Океанографическое исследовательское судно "Янтарь": описание, история и интересные факты

Другого корабля, подобного океанографическому судну "Янтарь", на планете не существует. И дело не только в уникальности научно-исследовательского комплекса, установленного на борту и способного регистрировать многочисленные параметры океанской среды. Уникален, прежде всего, и сам экипаж, состоящий из ученых, но в погонах.

"Янтарь" от "Алмаза"

История исследовательского судна "Янтарь" началась в феврале 2009 года. Именно тогда был заключен контракт, по которому прибалтийский судостроительный завод должен был построить корабль по заказу ГУ Глубоководных исследований Министерства обороны РФ. "Янтарь" - головное судно проекта 22010 "Крюйс" - разработано Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз" (СПб) под руководством главного конструктора Александра Форста.

К постройке судна приступили 8 июля 2010 года. В этот день коллектив предприятия торжественно отметил 65-ю годовщину с момента основания завода. В ознаменование этой даты судно решено было назвать "Янтарь". Основные вехи постройки судна:

  • 31.05.2012 г. Корпус корабля покинул эллинг сборочного цеха и размещен на открытом стапеле.
  • 05.12.2012 г. Судно спущено на воду.
  • 19.07.2014 г. Старт швартовых испытаний.

В мае 2015 года судно "Янтарь" после контрольного выхода в море и утверждения государственной комиссией полной готовности всех систем корабля вошло в состав российских Военно-морских сил.

Судно "Янтарь"

Основные характеристики

Экипаж судна "Янтарь" ВМФ России - 60 человек. При длине чуть более 108 метров и ширине 17,2 м корабль имеет полное водоизмещение 5,23 тыс. тонн. Максимально развиваемая скорость может достигать 15 узлов (около 28 км/ч). В автономном плавании сроком до двух месяцев корабль способен преодолеть расстояние в 8 тыс. миль. Энергообеспечением всех систем и агрегатов судно обязано четырем дизель-генераторным установкам. Мощность каждой составляет 1600 кВт.

Двигательно-движительная группа состоит из двух винторулевых колонок и подруливающего устройства с электроприводом. Первые позволяют судну разворачиваться практически на месте, а вторые - сохранять стационарное положение при проведении исследовательских работ. Точность местонахождения обеспечивает современная прецессионная навигационная аппаратура.

Океанографическое судно "Янтарь"

Снаряжение и спецоборудование

Главное предназначение океанографического судна "Янтарь" - исследование глубоководных районов мирового океана, особенностей рельефа дна. Альтернативное использование - спасательные экспедиции, поисковые операции по розыску затонувших объектов.

Под стать задачам и оснащение. Энергосистема и телекоммуникационное оборудование корабля способны обеспечить одновременное функционирование двух глубоководных аппаратов типа "Русь" или "Консул". Батискафы такого класса способны погружаться на глубину свыше 6 км с грузом порядка 200 кг, проводить широкий спектр подводных работ посредством специализированного манипуляторного комплекса с двумя исполнительными механизмами, вести фото- и видеосъемку.

Дополняют технический арсенал исследовательского судна "Янтарь" несколько необитаемых телеуправляемых аппаратов, гидроакустические средства различного назначения. В носовой части палубы оборудована вертолетная площадка.

Исследовательское судно "Янтарь"

По морям, по волнам

Свою службу исследовательский корабль начал в августе 2015 года с испытаний аппаратов глубоководного комплекса. На протяжении трех месяцев в Атлантическом океане, обладающем необходимыми для тестирования глубинами, специалистами были проверены минисубмарины и телеуправляемые зонды. Полностью выполнив программу, судно "Янтарь" вернулось на базу Северного флота.

В последующие годы послужной список судна пополнили:

  • Рейд вдоль Сирийского побережья Средиземноморья.
  • Обнаружение и обследование самолетов палубной авиации Су-33 и Миг-29, потерпевших крушение над Средиземным морем, извлечение фрагментов истребителей и элементов бортовой аппаратуры.
  • Атлантический поход к берегам Канады и США.
  • Участие в поисковых операциях по обнаружению затонувшей субмарины "Сан-Хуан" (Аргентина).

В многочисленных океанских походах "Янтарь" отлично зарекомендовал себя при выполнении исследовательских миссий в различных климатических районах.

Судно "Янтарь" ВМФ

Разведчик глубин или глубинный разведчик?

Гидрографическое судно "Янтарь", исследуя просторы мирового океана, одновременно выполняет различные разведывательные функции. Спектр задач не ограничивается лишь сбором информации научного и военного характера. Оборудование корабля способно создать "шумовую завесу" для сканирующей гидроакустической аппаратуры вероятного противника, обеспечивая тем самым скрытый проход или маневр атомных субмарин.

Неудивительно, что судно "Янтарь" всегда находится под пристальным присмотром не только иностранных военно-морских ведомств, но и средств массовой информации. Так, с подачи американских спецслужб вполне респектабельное издание The New York Times во время атлантического круиза "Янтаря" пугало обывателей мифами о том, что российское судно способно оставить без средств телекоммуникаций государственные институты США и рядовых граждан. Такое заявление тем более странно, что в мировой практике разведывательная деятельность кораблей подобного класса - обыденное дело.

Гидрографическое судно "Янтарь"

Российские специалисты утверждают, что все разговоры о том, что судно "Янтарь" режет подводные интернет-кабели и линии связи, полностью лишены оснований, а тем более доказательств. При этом эксперты не отрицают, что аппаратура и глубоководное оборудование корабля позволяют не только уничтожить, но и подключиться к секретным телекоммуникационным каналам. Справедливости ради стоит отметить, что и высокопоставленный представитель Пентагона, комментируя активность исследовательских кораблей ВМС США в Охотском море, пошутил, что они там тоже "не китов изучают".

На очереди - "Алмаз"

В июне 2016 года на Калининградских верфях в помощь "Янтарю" было заложено следующее судно, получившее свое название в честь ЦМКБ - "Алмаз". Разработчики, опираясь на опыт эксплуатации головного судна, существенно улучшили эргономику оборудования и условия жизнедеятельности экипажа.

Кстати, длина второго судна - 118 метров, но при этом отсутствует вертолетная площадка. Интересно, какие "сюрпризы" готовит "Алмаз"?

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.