Дизельные силовые агрегаты производства Тутаевского моторного завода, обладающие современной конструкцией, мощностью и надежностью, служат качественными источниками энергии для самой разнообразной техники.
Тутаевский моторный завод (ТМЗ)
Производитель надежных и современных дизельных силовых агрегатов Тутаевский моторный завод (Ярославская область) основан в 1968 году, а выпускает продукцию с 1973 года. Первоначально это были элементы поршневой группы для линейки двигателей ЯМЗ. В 1977 году ТМЗ переходит на самостоятельное изготовление современных в тот период дизельных моторов ЯМЗ-8421.
Дальнейшее развитие предприятия связано с разработкой и выпуском новых двигателей для различной тяжелой техники и промышленного применения. Также на заводе освоили производство коробок передач, что увеличило номенклатуру выпускаемой продукции.
В настоящее время ТМЗ является современным технологическим комплексом по выпуску дизельных силовых агрегатов различного назначения, коробок передач и запасных частей. Кроме того, завод осуществляет сервисное обслуживание и ремонт выпускаемых агрегатов.
Продукция ТМЗ
Самый большой объем в выпускаемой заводом продукции составляют дизельные моторы различного назначения. По своему применению двигатели ТМЗ подразделяются (численность изготавливаемых моделей):
- автомобильные – 6 штук;
- тракторные – 5 штук;
- промышленные для передвижных электростанций – 3 шт.;
- специальные для тепловозов и судов – 4 шт.;
- перспективные двигатели для новой техники различного назначения – 5 шт.
Выпускаемые предприятием коробки передач предназначены для использования в трансмиссии различной тяжелой техники. На ТМЗ производят следующие модели КПП:
- ЯМЗ-2381.
- ЯМЗ-2381-300.
Сервисное направление компании включает:
- выпуск запчастей для двигателей ТМЗ;
- обслуживание и ремонт агрегатов собственного производства;
- изготовление кузнечных поковок различного назначения.
Данные о дизелях ТМЗ
Несмотря на разнообразные сферы применения, двигатели ТМЗ по своей конструкции обладают целым рядом общих параметров, среди которых следует выделить:
- Тип дизеля – четырёхтактный, турбированный.
- Рабочий объем – 17 л.
- Число цилиндров – 8 шт.
- Расположение цилиндров – V-образное с углом развала в 90 градусов.
- Ход поршня (диаметр цилиндра) – 14 (14) см.
- Число клапанов на цилиндр – 4 (2 впускных, 2 выпускных).
- Степень сжатия дизеля – 15,5.
Изготавливаемые двигатели ТМЗ по характеристикам могут отличаться следующими показателями:
- мощность – от 270 до 500 л. с.;
- частота вращения – 1500-2000 об./мин.;
- расход топлива (на ном. мощности) – 146-168 г/л. с.-ч.;
- нормативный ресурс – 7500-12000 ч.
Конструктивные особенности
Выпускаемые двигатели ТМЗ обладают большой унификацией, к которой следует отнести общие основные элементы:
- цилиндро-поршневой механизм;
- шатунно-коленчатую группу;
- блок цилиндров;
- радиатор для охлаждения масла;
- топливную аппаратуру;
- стартер;
- муфту для привода вентилятора.
Индивидуально для каждой модели в устройстве двигателя применяются:
- головка блока цилиндров (алюминиевая);
- турбокомпрессоры;
- поршни (форсированные дизели);
- пневмокомпрессоры.
По конструкционным решениям силовые агрегаты отличаются (варианты):
- картер маховика – 3;
- маховик – 2;
- шкив коленчатого вала – 2;
- масляный картер – 2;
- вентилятор – 2;
- кронштейны крепления – 4;
- выпускной коллектор – 2.
Даже с учетом большой унификации моторов сочетание вариантов конструкционных отличий, различных узлов и оборудования дизеля позволяет компании производить широкую линейку силовых агрегатов с различными характеристиками, что обеспечивает широкое применение двигателей ТМЗ.
Применение двигателей
Силовые агрегаты ТМЗ могут использоваться для разной техники. В таблице представлены основные варианты применения и производители техники.
№ п/п | Модель двигателя ТМЗ | Наименование техники для применения | Производитель |
1 | 8421 | Грузовые автомобили | МАЗ (Белоруссия) |
2 | 8424 | Грузовое шасси, внедорожные автомобили, аэродромные тягачи, тяжеловозы, фронтальные погрузчики | БелАЗ, МЗКТ (Белоруссия), БЗКТ (Брянск), КЗКТ (Курган) |
3 | 8435 | Электростанции | "Электроагрегат" (Курск) |
4 | 8463 | Специальные шасси | МЗКТ (Белоруссия) |
5 | 8481 | Трактора, электростанции, судовые двигателя, фронтальные погрузчики | "Дормаш" (Белоруссия), "Электроагрегат" (Курск), "Петербургский тракторный завод", "Спецмаш" (Санкт-Петербург) |
6 | 8482 | Колесные трактора, погрузчики, автогрейдеры | "Кировский завод" (Санкт-Петербург), ЧСДМ (Челябинск) |
7 | 8486 | Бульдозеры, трактора и трубоукладчики фирмы Komatsu | Для замены базового двигателя SA6D-155-4 |
8 | 8521 | Трактора, специальные шасси | "Промтрактор-ОМЗ" (Чебоксары), БЗКТ (Брянск) |
9 | 8522 | Трактора, маневровые тепловозы | "Промтрактор-ОМЗ" (Чебоксары) |
Наибольшее распространение получил двигатель ТМЗ 8481 и модификации на его основе, которые применяются для техники различного назначения и используются для комплектования своей продукции сразу несколькими производственными компаниями.
Обслуживание двигателей
Надежная безаварийная работа дизеля, а также длительный период его эксплуатации во многом обеспечиваются своевременным и качественным проведением технического обслуживания (ТО). Выполнять такие работы по ТО необходимо в регламентированные сроки и на протяжении всего периода рабочего цикла силового агрегата. Лучше всего обслуживание техники выполнять одновременно с сервисными работами всей машины.
Для дизельных двигателей ТМЗ, согласно регламенту по эксплуатации, предусмотрены следующие виды работ:
- Ежедневные (ЕТО). Проводятся один раз в день после окончания работы.
- ТО-1. Выполняется каждые 250 часов эксплуатации мотора.
- ТО-2. Осуществляется через 750 часов работы дизеля.
- Сезонное обслуживание (СО). Проводится при смене сезона для дальнейшей эксплуатации.
- Начальное ТО. Выполняется после первых 30 часов использования силового агрегата.
При выполнении ТО для двигателей ТМЗ компания рекомендует осуществлять проверку различных уплотнительных прокладок, состояние колец и медных шайб. В случае обнаружения неисправности выполнять их замену.
Своевременное и полноценное проведение ТО не только обеспечит надежную эксплуатацию силового агрегата, но и позволит сохранить гарантийные обязательства изготовителя в случае поломки или неисправности дизельного двигателя.