Когда человек обладает способностью самостоятельно качественно обустраивать быт, то о нем говорят, что у него золотые руки. Фразеологизм рассмотрим сегодня и подберем к нему синонимы.
Мидас ни при чем
Читателю, знакомому с древнегреческой мифологией, сразу вспомнится царь Мидас, который попросил за приют и ласку Селена, учителя Диониса, бога вина, способность превращать все, к чему он прикоснется, в золото. Потом, конечно, алчный властитель разочаровался в своем даре и понял, что иметь в прямом смысле золотые руки не так уж и прекрасно. Но здесь важно совпадение. И все же к русскому устойчивому выражению легенда не имеет отношения.
Под «руками» здесь понимается мастерство, непременно хозяйственного толка. На Руси всегда, видимо, был дефицит кадров, поэтому и ценились умельцы на вес золота. Возможно, отсюда и произрастает фразеологизм «золотые руки». Даже сейчас, когда технический прогресс все более специализирует людей, то есть каждый занимается своей отдельной областью, те, которые способны навести уют в жилище самостоятельно, ценятся высоко.
Синонимы
Зная смысл объекта исследования, можно легко подобрать ему замену при желании, но от слова «мастер» нам все равно не уйти. Итак, список фразеологизмов следующий:
- Мастер своего дела.
- Мастер на все руки.
- Работа горит в руках.
Если необходимо заменить одним словом, то это даже проще:
- умелец;
- искусник;
- мастер;
- специалист;
- ас;
- дока.
Но есть одна тонкость, которая, возможно, ускользнет от читателя, если мы о ней не скажем. Фразеологические замены еще сохраняют тот же оттенок хозяйственности, что и объект исследования, а когда речь идет о заменах одним словом, здесь они уже вполне универсальны. Например, «мастер на все руки» и «работа горит в руках» относятся скорее к ручному труду, тогда как «мастером своего дела» можно назвать кого угодно, начиная от монтера и заканчивая программистом. А существительные, приведенные в качестве синонима «золотые руки», вообще до предела универсальные.
Прагматический оттенок фразеологизма
Надо еще сказать, что за «золотыми руками» закрепилась слава хозяйственная. Последнее нуждается в объяснении. Каждый человек работает руками. Но никому в голову не придет хвалить художника или писателя за его руки. Хотя в этом смысле есть одна очень интересная история. Однажды Марлен Дитрих поцеловала руку Константина Паустовского за то, что он написал рассказ «Телеграмма». Но это, пожалуй, единственный случай, когда в интеллектуале оценили именно ту часть тела, которой он технически творит.
Но в большинстве случаев ценятся практические умения. Например, мужчина может вставить сам стекло в оконную раму или женщина может связать свитер. И не имеет значения, что тот же мужчина на работе пишет детективный бестселлер, а женщина проводит сложнейшие физические опыты.
Дело тут не в народной мудрости. Просто меткие выражения, которыми мы сейчас пользуемся, появились давно, а тогда мир был значительно проще. Поэтому смысл, закрепленный за фразеологизмом, без изысков, хозяйственный.