Главный жд вокзал Ростова-на-Дону – это узловая станция Северо-Кавказской железной дороги, которая признана одной из самых популярных в нашей стране. Это комплекс, состоящий из двух вокзалов: главного, с которого отправляются в путь поезда дальнего следования, и пригородного. Жд вокзал Ростова-на-Дону выглядит весьма респектабельно. Мало кому известно, что это сооружение имеет довольно бурную историю, которая насчитывает почти полтора века.
История
Вокзал донской столицы за свою долгую историю пережил многое - и Гражданскую войну, и Великую Отечественную, когда прямо на его территории шли ожесточенные бои. Здание жд вокзала в Ростове появилось в 1875 году — на земле, которую Городская Дума выделила под строительство. К сожалению, история не сохранила имя автора проекта первого сооружения.
По тем временам это был один из самых крупных на юге России вокзал, который расположился в пойме реки Темерник.
Вокзал в годы Отечественной войны
В этот тяжелый для всей страны период ж/д вокзал в Ростове-на-Дону прославил лейтенант Гукас Мадоян. В первых числах февраля 1943 года бойцы сводного батальона 159-й бригады под его руководством перешли по льду замерзший Дон, внезапным штурмом захватили привокзальную территорию города.
Для фашистов это стало полнейшей неожиданностью — на рельсах ждали отправки эшелоны, груженные военной техникой, которая должна была быть отправлена в Таганрог. Жители города всячески помогали воинам — хлебом и медикаментами, выхаживали раненых. Под напором превосходящих сил противника группа Мадояна отошла к вокзалу и удерживала его до 14 февраля, невзирая на шквальный огонь вражеской артиллерии и бомбежек с воздуха.
По свидетельству очевидцев, казалось, что здесь горела не только земля, но и воздух. Благодаря машинисту Хижняку, который позднее был убит вражеским снайпером, бойцы смогли перейти в литейный цех завода имени Ленина (паровозоремонтного). Бомбы немецкой авиации упали на опустевшее здание вокзала, а группа Мадояна, под прикрытием мощных стен завода, держала под обстрелом вокзал, не давая возможности оккупантам использовать железную дорогу.
Гукас Мадоян за мужество и героизм при выполнении боевого задания был в 1943 году удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Более того, этот подвиг отметил и президент США Рузвельт, наградивший героя золотой медалью армии США.
Восстановление
Стоит ли говорить о том, что в ходе таких боев здание ж/д вокзала в Ростове было практически уничтожено. Позднее оно было восстановлено, неоднократно достраивалось и реконструировалось. В конце семидесятых годов прошлого века здание по частям было разобрано для того, чтобы освободить место новому современному вокзалу с высотной гостиницей.
В 2004 году завершилась масштабная реконструкция комплекса, после которой над рельсами к зданию вокзала был пристроен конкорс с просторными залами ожидания и удобными выходами на платформы. Инженеры и архитекторы «Кавжелдорпроекта» руководимые В. А. Сухоруковой, изначально планировали создание трех конкорсов, а также возведение железнодорожной эстакады для удобства посадки и высадки пассажиров. Как планировалось, подземный уровень вокзала занял паркинг, а на втором этаже расположился торговый центр.
На главной станции находятся три платформы и пять ж/д путей. Еще три пути являются маневровыми. Платформы вмещают двадцать восемь вагонов.
Сегодня «Ростов-Главный» – это крупнейший вокзал на юге России с большим пассажиропотоком и пропускной способностью. На территории вокзала работают несколько кафе, ресторан, пункт неотложной медицинской помощи, гостиница, камеры хранения.
Поскольку с каждым годом растет пассажиропоток, планируется в скором времени новая реконструкция и технологическое переоснащение.
Дальнейшее развитие
Следующая реконструкция жд вокзала в Ростове предусматривает расширение и обустройство платформ для высокоскоростных поездов, и сооружение многофункционального комплекса. В разработанном проекте предлагается три вида реконструкции: линейная, площадная и подземная. Планируется освоение и подземной площади территории вокзала: на двух уровнях должен расположиться торгово-развлекательный комплекс. Таким образом, реконструкция с повышением показателей транспортного обслуживания и функционального уровня и приведет к созданию крупного современного вокзального комплекса.