Теодицея - это совокупность религиозно-философских доктрин. Принцип теодицеи

Большинство из нас знает, что такое философия и теология. При этом совсем немногим известно толкование термина «теодицея». Это же, между тем, весьма важное философское учение, над некоторыми идеями которого, сами того не зная, каждый размышлял хоть раз в жизни. Давайте узнаем, что же оно изучает и на каких принципах основано.

Происхождение слова

Данный термин пришел из древнегреческого. Он образован от слов theos («Бог») и dike («справедливость»).

Когда и кем именно впервые он был использован – не выявлено. Однако задолго до того, как теодицея стала применяться в качестве особого термина, слово фигурировало в отдельных сочинениях многих мыслителей и философов.

Теодицея – это что такое?

Рассмотрев, что значит изучаемое существительное, будет легче понять его значение. Ведь именно в этом названии и кроется суть теодицеи, которая означает совокупность религиозно-философских доктрин, направленных на оправдание наличия зла в мире, при условии, что вселенной управляет всемогущий и добрый Всевышний.

теодицея это

Основные принципы

Довольно часто теодицею именуют «богооправданием», хотя на протяжении ее существования некоторые философы и теологи спорили о целесообразности попыток судить поступки Создателя вселенной.

Тот же, кто решался рассуждать о причинах страданий людей, всегда должен был строить свои доводы с учетом 4 принципов:

  • Бог существует.
  • Он всеблаг (добр).
  • Всемогущ.
  • Зло реально существует.

Получалось, что сам по себе каждый принцип теодицеи не противоречил другому.

Однако если рассматривать их все одновременно, возникали противоречия, объяснить которые пытаются и по сей день.

Кто "отец" теодицеи

Данный термин был введен в употребление с легкой руки известного немецкого философа, логика и математика Готфрида Вильгельма Лейбница.

готфрид вильгельм лейбниц

Этот человек был поистине универсальным гением. Именно он разработал основы двоичной системы исчисления, без которой не смогла бы существовать информатика.

Помимо этого Лейбниц стал отцом науки комбинаторики и параллельно с Ньютоном разработал дифференциальное и интегральное исчисления.

Среди других достижений Готфрида Лейбница - открытие закона сохранения энергии и изобретение первой механической счетной машины, которая умела не только слагать и отнимать, но и умножать, и делить.

Помимо активного увлечения точными науками, Готфрид Вильгельм Лейбниц также занимался философией и теологией. Будучи ученым, он при этом оставался искренне верующим человеком. Причем придерживался мнения, что наука и христианская религия, не враги, а союзники.

Как всякий разумный человек с прекрасно развитым логическим мышлением, Лейбниц не мог не замечать некоторых противоречий в христианских догмах о доброте Всевышнего и всемирном зле.

Чтобы как-то уладить этот негласный «конфликт», в 1710 г. ученый опубликовал трактат «Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла».

Данное произведение стало весьма популярным и дало стимул к окончательному формированию учения о теодицее.

Это стало весьма популярной темой для полемики не только в философии, но и в литературе.

Теодицея в античности

Попытки объяснить, почему Творец допускает страдания и несправедливость, были еще в древние времена. Однако в эпоху политеизма (многобожия) этот вопрос рассматривался несколько в другом ключе. Поскольку каждое из божеств имело свою сферу влияния, всегда можно было найти на кого «свалить» вину за проблемы человечества.

Но и в это время мыслители уже задумывались о корне зла в принципе и попустительском отношении к нему высших сил.

средневековая теодицея

Так, одно из первых рассуждений на эту тему принадлежит Эпикуру Самосскому. Он высказал 4 логических объяснения, как добрая высшая сила способна допускать зло.

  1. Бог хочет избавить мир от страданий, но это не в Его силах.
  2. Бог может спасти мир от зла, но не желает.
  3. Бог не может и не хочет избавлять мир от страданий.
  4. Бог может и желает спасти мир от страданий, но не делает этого.

Помимо Эпикура, об этом размышляли и другие античные мыслители. Так что уже в те времена было весьма ощутимое проявление теодицеи в философии. Это характерно для трудов Лукиана (диалоге "Зевс уличаемый») и Платона (утверждал, что существование зла не является надежным аргументом против существования Всевышнего и его доброго нрава).

Именно они в дальнейшем были использованы христианским теологами для формирования собственной доктрины.

теодицея это учение о

То, что Эпикур, Лукиан, Платон и другие античные философы размышляли над парадоксом существования страданий и божественной доброты еще в эпоху политеизма, говорит о том, что проблема теодицеи старше многих современных религий.

