Эдгар Алан По (1809–1849) прожил короткую, всего сорок лет, жизнь, полную нищеты и непонимания своего творчества у современников на родине в Америке. А между тем Б. Шоу категорически заявил, что в Соединенных Штатах есть только два великих писателя: Э. По и М. Твен.
Детство будущего литератора
Его мать Элизабет Арнольд По была молодой талантливой певицей и танцовщицей. Ее обожала публика Бостона и Чарльстона. Но семья была настолько бедна, что уже через две недели после рождения ребенка в Бостоне она вышла на сцену. Позже сын будет гордиться тем, что она отдала искусству талант, красоту и молодость. Его отец был бездарным актером и скончался в Нью-Йорке через год после рождения Эдгара. В следующем году умерла мать. Двухлетний малыш оказался на руках дам-попечительниц г. Ричмонда.
Он приглянулся семье состоятельного виргинского купца Аллана. Они установили над ребенком опекунство. Няня-негритянка рассказывала ему страшные сказки о привидениях, разрытых могилах, о заживо погребенных. Его фантазию будоражили рассказы моряков и купцов, которые часто бывали в доме Алланов, о невероятных морских приключениях. Не отсюда ли появился его интерес к мистике, который потом нашел отражение во многих рассказах, в том числе и в произведении «Система доктора Смоля и профессора Перро»?
Образование
Пять лет мальчик провел в одном из лондонских пансионов, где получил всестороннее образование. Вернувшись в США, он продолжил учебу в Ричмондском колледже. Знания давались красивому юноше, ловкому наезднику, пловцу и музыканту, легко. Понимание он встречал только у миссис Аллан. Глава дома был чужд искусству и поэзии и лишил материальной помощи семнадцатилетнего юношу.
Неурядицы
Эдгар Алан По был вынужден оставить колледж и завербоваться в солдаты, так как у него не было ни средств к существованию, ни крова над головой. Так он промучился год, а потом обратился за помощью к миссис Аллан. Ее заступничество перед супругом помогло выкупить молодого человека из армии. По требованию Джона Аллана он поступил в Военную Академию, но продержался там всего семь месяцев, сознательно нарушил устав и был исключен. Этим молодой человек навсегда лишил себя покровительства мистера Аллана. Когда тот скончался, то не упомянул в завещании Эдгара, который остался в 22 года в совершенной нищете.
Скитания
Начинающий литератор переехал в Нью-Йорк, где в 1831 году удалось выпустить сборник «Стихотворений» – очередную книгу По. Затем Эдгар перебрался в Балтимор, где в 1835 году женился на юной двоюродной сестре.
В это время он работал, создавая короткие рассказы, которые с первой страницы привлекали внимание читателя: «Свидание», «Без дыхания», «Король Чума» (1835). После этого с семьей молодой писатель переехал в Ричмонд. Он работал помощником редактора в крупном журнале. Но через год его уволили. Причиной послужил неуживчивый характер. Денег, хотя он и сотрудничал с несколькими журналами одновременно, в семье не было. Ему платили скудно. За стихотворение «Ворон» (1846) он получил всего пять долларов. Понятия авторского права тогда еще не было. Издатели наживались на перепечатке стихотворений и книг По. Автор бедствовал.Болезнь и смерть жены
В 1840 году были изданы два тома его новелл «Гротески и арабески». В 1842 году у любимой жены обнаружился туберкулез. Пять лет она находилась на грани жизни и смерти. Надежды на выздоровление сменялись отчаянием. В 1847 году Вирджиния скончалась. За эти годы Э. По привык много пить и употреблять опиум, расшатывая свое здоровье. Удивительно то, что он еще и писал. Свои лучшие стихотворения: «Улялюм» (1848), «Колокола» и «Аннабель Ли» (1849) он создал в последние годы жизни.
Загадочная смерть писателя
С успехом прочтя в Ричмонде лекцию о «Принципе поэзии» и получив за нее большую сумму денег, Э. По приехал в Балтимор. Спустя несколько дней его нашли на уличной скамейке без сознания. Есть предположения, что его опоили наркотиками и ограбили. Писатель скончался в балтиморской больнице от кровоизлияния в мозг. После него осталось около 70 рассказов, один из которых - «Система доктора Смоля и профессора Перро» - мы сейчас рассмотрим.
