Двигатель внутреннего сгорания: принцип и тонкости работы

Двигатель внутреннего сгорания - одно из величайших изобретений человечества, позволившее революционизировать транспорт и ускорить темп жизни. В этой статье мы подробно разберем принцип работы, историю создания, виды, достоинства и недостатки ДВС.

История создания ДВС

История двигателя внутреннего сгорания началась еще в XVII веке, когда голландский ученый Христиан Гюйгенс выдвинул идею использовать в качестве топлива порох. Однако практические эксперименты создания ДВС начались только в XVIII веке.

Первым прототипом ДВС можно считать пневматический двигатель, сконструированный французским изобретателем Филиппом Лебоном в 1801 году. Он использовал в качестве топлива осветительный газ.

В 1807 году швейцарец Франсуа Исаак де Риваз построил первый поршневой двигатель внутреннего сгорания, работавший на смеси водорода и кислорода. Однако конструкция Риваза была еще несовершенна и не получила широкого применения.

Настоящий прорыв произошел в 1860 году, когда бельгийский инженер Этьен Ленуар сконструировал газовый двигатель двойного действия (с двумя рабочими ходами поршня) и успешно применил его на практике.

В 1867 году немецкий инженер Николаус Август Отто изобрел 4-тактный бензиновый двигатель, а в 1893 году немецкий инженер Рудольф Дизель сконструировал дизельный двигатель. Именно эти конструкции и легли в основу современных поршневых ДВС.

Благодаря таким изобретателям как Карл Бенц, Готлиб Даймлер, братья Райт, Фердинанд Порше и другие, ДВС быстро нашел применение в автомобилях, самолетах, кораблях и локомотивах в конце XIX - начале XX века. Это привело к настоящей транспортной революции в обществе.

В 1930-1940-х годах началась активная разработка реактивных и ракетных двигателей, открывшая человечеству путь в космос. Сегодня ДВС продолжают совершенствоваться и развиваться.

Принцип работы ДВС

Любой двигатель внутреннего сгорания преобразует химическую энергию топлива в механическую работу посредством расширения газов, образующихся при сгорании топлива внутри самого двигателя.

Рабочий цикл ДВС состоит из нескольких тактов: впуск рабочего тела (чаще всего воздуха) в цилиндр, сжатие, подача и воспламенение топлива, расширение продуктов сгорания и выпуск отработанных газов.

По числу тактов ДВС делятся на 2-тактные и 4-тактные. В 2-тактном двигателе впуск продувочного воздуха и выпуск отработавших газов происходит за один оборот коленвала, в 4-тактном - за два.

Относительно простые 2-тактные двигатели обычно менее экономичны и более "грязные". В автомобилях чаще используют 4-тактные моторы, хотя 2-тактные до сих пор применяются в мопедах, мотороллерах, газонокосилках.

По способу воспламенения топливной смеси ДВС делятся на двигатели внешнего сгорания (паровые машины) и внутреннего сгорания. Последние подразделяются на двигатели с воспламенением от сжатия (дизели) и с принудительным воспламенением - от искры свечи зажигания (карбюраторные и инжекторные бензиновые, газовые двигатели).

В дизеле воздух в цилиндре сильно сжимается, нагревается и самовоспламеняет впрыснутое топливо. В бензиновых двигателях топливная смесь сжимается относительно слабо, поэтому требуется искра от свечи зажигания.

Газотурбинные и реактивные двигатели имеют непрерывный процесс горения. Это позволяет получить большую мощность при меньших размерах. Но для наземного транспорта они пока малопригодны из-за низкой экономичности.

Основные виды ДВС

Существует множество разновидностей ДВС, отличающихся конструкцией, принципом работы, используемым топливом. Рассмотрим основные из них.

Механик крупным планом чинит мотор

Поршневые ДВС

Наиболее распространенный тип ДВС. В цилиндре двигателя движется поршень, соединенный шатуном с коленчатым валом. В зависимости от топлива поршневые ДВС делятся на:

  • Бензиновые (карбюраторные или с впрыском)
  • Дизельные
  • Газовые (на сжиженном газе, биогазе, водороде)

Бензиновые двигатели имеют высокую удельную мощность, но требуют дорогостоящего высокооктанового топлива. Дизели экономичнее и долговечнее, но более шумные.

