«Хлеба и зрелищ!» - сей древний лозунг был актуален, наверное, во все времена. Всегда существовали «стадионные», большие формы потех, но наряду с ними были и малые, где собиралось отдохнуть довольно небольшое количество народа.
К таким с уверенностью можно отнести и феномен кабаре. Это не слишком объемное развлекательное заведение обладало своей программой, состоящей из шансона, скетчей, пьес, объединенных в целое работой конферанса. В общем, смешно, весело, доступно. Но непросто!
Французские корни
Немного о значении слова «кабаре». Cabaret имеет французские корни, что можно заключить даже по названию. Историки утверждают: в какой-то мере к развитию этого вида искусства приложил руку Луи Наполеон. Он, став императором в 1852-м, запретил распевать шансон в так называемых общественных местах (на ярмарках, площадях, улицах). Поэтому новым прибежищем для шансонье всех мастей становятся в ту пору шантан-кафе или кабаре. Это давало возможность «певцам улиц» вполне законно проявлять свои таланты.
«Черный кот»
Там могли собираться и музыканты, и, конечно же, красивые представительницы слабого пола. И вскоре у Родольфа Салиса появляется оригинальная идея – создать кабаре.
Это был всем известный Le Chat Noir! Таким образом «Черный кот» получил свое успешное воплощение на Монмартре. Заведение славилось танцевальными номерами, одноактными пьесами, скетчами. Исполняли и традиционный шансон. А господствовал над всеми остроумный конферансье.
Легкий и доступный досуг привлекал публику. Вскоре слово «кабаре» стало настоящим символом бурлящей и свободной жизни. А в самом заведении можно было, так сказать, прикоснуться к запретному, при этом не подпортив репутацию.
В других странах
Кабаре – это и общемировая практика. Подобные увеселительные заведения начинают появляться в разных странах. Открываются «Бродячая собака» в Питере, «Четыре кота» - в Барселоне.
Но несмотря на первоначальную популярность, а также на покровительство известных в творческом мире личностей (к примеру, славу питерскому подвальчику дарили и Ахматова, и Мандельштам, и Гумилев, и Маяковский, и другие сочинители), кабаре, в общем-то, не везде прижились. Некоторые превращались просто в кафе, а другие же отдавали помещения под литчтения и революционные собрания.
«Мулен Руж», или что такое кабаре?
Довольно странное сооружение в виде мельницы, которое было создано Леоном-Адольфом Вилеттом, декоратором, обозначало здесь вход. И этому заведению было суждено стать великим.
В 1889-м в Париже открывается Эйфелева башня – символ Франции и одновременно – входная арка на парижскую Всемирную выставку. А к данному событию Жозеф Оллер и Шарль Зидлер приурочивают открытие кабаре (фото смотрите вверху). «Мулен Руж» (Moulin Rouge) с французского буквально переводится как «красная мельница».
Лопасти мельницы красного цвета таили явные намеки на «район фонарей», а великолепие убранства делало его весьма популярным даже в аристократических кругах. Члены королевской семьи, к примеру принц Уэльский, не говоря уже о людях искусства, посещали «Мулен Руж», чтобы посмотреть на прекрасное исполнение канкана.
Здесь в первых рядах исполнительниц бурлеска - известная актриса и певица Иветта Гильбер, танцовщица Жанна Авриль, которая была моделью для Тулуз-Лотрека. Именно их прославило данное заведение. Выступали регулярно и шансонье, популярные и известные: например Шарль Трене. Так популярность и вложенные средства дали возможность небольшому заведению стать своеобразной визитной карточкой столицы Франции.
Фильм
Определение кабаре как явлению отлично дал Боб Фосси, режиссер, снявший в 1972-м одноименный фильм. Красивые и доступные женщины, элитная публика, дорогое убранство интерьеров. Но цветастая и многообещающая обертка скрывала множество тайн, довольно неприглядных. И в этом фильме получилось рассказать зрителю историю певички Салли (играет великолепная Лайза Минелли).
Здесь описана жизнь оригинальной девчушки, которая развлекает столицу Веймарской республики (Берлин) на подмостках Kit-Kat. За дверьми кабаре происходит политический хаос, восхождение нацистов, обрушение экономики, еврейские погромы и много чего еще. Зато внутри — неугомонный праздник.
Этот фильм на сегодняшний день посмотрели миллионы, и о феномене кабаре говорили искусствоведы и критики, простые обыватели и люди творчества.
А «Мулен Руж» во Франции в то время набирал свои обороты: декораторы при сцене соорудили огромный «аквариум», где плавали танцовщицы, изысканные и обнаженные — это зрелище стало поистине феерическим!
Возвращение былой славы
В конце двадцатого столетия самое известное в мире кабаре впервые за всю историю испытало финансовые трудности. Однако – снова везенье! Фильм Лурмана с одноименным названием вышел на экраны в 2001-м и возвратил «Мулен Руж» былую общемировую популярность.
Сегодня «Красная мельница» вмещает до 850 посетителей, и они, как столетие назад, с воодушевлением ходят смотреть на знаменитый канкан, где участвуют лучшие из лучших исполнителей, задействована примерно тысяча костюмов, а декорации - по-прежнему роскошные.
Смертельное кабаре для Третьего Рейха
Но не все так сладко было в общей истории подобных заведений. Немецкий вариант кабаре был открыт еще в 1989-м, в Берлине. Uberbrettl (дословно переводится с немецкого, как «сверхмалая сцена») был новой ветвью развлекательного представления. Проникнувшись идеей «сверхчеловека», создатель его, Вольцоген, мечтал внедрить особый вид развлекательных учреждений, со сцены которых можно было бы воспитать «новую породу человечества».
Создатели немецкого кабаре старались превратить вульгарность в эстетическое совершенство. В зале столиков не предполагалось, а со сцены увеселительные номера разбавлялись литературными памфлетами и импровизацией. Берлинское кабаре в те годы – излюбленное место авангардистов, которые презирали каноны традиций в искусстве. Тут же встретить можно было элиту эмиграции из России.
Печальный итог для комиков
Но довольно скоро шумное представление превратилось в вульгарное зрелище. Для Германии началась нелегкая эпоха. Покалеченные вояки Первой мировой, фермеры и горожане бросили вызов «нудным» интеллигентам. А танцовщицы сняли яркие костюмы, заменяя канкан на «откровенные» танцы. Помещения заполнились дымом сигарет, сомнительными личностями и снискали славу притонов. А само берлинское кабаре превратилось в зеркало жестких и ограниченных потребностей общества после проигрыша в Первой мировой.
С приходом к власти нацистов многое изменилось, но отнюдь не в лучшую сторону. К примеру, киноактер и юморист Грюнбаум окончил дни в Дахау. Детские насмешки над претензиями фюрера завершились смертью в концлагере для самого шутника. А его коллега по цеху Пауль Коссман, беспощадный критик нацизма, к тому же и по национальности еврей, сумел чудом скрыться от преследований в Цюрихе, но уже месяц спустя покончил с собой.