«Страшный» рассказ
Это короткое произведение описывает психиатрическую больницу на юге Франции. Жанр «Системы доктора Смоля и профессора Перро» был оригинален на то время, сейчас он называется триллер. Неслучайно в этом стиле создан фильм «Обитель проклятых». Рассказ Э. По состоит из описания странных, но интересных методов лечения и забавных эксцентричных историй, которыми развлекают себя собравшиеся за ужином люди. Неизвестно, бывал ли в настоящих психиатрических больницах автор рассказа «Система доктора Смоля и профессора Перро», история создания которого относится к ноябрю 1845 года. Это произведение впервые опубликовано в журнале «Грэхемз Мэгезин». Но очень похоже, что все до малейших деталей – просто выдумка писателя, обладавшего неистощимой фантазией. Далее мы познакомимся с повестью «Система доктора Смоля и профессора Перро», краткое содержание которой изложено ниже.
Первый осмотр больницы
Сначала мы узнаем, как молодой француз, путешествуя по самым южным департаментам Франции, решил из любопытства посетить частную лечебницу для душевнобольных.
Он слышал о ней от многих парижских врачей. С этого и начинается рассказ «Система доктора Смоля и профессора Перро». Чтобы в нее попасть, потребовалась рекомендация попутчика, который был знаком с главным врачом, но сам туда заехать не захотел. Дорога проходила через сырую мрачную чащу и привела к заброшенному замку. Увидев его, рассказчик содрогнулся от страха и уже хотел вернуться, но потом пристыдил себя и подъехал к полуоткрытым воротам. Его приветливо встретил добродушный, с хорошими манерами главный врач по имени Майар и проводил в гостиную. В этой небольшой, изящно обставленной комнате сидела молодая красавица в глубоком трауре. Она играла на фортепьяно и пела арию из оперы. Рассказчик опасался, что это пациент больницы, и разговор с ней вел на нейтральные темы. Когда она вышла из комнаты, то доктор Майар сообщил гостю, что дама вполне здорова, но благоразумие молодого человека похвалил. Он также сообщил, что у него больше не действует «система поблажек», при которой больные вели себя свободно, а он недавно вернулся к традиционным методам лечения с изоляцией больных людей. Беседа шла часа два, и рассказчику в это время были показаны оранжерея и сад.Обед
Это одна из самых любопытных частей рассказа «Система доктора Смоля и профессора Перро». К шести часам в обеденном зале собралось примерно человек двадцать пять или, может быть, тридцать. На рассказчика они произвели двойственное впечатление. Они показались ему знатными и воспитанными, но их одежда была грубой и несовременной и сидела на них плохо. Дамы были чрезмерно украшены драгоценностями. В общем, парижанин ни в ком бы не нашел хорошего вкуса. Наряды собравшихся заставили гостя задуматься о том, что он все-таки оказался в обществе умалишенных. Доктор Майар не сообщил ему об этом предварительно, не желая испугать его. Сейчас мы поближе познакомимся с действующими лицами.
Любопытные персонажи
Одновременно гость внимательно осмотрел большую комнату и насчитал в ней десять окон, которые были плотно закрыты ставнями на засовах, и одну дверь. Стол был столь обильно накрыт изысканной пищей, что ее хватило бы даже для библейских исполинов. На нем и повсюду, где только можно, стояли свечи в серебряных канделябрах и слепили глаза. Был также небольшой оркестр, который своими резкими звуками раздражал гостя, но доставлял удовольствие окружающим. В рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перро» герои беседовали очень оживленно. Каждый старался рассказать какую-нибудь занимательную историю.
