Петер Штайн – режиссер, известный своим классическим направлением в театральном искусстве, украшенным нотками смелого авангардизма и собственных интерпретаций. Под его чутким руководством были созданы десятки сложных великолепных спектаклей, поставленных в различных крупных городах всего мира, в том числе и в России.
Какова биография Петера Штайна – этого талантливого творческого человека, нашедшего безграничное счастье и радость в активной и плодотворной работе? Каковы его самые интересные проекты и чем они заслуживают внимание современных зрителей? Давайте узнаем.
Счастливые детские годы
Несмотря на то что Петер Штайн родился в 1937 году в столице Германии, военные годы он помнит плохо. Тяжелое время практически не оставило следа в его воспоминаниях. Хотя процветание фашизма вызывало тревогу в его маленькой душе, все же Петер Штайн считает свое детство и юность счастливыми и радостными.
Родители будущего режиссера оказывали на него положительное влияние. Мать, занимающаяся в молодости ваянием, привила любовь к искусству, а отец, работающий в качестве инженера не только на родине, но и за границей (даже в России), познакомил сына с технологиями российских ученых и побудил проявлять уважение к этой стране.
Получение образования
В подражание отцу молодой Петер начал увлекаться техникой, однако в университете изучал философию и немецкое искусство. Профильного образования, чтобы начать проявлять себя на театральном поприще, он не получил, однако сразу же после окончания вуза стал работать в театре, помогая в постановках различных пьес и спектаклей. Ему тогда было двадцать семь лет.
Первые самостоятельные работы
Ими оказались постановки “Коварство и любовь” (по Шиллеру) и “Торквато Тассо” (по Гете), которые были представлены публике Бремена в 1967 году.
Данные работы очень примечательны и интересны, так как уже тогда отразили направленность Штайна как режиссера. Он стремился не только точно передать творение классика, но и стереть границы между прошедшим временем (когда писалось произведение) и настоящим (когда поставлен спектакль).
Как отмечали многие критики и цензоры, именно в “Коварстве и любви” Штайну удалось доказать, что над ошибками прошлого необходимо учиться.
Разоблачая социальные и политические проблемы своего времени, начинающий режиссер старался показать, что все это является следствием неточных и скудных сведений об эстетических и нравственных событиях прошлого.
Должность руководителя театра
Такие прогрессивные взгляды вызывали недовольство среди некоторых режиссеров и актеров Бремена, с которыми у Петера Штайна возникло много споров и прений. Поэтому, когда ему предложили место художественного руководителя одного из театров в Западном Берлине, молодой режиссер ответил радостным согласием. Вместе с ним ушло еще четыре актера из бременской труппы.
В “Шаубюне” (так назывался театр, в котором стал служить Штайн) он поставил новаторские, имевшие огромный успех спектакли. Прежде всего, это “Пер Гюнт” (Ибсен), “Мать” (Брехта), “Оптимистическая трагедия” (Вишневского) и многие другие.
Примечательно, что к своим подчиненным Петер Штайн относился по-особому. В вопросах постановок, репертуара, технических решений и так далее он учитывал мнение и соображения всего творческого коллектива, а также, что является редкостью, обслуживающего персонала. Такая политика была успешной, что тем не менее не избавило режиссера от недоброжелателей и несогласных.
Направленность творчества
Спектакли Петера Штайна пользовались колоссальным успехом за счет его новаторских экспериментов в авангардистском стиле. Предпочитая классику, античные трагедии, Шекспира и Чехова, он преподносил хорошо знакомые постановки как что-то новое, незабываемое, фееричное, от которого у зрителей прерывалось дыхание и захватывало дух.
Многие до сих пор вспоминают “Орестею” Петера Штайна, написанную Эсхилом и поставленную режиссером в 1979 году. Публика была впечатлена сценой убийства Клитемнестры, когда героиня лежала на сцене на хирургическом столе, около нее располагались трубочки и шлангочки, по ним текла кровь, а за кулисами читался древний текст. Можно только представить, насколько в то время такие постановки считались смелыми и передовыми.
Несмотря на такую эпатажность, в своих спектаклях Петер Штайн мастерски передает идею всего произведения и внутренний мир каждого героя. Работая над мельчайшими деталями, вникая в тонкости музыкального сопровождения и передачи светотени, он старается вложить в постановку всю глубину и реалистичность, которую понимает сам.
Режиссер одинаково талантливо работает как с классическими произведениями, так и современными авторами.
