Работа по созданию стандартов бухгалтерского учета в России началась в 2015 г. Тогда Минфин утвердил программу их разработки приказом № 64н. К 2016 г. работа была завершена. В настоящее время в программу включено 29 стандартов бухгалтерского учета. Согласно распоряжению ведомства, они должны вступать в силу поэтапно с 1 января 2018 г. Внедрение в практику должно завершиться к 2020 г. Вместе с этим будут вноситься корректировки в действующие законы, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, прочие нормативные документы.
Организации государственного сектора
Для этих субъектов разработаны специальные стандарты бухгалтерского учета. Все они объединены в "Концептуальные основы бухучета и отчетности". Этот документ закрепляет:
- Ключевые способы ведения документации.
- Объекты бухучета, правила их признания, оценки.
- Общий порядок формирования сведений, отражаемых в отчетности, качественные характеристики информации.
- Принципы подготовки документации.
- Основные требования к процедуре инвентаризации обязательств и активов.
Организациям госсектора надлежит применять эти стандарты бухгалтерского учета с 1 янв. 2018 г. При этом отчетность за 2017 г. формируется по прежним правилам.
Что осталось без изменений?
В стандарты бухгалтерского учета для организаций госсектора включены отдельные положения, содержащиеся в разделе 1 Инструкции № 157н. В частности без изменений остались:
- Круг субъектов учета.
- Правила формирования плана счетов.
- Методы учета (начисления, двойной записи, признания расходов и доходов).
- Требований к составлению и хранению первичной документации и регистров.
- Порядок документооборота.
- Требования к процедуре инвентаризации обязательств и активов.
Корректировка формулировок
Отдельные принципы излагаются в новых стандартах и Федеральном законе "О бухгалтерском учете" четче, чем в существующих инструкциях. Речь, в частности, о допущении временной определенности. Она означает, что признание объектов осуществляется в периоде, в котором имели место факты хозяйственной деятельности предприятия, вследствие которых они возникли или изменились, вне зависимости от списания или поступления денег.
Кроме того, более четкую формулировку получило определение существенных сведений. Данные признаются таковыми, если их пропуск или искажение может повлиять на решение учредителей или иных заинтересованных лиц, которое принимается ими на основании информации из бухгалтерских документов. Существенность сведений зависит от уровня влияния их отсутствия или искажения. Единый количественный критерий оценки этого показателя отсутствует. В этой связи степень существенности определяется в каждом случае индивидуально.
Классификация отчетности
В стандарты для организаций госсектора включены отдельные положения из первых разделов Инструкций, утвержденных приказами Минфина № 33н и 191н. В них конкретизируются перечень субъектов отчетности, правила камеральной проверки, внесения корректировок в сведения, закрепленные в Федеральном законе "О бухгалтерском учете".
Кроме того, закреплена классификация отчетности. Согласно стандарту бухгалтерского учета, она разделяется на:
- Общую и консолидированную (по степени обобщения данных и порядку их формирования).
- Общего и специального назначения (по степени раскрытия сведений).
Эта классификация определена и в действующих сегодня нормативных актах. Однако в Стандарте присутствует полное ее описание.
Объекты учета
В новом Стандарте учета для организаций госсектора раскрываются определения обязательств, активов (чистых в том числе), расхода, дохода.
Активом признается имущество (включая денежные средства в наличной и безналичной формах):
- Принадлежащее учреждению либо находящееся у организации в пользовании.
- Контролируемое в результате совершения хозяйственных операций.
- Имеющее полезный потенциал и способное приносить экономическую выгоду.
В признаках актива использованы новые термины. Одним из таких понятий является полезный потенциал. Им считается пригодность актива к использованию в деятельности организации, для обмена, погашения обязательств. При этом эксплуатация имущества не всегда должна сопровождаться получением денег. В отношении актива достаточно, чтобы оно служило для реализации организацией своих задач и достижения целей. Соответственно, объект обладает определенными потребительскими качествами.
Предстоящими экономическими выгодами считаются поступления денег или их эквивалентов вследствие использования актива. К примеру, это могут быть арендные платежи.
Наличие контроля у учреждения над активом говорит о праве организации использовать объект (временно в том числе) для извлечения будущей экономической выгоды или полезного потенциала, возможности регулировать или исключить доступ сторонних субъектов к нему.
Международные стандарты бухгалтерского учета
Для обеспечения единства признания, оценки, раскрытия сведений о финансово-хозяйственных операциях на мировом рынке были разработаны МСФО. Международные стандарты бухгалтерского учета обеспечивают сопоставимость финансовой документации между предприятиями и доступность сведений для внешних пользователей.
МСФО позволяют существенно сократить издержки экономических субъектов по подготовке отчетности. Это особенно важно для компаний, имеющих разветвленную сеть представительств в разных странах. Вместе с тем предприятия, использующие международные стандарты, существенно снижают расходы по привлечению капитала.
Рыночная стоимость капитала зависит от рисков и перспектив отдачи. Отдельные риски обуславливаются спецификой деятельности предприятия. Однако многие из них связаны с недостатком сведений об эффективности капиталовложений. Причиной этому является отсутствие стандартизированной отчетности. МСФО решает эту проблему. Именно поэтому многие страны стремятся внедрить международные стандарты в свою практику.
Открытость информации привлекает больше инвесторов. Они, в свою очередь, готовы получать меньшую прибыль, понимая, что большая прозрачность данных обеспечивает существенное снижение рисков.