Средневековая теодицея

После того как христианство окончательно оформилось как религия и даже приобрело воинствующую форму, несколько столетий философы и теологи не могли позволить себе даже озвучивать мысли о несовершенстве мира. Ведь инквизиция была на страже, готовая лишить жизни, любого, кто посмеет только размышлять о недостатках христианства. А их было немало, причем и светские, и религиозные власти не стеснялись угнетать простых людей, прикрывая свои поступки божественной волей.

совокупность религиозно философских доктрин

Дошло до того, что в Европе стали потихоньку изымать Священное Писание из рук обычных людей, лишая их возможности проверить, правду ли говорят священники и правители.

По этим причинам в Средневековье теодицея находилась в подполье. Среди тех немногих, кто хоть как-то касался данной темы, можно назвать легендарного церковного деятеля и философа Августина Аврелия (Блаженный Августин).

В своих трудах он придерживался мысли, что на Боге нет вины за существующее в мире зло, поскольку оно является следствием человеческой греховности. подобная доктрина, кстати, и сегодня используется во многих христианских деноминациях.

Какие мыслители рассматривали эту тему

В более поздние века (когда церковь утратила свое влияние на общество) довольно модно стало хулить догмы религии. В этом ключе многие размышляли о теодицее. Это стало так же популярно, как в Средневековье сочинять религиозные трактаты.

принцип теодицеи

В ответ на труд Лейбница, который Вольтер считал чрезмерно оптимистичным, этот автор написал собственную философскую повесть «Кандид» (1759). В ней он довольно едко прошелся по многим современным ему реалиях и высказал мысль о бессмысленности страданий. Таким образом отрицая теодицеическую идею, что Бог допускает зло во имя определенной цели.

П. А. Гольбах смог более планомерно раскритиковать все идеи Лейбница. Он высказал мысль о том, что нет места для теодицеи в философии. Это было сделано в «Системе природы» (1770).

Среди других критично настроенных особ – Ф. М. Достоевский. В своем романе «Братья Карамазовы» он высказывает отрицание растворения мук или вины одной личности в гармонии мирового целого.

теодицея в философии это

Кроме Достоевского, об этом вопросе размышлял Л.Н. Толстой в произведении «Столп и утверждение Истины».

Теодицея сегодня

В большинстве современных цивилизованных стран навязывание собственных религиозных взглядов ушло в прошлое и даже карается законом. Таким образом, человек имеет возможность сам выбирать, как ему верить в Бога и верить ли вообще.

Подобная ситуация способствовала возникновению новых аргументов в пользу теодицеи. Это в первую очередь связано с результатами многочисленных экспериментов, которые доказали, что для формирования личности человека и его постоянного развития, ему время от времени необходимы определенные стрессы, от соприкосновения со злом.

Так в 1972 г. в США был проведен известный эксперимент с мышами, под названием «Вселенная-25». Суть была в том, что в огромный бак со всеми удобствами были помещены 4 пары здоровых мышей детородного возраста. Поначалу они активно размножались и обживали свободное пространство.

Когда обитателей мышиного рая стало достаточно много, у них возникла иерархия, в которой были как элита, так и отверженные. И это все несмотря на идеальные условия жизни (защита от инфекций, холода и голода).

теодицея это

Однако постепенно среди самцов все больше стали появляться так называемых красивых мышей. Они заботились только о собственной внешности, здоровье и пропитании. При этом не хотели принимать участие в жизни своего сообщества, драться за территорию, защищать самок, спариваться и размножаться.

Параллельно с этим появилась и подобная женская мышиная модель поведения. Постепенно количество потомства уменьшалось, пока мыши не перестали спариваться вообще и не умерли все от старости.

Основываясь на результатах подобного эксперимента (а также на других наблюдениях и психологических опытах), человечество пришло к выводу, что абсолютное удовлетворение всех желаний и отсутствие опасностей и нужд противопоказано личности. Ибо она таким образом теряет стимул к развитию и неизменно деградирует, сначала морально, а потом и физически.

Именно поэтому главный аргумент современной теодицеи (который оправдывает наличие несчастий в мире, при условии существования всемогущего доброго Бога) это то, что Он допускает определенный уровень зла, в качестве стимула для воспитания человечества, в общем, и каждого его представителя в частности.

Помимо этого, сегодня продолжает пользоваться популярностью мнение, что негатив в жизни людей посылается Всевышним в качестве своеобразного проявителя их истинной сущности, как в библейской истории с Иовом. Так, с помощью страданий Бог помогает человеку раскрыться и показать свое нутро, чего бы он не сделал, если бы у него было проблем.

Что являет собою зло: несовершенство Всевышнего, Его равнодушие, стимул для развития человечества или катализатор для проявления его истинной сущности? Об этом вопросе теологи и философы будут спорить, пока существует разумная жизнь на Земле и вряд ли придут к единому мнению. Поскольку как реагировать на зло и примирять его наличие со своей верой, каждый человек в конечном итоге решает сам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.