Штайн и русское творчество
Антон Павлович Чехов является одним из любимых авторов немецкого режиссера. За свое творчество он много раз ставил на различных сценах, как отечественных, так и зарубежных, произведения этого писателя. Например, в разное время он показал зрителям “Три сестры” и “Вишневый сад” (в Шаубюне), “Чайку” (в Риге) и так далее.
Петер Штайн считает, что образы чеховских персонажей до сих пор актуальны в нашем современном мире. В своем творчестве он не собирается их опошлять или вульгаризировать, нет! Режиссер старается дословно передать теперешним зрителям чеховские традиции, его образ мыслей и принципов. И тогда люди увидят, что классика все так же актуальна, все так же современна и интересна. Для этого необходимо только правильно поставить спектакль и естественно преподнести его публике.
В своей режиссерской работе Штайн опирается на принципы еще одного великого русского человека – Станиславского, стилю которого подражает не только в постановке произведений, но и в работе с театральным коллективом.
Спектакли в России
Начиная с 1989 года Петер Штайн становится интернациональным режиссером. Он активно работает в разных странах, в том числе и в России.
Первой постановкой, поставленной на родине Чехова, был спектакль “Три сестры”. И хотя актеры были немцами и говорили по-немецки, они настолько ярко и реалистично передали чувства своих героев, что зрителям казалось, что они слышат родную речь. Говорят, что в глазах главных актрис стояли слезы, когда они произносили свои сценические реплики.
Следующий спектакль был поставлен через два года, в 1991-м. Это также была драматургия Антона Павловича, представленная в пьесе “Вишневый сад”, в которой Петер Штайн старался донести до зрителей важную мысль: в центре повествования стоит не человек, а его конфликт с самим собой и природой.
В 1994 году немецкий режиссер поставил уже другую пьесу в Москве - “Орестею”, и это, несмотря на трагические происшествия в Российской Федерации, которые могли бы охладить желание иностранного гражданина находиться в этот период в столице. Все же Штайн приступил к работе и преподнес восторженной публике восьмичасовой спектакль с участием таких талантливых именитых актеров, как Е. Васильева, Л. Чурсина, Т. Догилева, Е. Миронов, И. Костолевский.
Далее следовали не менее яркие и талантливые постановки, такие как “Гамлет” с Е. Мироновым в главной роли, “Аида”, “Осуждение Фауста”, “Борис Годунов”. Петер Штайн, в последней из перечисленных постановок самобытно и глубоко изобразил как самого российского царя, так и сложность и трагичность событий того времени. По словам самого режиссера, его главной целью было показать не историю любви, а историю российского народа, политический и социальный мир старой России.
За свой большой вклад в российское театральное искусство немецкий режиссер был удостоен почетного Ордена Дружбы.
Другие направления творчества
Начиная с 1980-х годов Петер Штайн пробует себя не только в драматургии, но и в постановке оперных спектаклей. Например, согласно многочисленным отзывам, он поставил лучшую оперную трактовку “Кольца нибелунгов” (по Вагнеру). Позднее работал режиссером в Уэльском театре оперы и балета.
“Фауст” в оригинале
В 2000 году, специально для международной выставки ЭКСПО, Петер Штайн поставил полную версию гетевского “Фауста”. Представление шло на сцене Ганновера более двадцати часов. В нем были задействовано около сорока актеров.
Зрителей впечатлила дословность и точность спектакля соответственно оригиналу. Позднее подобные показы прошли в австрийской Вене и немецком Берлине.
Личная жизнь Петера Штайна
Немецкий режиссер – человек, который не любит делиться подробностями своей интимной жизни. Несмотря на свой почтенный возраст, он все так же строен, аккуратен, галантен.
Жена режиссера – Маддалена Крипа, итальянская актриса, живет недалеко от Рима на богатой и красивой вилле. Супруги, находящиеся в браке с 1999 года, все свободное время проводят вместе.
Сейчас Петеру Штайну восемьдесят лет. Но он не собирается уходить на пенсию или как-нибудь еще снижать свою творческую деятельность. Режиссер все так же активен, полон сил и энергии, задора и новых идей. Петер Штайн свободно путешествует по всему миру, общается с разными людьми, ставит свои талантливые проекты и, как и раньше, не боится экспериментировать.
В скором времени он вновь порадует нас новыми, невероятно интересными и захватывающими постановками и спектаклями. Возможно, даже на сцене нашей родины. Ждем с нетерпением!