В настоящее время очень остро стоит проблема рационального использования ресурсов. Во многих странах разрабатываются программы по уменьшению объема их потребления. В России особое внимание в последние годы уделяется энергосбережению. Под ним следует понимать комплекс экономических, технических, организационно-правовых, технологических мер, направленных на снижение объема потребляемых энергоресурсов при сохранении соответствующего результата от использования.
Энергоэффективность определяется соотношением эффекта от потребления ресурсов к затратам, произведенным для их получения. Ее показатель определяется в ходе энергетического обследования (энергоаудита). Рассмотрим особенности этой процедуры.
Общие сведения
Требования по энергоэффективности, цели, периоды проведения энергетического обследования зданий и сооружений, перечень объектов, в отношении которых выполняется энергоаудит, установлены в ФЗ № 261. Данная процедура является добровольной. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные в указанном нормативном акте.
Организациям, занятым в сфере энергоаудита, необходимо иметь лицензию. Энергетическое обследование сооружений и зданий может производиться предприятиями, являющимися членами СРО (саморегулируемых организаций).
Цели процедуры
Энергоаудит сооружений и зданий осуществляется для:
- Расчета потенциала энергосбережения, повышения энергоэффективности.
- Получения сведений об объеме потребляемых энергоресурсов.
- Определения класса энергоэффективности.
Полученные сведения используются при разработке мер по энергосбережению.
Энергоуаудит выполняется для определения класса энергоэффективности и оценки соответствия объекта требованиям программы по энергосбережению. По результатам процедуры оформляется энергетический паспорт. При обследовании жилого сооружения в него вносятся следующие сведения:
- Показатели энергоэффективности.
- Результаты тепловизионного исследования ограждающих конструкций.
- Объем потребляемых энергоресурсов.
- Класс энергоэффективности.
В паспорте может указываться программа по повышению полезной отдачи от использования ресурсов при минимальном объеме их потребления.
Какие организации обязаны провести энергетическое обследование?
В ФЗ № 261 предусмотрен аудит:
- Административных зданий.
- Промышленных объектов.
- Общественных зданий.
- Многоквартирных и прочих жилых сооружений.
В указанном нормативном акте приводится перечень объектов, в отношении которых возможно добровольное проведение энергетического обследования. В него включены:
- Культовые сооружения/здания.
- Объекты культурно-исторического наследия.
- Временные сооружения, срок эксплуатации которых меньше 2 лет.
- Садовые дома, дачи, объекты ИЖС.
- Вспомогательные постройки.
- Сооружения, площадь которых не превышает 50 кв. м.
- Аварийные, ветхие строения, а также подлежащие капремонту или сносу.
Обязательное энергетическое обследование выполняется в отношении объектов:
- Сдаваемых в эксплуатацию после реконструкции, капремонта, строительства.
- Подлежащих госстройнадзору.
Энергоаудит осуществляется в рамках программы повышения энергоэффективности и энергосбережения инфраструктуры, снижения объемов выброса парниковых газов и снижения расходов. Обязательное обследование, в соответствии с ФЗ № 261, осуществляется в отношении сооружений/зданий:
- Органов госвласти, структур местного самоуправления.
- Организаций с участием муниципалитета или государства.
- Учреждений, ведущих деятельность регулируемых видов.
- Организаций, занятых в добыче, производстве, транспортировке, переработке воды, энергии, газа, нефти, нефтепродуктов, угля.
- Учреждений, работающих за счет средств бюджета любого уровня.
- Организаций, общие расходы которых на энергопотребление превышают 10 млн р./год.
Сроки и параметры
Энергоаудит сооружений и зданий должен выполняться не реже 1 раза в 5 лет.
С начала 2010 г. каждому бюджетному учреждению было предписано снизить объем потребления энергоресурсов в течение 5 л. не меньше чем на 15 % от объема 2009 г. При этом ежегодно организациям необходимо было уменьшать показатель не меньше чем на 3 %.
Работа с предприятиями
Энергетическое обследование зданий производственного назначения выполняется с разработкой мер по повышению энергоэффективности для обеспечения реального уменьшения энергопотребления. В ходе анализа определяется возможность экономии ресурсов. На основании полученных показателей вырабатывается комплекс мер по энергосбережению. Энергетическое обследование зданий промышленного назначения осуществляется для:
- Оценки эффективности потребления энергетических ресурсов и фактического состояния инфраструктуры предприятий.
- Оформления энергетического паспорта.
- Разработки программы по внедрению энергосберегающих мер. При этом оцениваются расходы на модернизацию и выполняется расчет планируемой экономии.
Оформление паспорта
Этот документ является подтверждением проведенного энергетического обследования здания, предприятия, организации (в зависимости от объекта аудита). В паспорте, оформленном по результатам энергоаудита, должны присутствовать сведения о:
- Классе энергоэффективности.