Сборка двигателей на заводе

Роторно-поршневые ДВС

В этих двигателях вместо поршней используется вращающийся треугольный ротор, повторяющий цикл Отто или Дизеля. Пример - роторный двигатель Ванкеля (в автомобилях Мазда).

Реактивные ДВС

Создают тягу за счет выброса струи газов, получаемых от сжигания топлива. Используются в авиации, ракетостроении. Виды:

  • Турбореактивные (с турбиной)
  • Пульсирующие (прямоточные)
  • Ракетные (на твердом топливе)

Обладают высокой мощностью и тягой при компактности, но пока слишком неэкономичны для автомобилей.

Газотурбинные ДВС

Имеют непрерывный процесс горения топлива. Воздух сжимается компрессором и подается в камеру сгорания. Отработавшие газы раскручивают газовую турбину, связанную с компрессором. Используются в энергетике, на судах, в танках.

Комбинированные ДВС

Сочетают в себе поршневой двигатель и газовую турбину. Например, дизель или бензиновый двигатель с турбонаддувом. Позволяют значительно повысить мощность по сравнению с обычными поршневыми ДВС.

Другой пример - газопоршневые установки, использующие запальную порцию дизельного топлива для работы на более дешевом газе.

Свободнопоршневые ДВС

Поршень в них не связан жестко с коленвалом, а движется свободно в цилиндре, отдавая энергию сжатого газа. Чаще всего применяются как компрессоры.

Достоинства и недостатки ДВС

Двигатели внутреннего сгорания имеют ряд важных преимуществ по сравнению с другими типами двигателей:

  • Высокая удельная мощность и компактные размеры.
  • Относительная простота конструкции и обслуживания.
  • Доступность и низкая стоимость топлива (бензин, дизельное топливо).
  • Хорошая экономичность крупных медленноходных дизелей (КПД до 50%).

Вместе с тем, ДВС обладают и рядом недостатков:

  • Выброс в атмосферу вредных веществ с отработавшими газами.
  • Высокий уровень шума и вибрации.
  • Невысокий КПД на неполных режимах работы.
  • Потребность в регулярном техобслуживании.

Пути снижения токсичности ДВС

Чтобы снизить токсичность отработавших газов ДВС, применяют следующие методы:

  • Использование неэтилированного бензина.
  • Применение каталитических нейтрализаторов.
  • Рециркуляция отработавших газов (EGR).
  • Совершенствование процесса сгорания топлива.
  • Переход на более чистые виды топлива.

Благодаря таким мерам, выбросы вредных веществ современными двигателями снижены в разы по сравнению с моторами 20-30-летней давности. Тем не менее, дальнейшее совершенствование ДВС в плане экологичности по-прежнему актуально.

Альтернативы ДВС

В качестве альтернативы ДВС рассматриваются электродвигатели и двигатели на топливных элементах. Их преимущества:

  • Полное отсутствие вредных выбросов при работе.
  • Бесшумность.
  • Высокий КПД.

Однако пока существуют и недостатки: для электродвигателей - ограниченный запас хода и долгое время зарядки, для топливных элементов - высокая стоимость и проблемы с инфраструктурой заправки водородом.

Эксплуатация и техническое обслуживание ДВС

Для обеспечения надежной работы двигателя внутреннего сгорания и сохранения его ресурса требуется своевременное проведение технического обслуживания.

Топливо для ДВС

Качество и тип топлива напрямую влияют на работу двигателя. Для бензинового двигателя важно октановое число - чем оно выше, тем меньше риск детонации. Дизельное топливо должно иметь достаточное цетановое число.

Использование не соответствующего топлива может привести к преждевременному износу или поломке двигателя.

Системы питания ДВС

От бесперебойной подачи топлива и воздуха в нужной пропорции зависит мощность и экономичность двигателя.

В состав системы питания входят:

  • Топливный бак, фильтры, топливопроводы.
  • Топливный насос (электрический или механический).
  • Карбюратор или система впрыска топлива.
  • Впускной коллектор.
  • Воздушный фильтр.

Регулярная замена фильтров, проверка герметичности топливной системы - залог безотказной работы ДВС.

