Возможность быстрого перемещения как внутри страны, так и в другие державы – это важнейший фактор экономического благополучия. Можно смело утверждать, что полноценное развитие без авиаперевозок невозможно. Авиакомпании Казахстана обеспечивают развитие ключевых секторов экономики с момента обретения независимости республики. Постоянное увеличение числа частных авиаперевозчиков позитивно сказывается на туристическом секторе.
Эхо Советского Союза
Распад Советского Союза стал настоящим потрясением для всех республик. В особенности остро он затронул тех, кто пожелал независимости. Воздушные перевозки оказались в числе тех сфер, которые понесли наибольшие убытки. В СССР существовал лишь один воздушный перевозчик – «Аэрофлот». Часть воздушного флота государственной компании перешла к республикам, в которых возникли организации-правопреемники. Основной авиакомпанией Казахстана стала организация Air Kazakhstan.
Это было тяжелое время. Авиакомпания несла убытки за убытками и не спешила обновлять парк самолетов. Основу флота составляли советские пассажирские лайнеры, ведь денег на обновление парка не было. Во многом это обусловливалось тем, что страна не считалась привлекательной в туристическом плане. Однако гораздо более серьезной проблемой стало фактическое обнищание населения. Позволить себе воздушный перелет могли немногие.
Эти и другие проблемы привели к банкротству компании-правопреемника. Проводимые мероприятия по субсидированию и обновлению флота за счет слияния с другими перевозчиками так и не смогли спасти положения. В 2004 году главная авиакомпания Казахстана оказалась банкротом. Так закончилась история казахстанского отделения «Аэрофлота».
Крупнейшая авиакомпания
За несколько лет до окончательного упадка Air Kazakhstan неожиданно появляется молодая компания Air Astana. Изначально она не являлась конкурентоспособной, однако грамотное управление позволило ей вырваться в лидеры на казахстанском рынке воздушных перевозок.
С самого начала руководство компании четко понимало всю сложность ситуации. Огромные средства вкладывались в привлечение зарубежных специалистов. Предпочтение в самолетах было отдано не в пользу авиалайнеров, произведенных в СССР. Первые три самолета модели «Боинг-757» были взяты в лизинг у американцев. В конце 2003 года руководство компании объявило о чистой годовой прибыли. Расчет оказался верным, компания не совершала убыточных рейсов. Так получилось, что люди больше доверяли самолетам зарубежного производства и высоко оценивали сервис на борту. Так казахстанская авиакомпания Air Astana оставила далеко позади предыдущего национального перевозчика и заняла его место. С тех пор и по наши дни компания находится в чистой прибыли и постоянно расширяет флот. Самолеты часто проходят модернизацию, а устаревшие авиалайнеры заменяются более современными.
Сегодня флот компании состоит из 40 самолетов зарубежного производства. К сожалению, это не новые воздушные суда. Ввиду чрезвычайной дороговизны такой техники выгоднее выкупать самолеты у зарубежных лидеров. Однако средний возраст всех самолетов не превышает 10 лет, что по всему миру является очень хорошим показателем.
Новая надежда
В 2014 году президент Казахстана подписал указ о необходимости возвращения на рынок Air Kazakhstan. На этот раз руководство решило не претендовать на роль национального перевозчика. Поставленные задачи оказались гораздо скромнее: расширение внутренней воздушной транспортной сети и увеличение доступности внутренних перелетов. Несмотря на то что перевозчик справляется с поставленными задачами, не стоит ожидать конкуренции с крупнейшими компаниями.
"Скат"
Интересным и необычным игроком на рынке является казахстанская авиакомпания «Скат». Этот перевозчик является одним из крупнейших. Изначально компанию основали всего 2 пилота. А весь флот на первоначальном этапе насчитывал всего один самолет советского производства. Сегодня парк самолетов состоит из 65 воздушных кораблей. Преимущественно это советские самолеты, однако имеются и суда зарубежных производителей. Необычность же заключается в том, что «Скат» осуществляет не только пассажирские перелеты, но и выполняет различные сельскохозяйственные задачи. Одно из дочерних предприятий является имиджевым и оснащено исключительно советскими летательными аппаратами. Другая дочерняя организация выполняет только чартерные рейсы. Подобная внутренняя организация достаточно необычна.
К сожалению, совершать перелеты в Европу может только национальный перевозчик. Однако «Скат» регулярно совершает рейсы в Турцию, Китай, Россию, Таиланд и ОАЭ.
Российские перевозчики
Список авиакомпаний Казахстана регулярно пополняется дочерними предприятиями российских перевозчиков. В основном, на территории страны действуют представительства крупных российских организаций. В связи со сложной экономической обстановкой и чередой банкротств присутствует большая ротация в данном списке.
"Победа"
Российские перевозчики оказывают существенное влияние на развитие воздушного сообщения в Казахстане. Авиакомпания «Победа» является лидером в данном сегменте. Даже в России она считается дешевой и доступной. В зимние периоды стоимость билетов может не превышать и 1000 рублей. Летать самолетами этой компании приятно. Это не удивительно, ведь дочерняя организация российского «Аэрофлота» эксплуатирует преимущественно зарубежные самолеты, а средний возраст часто не превышает и 7 лет. Это практически новые самолеты. Однако для удешевления стоимости полета пришлось значительно увеличить количество мест, что может не все понравиться. Чем больше мест, тем меньше свободного пространства. Это означает, что в эконом-классе длительные перелеты совершать неудобно.
Лучшие из лучших
Организация воздушных перевозок – это прибыльный бизнес. Конкуренция огромная, а выбор стоит делать в пользу лучших авиакомпаний Казахстана. Список компаний включает в себя:
- Air Astana.
- «Скат».
- «Евро-Азия Эйр».
- «Бурундайавиа».
Каждый из этих перевозчиков гарантирует пассажирам минимальные задержки, качественный сервис и максимальную безопасность полетов.