Один из них поведал о человеке, который считал себя английским чайником и каждое утро полировал себя замшей с мелом. Другой, продолжая беседу, с удовольствием описал человека, который представлял себя ослом и отказывался есть обыкновенную еду. Его быстро излечили, давая ему только чертополох. Кто-то припомнил пациента, который вообразил себя сыром и ходил с ножом, упрашивая всех отрезать ломтик. Потом вспомнили человека, который считал, что он – бутылка шампанского. Он постоянно откупоривал себя и изображал при этом звук вылетающей пробки и шипение напитка. Эти разговоры выглядели очень неэстетично.Продолжение беседы
По лицу доктора Майара было видно, что ему это не понравилось, и разговор на эту тему быстро прервал другой человек. Он поведал о человеке-лягушке. Следующий позабавил общество рассказом о страдальце, который принимал себя за понюшку табака и терзался тем, что никак не может зажать ее между пальцами. Вспомнили и человеке-тыкве, который умолял кухарку запечь его. С другого конца стола донеслась история о влюбленном, который решил, что у него две головы. Рассказали и о человеке-юле, который любил подолгу крутиться на одном каблуке. Пожилая дама отнеслась к этому пренебрежительно и предложила историю о мадам Жуайез, которая превратилась в молодого петушка и замечательно хлопала крыльями и звонко кукарекала. Она тут же изобразила это. Доктор Майар был возмущен таким поведением и предложил: «Или вы, мадам Жуайез, ведете себя прилично, или выходите из-за стола». Рассказчик был невероятно изумлен, что старая дама предложила всем услышать историю о себе. Молодая мадемуазель тут же рассказала всем новый анекдот о девушке, которой хотелось освободиться от одежды. Она начала показывать, как просто это делается. Ее все возмущенно прервали, не желая видеть, как она обнажается.
Всеобщий испуг
Книга «Система доктора Смоля и профессора Перро» продолжается в этом месте громкими криками, которые исходят из центральной части замка. Они смертельно напугали всю компанию и их гостя. Вопли повторись еще громче, и казалось, что ближе. К четвертому разу они стали звучать тише, и публика приободрилась. А когда все уверились, что ничего не произойдет, вновь посыпались анекдотические рассказы.
Объяснения главного врача
Гость спросил доктора Майара, что это было. «Безделица, сущие пустяки», – был ответ. «Это больные пытались вырваться на свободу», – продолжал он. Рассказчик поинтересовался, сколько человек сейчас находится на излечении. Ему было сказано, что десять крепких мужчин. Гость не скрыл своего удивления, так как считал, что больными бывают в основном женщины. Все дружно стали его уверять, что сейчас положение изменилось, все, кто здесь сидит, ухаживают за сумасшедшими. Но рассказчик продолжал выяснять, насколько строго с ними обходятся, и кто – создатель нового порядка. «Это система доктора Смоля и профессора Перро», – ответил главный врач. «Увы, – признался гость, – я никогда не слышал их имен. Это, конечно, позор, и мне очень стыдно». Доктор Майар утешал его, считая, что ничего в этом особенного нет. Тем временем пир продолжался с новой силой. Оркестр гремел, все шумели и дурачились, как только могли.
Все становится на свои места
Тут происходит поворот в рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перро». Сюжет круто меняется. Внезапно раздались громкие крики, которые все приближались и приближались. Люди снаружи колотили по окнам и двери кувалдой, старясь ворваться в комнату. Начался беспорядок. Раздались кукареканье, кваканье, звуки открывающейся бутылки шампанского, рев осла. А Майар спрятался, побледнев, за буфет. Выбив окна и двери, в комнату ворвались люди. Рассказчик забрался под диван. Он оттуда наблюдал за происходящим. Позже он выяснил, что Майар долгое время был главным врачом, а потом помешался и, заболев, при помощи пациентов всех врачей и санитаров заключил в подвал. Сейчас им удалось выбраться и восстановить справедливость. Настоящий главный врач рассказал, что сумасшедшие учинили переворот и засадили докторов в темницу. Это продолжалось примерно месяц, и никто не догадался об этом.
Фильмография
По этому рассказу в разное время было снято три кинофильма. Последний (режиссер Б. Андерсен) называется «Обитель проклятых» (2014). Его сюжет заметно отличается от оригинала.
«Система доктора Смоля и профессора Перро». Отзывы
Читателей заинтриговало это произведение, а особенно впечатлила непредсказуемая развязка. Рассказ заставляет задуматься над многими социально-психологическими вопросами: как следует лечить психиатрических больных? Где пролегает различие между здоровыми и больными людьми? Что стоит за сумасшествием человека и возможно ли его излечение?