектоскописта
Руководство несет ответственность за каждого работника, в том числе и за дефектоскописта. Он вправе проводить не только плановые, но и внеплановые проверки. Например, старший мастер может в любое время подойти к работнику и спросить о том, в каком состоянии та или иная деталь. Дефектоскопист должен провести оценку состояния и подвести итоги. Кроме того, руководство может задать и теоретические вопросы.
Аттестация дефектоскопистов проводится, как правило, в строго назначенное время в присутствии комиссии. Вопросы могут быть абсолютно разные:
- практические;
- теоретические;
- по охране труда.
Независимо от того, должна ли осуществляться проверка в ближайшее время, работник обязан знать свою работу отлично.
Виды контроля
Существует несколько способов проверки деталей. В первую очередь может проводиться визуальный осмотр. Его бывает достаточно, если дефект большой и виден невооруженным глазом.
Существует также разрушающий и неразрушающий контроль. Первый практически не применяется ввиду того, что деталь должна подвергаться распилу, сжатию или излому. Как правило, целостность нарушается, а элемент восстановлению не подлежит.
Неразрушающий контроль применяется в дефектоскопии постоянно и является одним из самых надежных способов. Современные приборы четко регистрируют дефекты, имеют высокую чувствительность и проникающую способность. Основная задача дефектоскописта – это умение пользоваться приборами и расшифровывать показания. Кроме того, человек должен понимать, в каких местах могут с наибольшей вероятностью образоваться трещины.
Методы дефектоскопии
Существует несколько методов неразрушающего контроля:
- вихретоковый;
- ультразвуковой;
- рентгенография;
- магнитно-порошковый.
Первые три проводятся при помощи специальных электронных приборов с датчиками (преобразователями). Последний же представляет собой осмотр при помощи установленного магнита с двумя полюсами и суспензии (керосин и магнитные частицы).
Вы узнали, что дефектоскопист – это очень серьезная профессия. Нужно не просто обладать знаниями, но и иметь отличное зрение, внимательность. Кроме того, человек должен любить свою работу.