- Объеме потребляемых энергоресурсов и его динамике.
- Оснащенности объекта средствами учета ресурсов.
- Потенциале энергосбережения, оценке возможной экономии.
- Проценте потери.
В паспорте также приводится типовой план по энергосбережению и повышению эффективности потребления энергоресурсов.
Энергетический паспорт на сооружения, сдаваемые в эксплуатацию после капремонта, строительства, реконструкции может оформляться на основе информации, присутствующей в проектных документах.
Требования к энергоэффективности в паспорте, составленном после обязательного обследования, определяются федеральным исполнительным органом. Аналогичное положение действует и в отношении документа, оформленного на основании проекта.
Класс энергоэффективности: общие положения
Энергетической эффективностью называют показатель, определяемый по соотношению пользы потребления ресурсов к объему их расходования.
Класс энергоэффективности является характеристикой сооружения, здания, продукции, процесса. Этот параметр для здания определяет центр энергетической пользы по итогам проведенного аудита. Для продукции показатель устанавливается изготовителем.
Предписания закона
В ФЗ № 261 застройщикам предписано указывать класс энергоэффективности на фасаде многоквартирного жилого дома. Собственники и иные законные владельцы помещений обязаны сохранять надлежащий уровень этого показателя. При изменении параметра для сооружения в целом указанные субъекты должны обеспечить замену указателя на фасаде. Требования к информационной табличке устанавливаются уполномоченным исполнительным органом власти.
С начала 2010 г. должно проводиться энергетическое обследование зданий, сдаваемых в эксплуатацию, с присвоением им класса энергоэффективности. Законодательство предписывало завершить данную процедуру до 31.12.2012 г. Энергетическое обследование зданий и иных объектов, сдаваемых в эксплуатацию, должны были выполнить учреждения, утвержденные в соответствии с ФЗ № 261.
Ответственность
После принятия ФЗ № 261 в КоАП были внесены существенные изменения. Они коснулись в первую очередь ответственности за нарушение норм в сфере энергосбережения. В результате в КоАП была введена новая статья – 9.16.
В соответствии с изменениями в законодательстве, полномочиями на взимание административных взысканий наделено порядка 9 исполнительных органов. В нормативном акте также предусмотрена возможность установления ограничений и запретов на оборот и производство продукции, имеющей низкий показатель энергоэффективности.
Виды наказаний
К виновным лицам могут быть применены денежные взыскания за несоблюдение ряда требований:
- Требований по энергоэффективности, срокам выполнения обязательного энергетического аудита. Размер штрафов колеблется в пределах 50-250 тыс. р.
- Требований о предоставлении экземпляра энергетического паспорта. Для юрлиц за это нарушение штраф составляет 10 тыс. р. Протокол оформляет федеральный исполнительный орган, уполномоченный вести государственный контроль деятельности саморегулируемых организаций в сфере энергетического обследования.
- При строительстве, капремонте, проектировании, реконструкции сооружений, строений, зданий - требований по энергоэффективности, оснащенности учетными приборами. Для юрлиц величина денежного взыскания составляет 500-600 тыс. р. Проверку и составление протокола осуществляет Госстройнадзор.
- Субъектами, отвечающими за содержание многоквартирных жилых домов, - требований о выработке предложений по организации мероприятий по энергосбережению. Для юрлиц величина взыскания 20-30, для должностных лиц – 5-10 тыс. р. Факт нарушения фиксирует Госжилинспекция.
- Собственниками нежилых строений, сооружений, зданий в ходе их эксплуатации - требований по энергоэффективности. Для юрлиц предусмотрены штрафы в 100-150 тыс. р. Фиксация факта нарушения и составление протокола находится в компетенции УТЭН Ростехнадзора.
- Организациями с участием муниципалитета или государства, а также учреждениями, ведущими деятельность регулируемых видов, - требований о принятии программ в сфере энергосбережения. На юрлиц может налагаться штраф в 50-100 тыс. р. Фиксация нарушения и оформление протокола входят в компетенцию УТЭН Ростехнадзора.
Заключение
Впервые в российскую практику понятие энергоаудита вошло в 90-е гг. прошлого века. В настоящее время энергетическое обследование организации считается неотъемлемым элементом системы управления эффективностью потребления ресурсов на всех предприятиях.
Как показывает анализ, в разных бюджетных учреждениях экономия энергоресурсов может достигать 80 %. Однако на практике имеет место постоянный их перерасход. Во многих случаях это связано с тем, что на предприятиях используются устаревшие системы энергосбережения. Их, безусловно, необходимо менять.
Проведение энергоаудита позволяет выявить ошибки руководства и разработать эффективную программу энергосбережения. За счет мер, предпринимаемых после энергоаудита, государство экономит огромные суммы. Руководителям предприятий необходимо изучать современные методы энергосбережения.