Достаточно часто гражданам приходится взаимодействовать с различными государственными и местными структурами. При обращении в какой-либо уполномоченный орган субъект приобретает специфический статус – он становится заявителем. Этот статус имеет ряд особенностей. Рассмотрим некоторые из них.
Определение
Заявитель - это субъект, обратившийся в компетентную структуру по поводу реализации своего законного интереса или права. Такой структурой может являться не только орган власти, но и подразделение (отдел) юрлица.
Субъект может обратиться с заявлением о наличии недостатков в работе организации, с предложением по их устранению и улучшению деятельности учреждения, предприятия.
Лицо, официально обратившееся в прокуратуру, судебную инстанцию, другой правоохранительный орган, тоже является заявителем. Этот субъект может, к примеру, сообщить в полицию о совершенном, готовящемся или совершаемом противоправном деянии, в том числе уголовно наказуемом.
В ряде случаев возникает необходимость оспорить действия/бездействия либо решения служащего какого-либо уполномоченного органа власти. В таких ситуациях подается жалоба. Субъект, направляющий ее, называется жалобщиком или (в соответствии с современными нормами права) заявителем.
УПК РФ
В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрена 141-я статья. В ней определены общие характеристики заявления о преступлении.
Сообщение может быть устным или письменным и должно исходить от конкретного, установленного заявителя. Это означает, что анонимность автора исключается.
Если сообщение составлено в письменной форме, оно должно быть подписано лицом, составившим его.
При принятии заявления субъект предупреждается об ответственности за предоставление заведомо ложных данных (ложный донос).
В законодательстве закреплена важная гарантия для заявителя. Сообщение о преступлении должно быть принято независимо от полноты сведений, указанных в нем, времени и места совершения противоправного деяния.