Не секрет, что многие предприятия после своего открытия быстро закрываются, признаются банкротами. Это связано не только с невостребованностью предоставляемых ими услуг или товаров, с изменением ситуации на рынке, но и с ошибками руководства, многие из которых можно исправить (поменять месторасположение на более выгодное). Но есть и такие, которые быстро приводят к закрытию фирмы, и исправлять их уже поздно.
Эксперты связывают высокий процент прогоревших предприятий с недоработкой своих действий в отношении финансов фирмы. А именно с неспособностью грамотно распределять, управлять средствами предприятия. Выявляется такая ошибка с помощью специальных формул – показатели финансовой устойчивости.
Именно эти цифры выявляют, какие средства, на каком этапе и как использовались. Позволяют понять, как следовало бы обращаться с собственными средствами и кредитными займами. Вовремя сделанный анализ мог бы спасти предприятие от гибели.
Грамотный подход к расходам
Расходы на рекламу, аренду помещения, на канцтовары, зарплату сотрудников и прочие статьи могут составлять приличную сумму каждый месяц (чего стоит одна растяжка над офисом…). Главный секрет в том, чтобы покрывать более 50-ти процентов расходов собственной прибылью (абсолютные показатели финансовой устойчивости).
При этом каждая статья расходов должна быть оправданной. Сотрудник, получающий оклад в 10 тыс. руб., должен выполнять свои обязанности в полном объеме, приносить предприятию реальную пользу, участвовать в жизни фирмы в целом, даже если это не входит в её обязанности. Тогда можно подумать и о премиях, других поощрениях. Расходы на рекламу также должны быть оправданы. Если вы не работаете по всей России, а ваш офис представляет маленький уголок в небольшом городе страны, не стоит вкладывать около 30 тыс. каждый месяц в рекламу в Интернете на каком-либо крупном портале, администрация которого обещает распространять сведения о вас «в нужных местах» сети. Пока это не ваш масштаб. Лучше разместить на эти деньги больше объявлений в местной газете, которую читают жители, попадающие под вашу целевую аудиторию (потенциальные клиенты).
Многие руководители, являясь людьми творческими и находчивыми (этакие затейники), предпринимают постоянно шаги по развитию собственного бизнеса, улучшению услуг или качества товаров. Эти действия могут быть затратными, а могут быть осуществлены и на бесплатной основе. Прежде чем делать рискованный шаг, например, открывать ещё один офис, который принесет ещё расходов, стоит просчитать, насколько он оправдан, и нет ли других, более дешевых методов достичь той же цели.
Таким образом, показатели финансовой устойчивости тесно связаны с понятием ликвидности (своевременные выплаты по краткосрочным платежам) и платежеспособности в целом. Если, например, работодатель не может в назначенный день выплатить зарплату сотрудникам – это может являться свидетельством неустойчивости предприятия. Для окончательного вывода необходим комплексный анализ, расчет (к которому мы вернемся ниже).
Грамотный анализ существующей ситуации
Чтобы убедиться, что дела вы ведете верно, или понять, что делается не совсем правильно, необходимо произвести соответствующие расчеты. Эксперты рекомендуют проводить их раз в квартал или хотя бы в год. Показатели финансовой устойчивости разделяют на относительные и абсолютные. Именно с помощью них можно узнать все необходимое о положении фирмы на рынке, её перспективах и недостатках управления собственными и заемными средствами.
Относительные показатели финансовой устойчивости отражают необходимость или даже зависимость от кредиторов и инвесторов. Положение предприятия оценивается отношением заемных и собственных средств. Погрешность расчетов компенсируется коэффициентами: маневренности (возможность покрывать расходы собственными средствами и заемными в течение всего отчетного года), коэффициент автономии (насколько независима компания от кредиторов и инвесторов). Полученные данные сравниваются с показателями предыдущего периода (если таковых ещё у фирмы не было, то с показателями аналогичных организаций). Так осуществляется прогноз ситуации.
Показатели финансовой устойчивости могут выявляться на основе отчетов бухгалтерии (пассивов и активов) за определенный период, сравниваться с предыдущими данными или идеальными показателями, которые можно взять из официальных источников: рекомендации Минэкономразвития России.
Глубокий анализ ситуации требуется, когда речь идет о крупном производственном предприятии. Для расчетов лучше пригласить квалифицированных специалистов, предоставив им всю бухгалтерскую документацию.