Система зажигания

В бензиновых двигателях для воспламенения топливной смеси служит система зажигания. Она включает:

  • Катушку зажигания.
  • Свечи зажигания.
  • Распределитель зажигания.
  • Датчики положения коленвала и распредвала.
  • Электронный блок управления.

Своевременная замена свечей зажигания и проверка катушки помогает избежать пропусков зажигания и обеспечить оптимальные характеристики двигателя.

Система смазки

Система смазки подает масло к трущимся деталям двигателя, уменьшая износ и трение. В ее состав входят:

  • Масляный поддон.
  • Масляный насос.
  • Масляные фильтры.
  • Масляные каналы и форсунки.

Использование качественного моторного масла в соответствии с рекомендациями производителя двигателя и своевременная замена фильтров - обязательные условия для долговечной работы ДВС.

Система охлаждения

Система охлаждения отводит избыточное тепло от деталей ДВС, предотвращая перегрев. Она включает:

  • Радиатор и расширительный бачок.
  • Водяной насос.
  • Вентилятор.
  • Жидкость охлаждения.

Необходимо следить за уровнем и состоянием охлаждающей жидкости, а также за исправностью насоса и плотностью шлангов. Перегрев может привести к оплавлению поршней и прогару прокладки головки блока.

Контрольные приборы

Для контроля за работой ДВС служат различные датчики и приборы:

  • Датчик температуры охлаждающей жидкости.
  • Датчик давления масла.
  • Датчики положения коленвала и распредвала.
  • Датчик кислорода в выхлопе.
  • Тахометр.
  • Бортовой компьютер.

Своевременно реагируя на их показания, можно предотвратить серьезные поломки ДВС.

Виды технического обслуживания

Различают следующие виды ТО двигателей внутреннего сгорания:

  • Ежедневное ТО (проверка уровней рабочих жидкостей).
  • Первое ТО (через 700-1000 км пробега).
  • Второе ТО (через 5000-10000 км).
  • Сезонное ТО (осенью и весной).
  • ТО при подготовке к хранению.

Конкретный перечень работ зависит от рекомендаций производителя. Например, замена масла, фильтров, проверка технического состояния.

Диагностика ДВС

Для выявления неисправностей используют:

  • Сканеры бортовых систем.
  • Проверку компрессии.
  • Анализ вибрации и шума.
  • Эндоскопию цилиндров.
  • Анализ отработавших газов.

Своевременная диагностика позволяет обнаружить проблемы на ранней стадии и избежать серьезного ремонта.

Форсирование ДВС

Для увеличения мощности двигателя применяют следующие методы:

  • Увеличение степени сжатия.
  • Применение турбонаддува.
  • Использование высокооктанового топлива.
  • Установка спортивного впуска и выхлопа.
  • Чип-тюнинг электроники.

Однако следует учитывать, что форсирование сокращает ресурс двигателя и может привести к его поломке.

Увеличение ресурса ДВС

Чтобы увеличить ресурс двигателя, рекомендуется:

  • Соблюдать регламент техобслуживания.
  • Использовать рекомендованное топливо и масло.
  • Избегать длительной работы на максимальных оборотах.
  • Своевременно выявлять и устранять неисправности.
  • Прогревать двигатель перед высокими нагрузками.

Бережная эксплуатация позволяет значительно продлить срок службы двигателя.

Теперь вы знаете, что любой двигатель внутреннего сгорания преобразует химическую энергию топлива в механическую работу посредством расширения газов, образующихся при сгорании топлива внутри самого двигателя.

Рабочий цикл ДВС состоит из нескольких тактов: впуск рабочего тела (чаще всего воздуха) в цилиндр, сжатие, подача и воспламенение топлива, расширение продуктов сгорания и выпуск отработанных газов.

Качество и тип топлива напрямую влияют на работу двигателя. Для бензинового двигателя важно октановое число - чем оно выше, тем меньше риск детонации. Дизельное топливо должно иметь достаточное цетановое число.

Использование не соответствующего топлива может привести к преждевременному износу или поломке двигателя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Здравствуйте,подскажите,пожалуйста,почему КПД ДВС маленькое,но его все ровно используют и для чего?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.