Чрезвычайно высокая способность к мышлению отличает человека от других высокоорганизованных животных. Но она была бы значительно слабее, не обладай человек еще и мощным дополнением к ней – речью. Значение речи для развития мышления выделяли многие ученые-физиологи и психологи. Речь для каждого человека – это основной способ передачи информации, необходимое средство общения, с помощью которого он вовлекается в социальную среду, формирует значимые для себя связи, это то, что связывает ребенка с матерью с первых же дней жизни. Речь - это еще и источник, через который поколениям передаются культурные традиции, влияющие на образ мыслей и действий, на наш менталитет.
Можно выделить ряд важных ролей, которые она выполняет. В научной литературе выделяют три функции речи:
- репрезентативная, представляющая через речевые знаки (слова) какие-либо предметы и явления. Значение каждого слова в нашем сознании связывается с определенным представлением о чем-либо;
- экспрессивная, выражающая субъективное восприятие говорящего, его эмоциональное отношение к тому, что он говорит, и к тому, какой смысл он вкладывает в сказанное;
- апелляционная функция, побуждающая. Сказанное слово обязательно предполагает слушателя, и соответственно, ожидается ответная реакция на высказывание, таким образом, оно побуждает к действию, оказывает психологическое влияние на участника коммуникации.
Чтобы более ярко представить эти три основные функции речи, приведем простой пример. Самая обычная односложная фраза «Снег» указывает на метеорологические осадки. Говорящий может произнести ее с определенной интонацией, эмоциональной окраской, которая будет показывать его отношение к этому явлению, его душевное состояние и другие эмоциональные оттенки. Кроме того, в этой фразе, обращенной к кому-либо, может содержаться призыв к действию (например, теплее одеться или пойти кататься на санках), напоминание о чем-то и т.д.
Кроме указанных выше, выделяют и другие, более абстрактные функции речи, которые, однако, перекликаются с ними.
Первая из них – сигнификативная, или функция обозначения. В языке много слов, которые обозначают предметы и явления, отсутствующие в актуальном поле восприятия, выражают абстрактные объекты, неподвластные для чувственного опыта. Слова для носителей одного языка – это посредники, с помощью которых достигается взаимопонимание между людьми. Одновременно с этим, слово – это и хранитель информации о явлениях, событиях и предметах.
Вторая функция речи - обобщение. Говоря о ней, нужно сказать, что одно слово может иметь много значений, также как и многие слова в языке обозначают одно и то же явление, предмет или понятие. Выражая в речи только одно из значений, слово дает возможность для обобщений, а это один из важных факторов развития абстрактного мышления.
Наконец, нужно выделить важное значение еще одной функции речи – коммуникативной. Она необходима для установления контактов с другими людьми, для передачи информации. В процессе коммуникации человек не просто передает другому свои знания, мнения, но и выражает эмоциональное отношение к различным явлениям действительности. Любое речевое высказывание – это одновременно и сообщение, и способ самовыражения человека.
Таким образом, речь и ее функции являются важным звеном в развитии и становлении человека в физиологическом, психическом и социальном аспектах. Речевая коммуникация – это главный способ информирования окружающих, это способ передачи экспрессивной и эмоциональной оценки к окружению, наконец, это способ волеизъявления, выражения намерения или замысла говорящего.
Функции речи тесно связаны между собой, в процессе речевой коммуникации они существуют параллельно и каждая из них выполняет свою роль.