Отзывы о спектакле «Северный ветер» в МХТ обычно начинаются с упоминания о Ренате Литвиновой и часто содержат лишь только дифирамбы или, наоборот, полные зависти и злости высказывания именно о ней, а вовсе не о постановке. Не менее часто высказываются и о Земфире, которая занималась музыкальным оформлением действия.
«Северный ветер» - очень интересный и самобытный спектакль, о чем часто забывают упомянуть, увлекшись личностью Литвиновой, не только зрители, но и профессиональные критики.
О чем спектакль?
Спектакль «Северный ветер», отзывы о котором полны противоречий и редко наполнены содержанием по существу, кому-то кажется андеграундным, артхаусным - дело вкуса. Возможно, что это связано с отсутствием четкого сюжета, времени действия и реальности происходящего на сцене. Более того, постановка напоминает известный каждому американский фильм «День сурка», но, разумеется, с гораздо более выраженным мистицизмом, трагизмом, надрывом и пафосом.
По сути, идущий в МХТ им. А. П. Чехова «Северный ветер» - это готическая сказка для взрослых, своим настроением погружающая туда же, куда отсылают произведения Гофмана. Минимализм в декорациях и костюмах, синий свет софитов и музыкальное сопровождение лишь усиливают нереальность событий, вызывая мысль о том, что все, что происходит на сцене, только снится кому-то из героев или самому зрителю.
Действие происходит где-то и когда-то. Хотя аннотации на спектакль «Северный ветер», да отзывы тоже, поместили постановку в середину прошлого века и разместили ее в Западной Европе – ничего, что указывало бы однозначно на это, на сцене нет.
Сам сюжет, как это ни парадоксально, полон динамизма, на сцене с героями постоянно что-то происходит. Действие разворачивается вокруг одной семьи в новогодние сутки. Члены этого семейства сумели заполучить «тринадцатый час». Именно «тринадцатый», а не «двадцать пятый», поскольку мистическая привязка происходящего сделана к дополнительному удару курантов.
В спектакле два типа персонажей – постоянные и приходящие. Приходящие – это члены семьи. Они суетятся, что-то делают, обманывают Смерть и ищут Любовь, болеют и умирают, живут, пьют и едят, приходят и уходят. Параллельно с ними есть и постоянные герои, которые как раз и являются главными действующими лицами. Это Смерть, Любовь и Северный Ветер. К концу представления становится однозначным и совершенно ясным только то, что весь спектакль-то был как раз о них – о Ветре, Смерти и Любви.
В каком жанре?
Спектакль «Северный ветер» в МХТ Чехова отзывы причисляли к разным жанрам театрального искусства, от фарса до трагедии. Критики тоже не пришли к единому мнению в этом вопросе, хотя сам факт обсуждения жанра несколько удивляет.
Дело в том, что автор четко обозначила жанр – это фантасмагория. Соответственно, если имеется определение автора, то никаких иных вариантов и быть не может.
В чем уникальность? Есть ли ограничения?
Спектакль «Северный ветер» в отзывах зрителей и критиков ассоциируется только с двумя именами – Литвиновой и Рамазановой, хотя действие захватывает дух зрителя благодаря работе совсем других людей. Успех постановки - это заслуга каждого из артистов.
На сцене занято более десяти актеров, каждый из которых лично знаком с автором, так или иначе уже либо работал с ней, либо поддерживает дружеские отношения. Пьеса, ставшая материалом для этого спектакля, не имеет аналогов. Она списана с конкретных людей, которых автор поместила в свои фантазии.
В этом одновременно и сила спектакля, и его уязвимость, ведь о замене артиста в подобной ситуации невозможно даже подумать. Каждый образ был прописан для конкретного человека, а в чем-то и списан с исполнителя. Это придает героям уникальную правдивость и реалистичность, которые идут в разрез с общей мистично-сказочной атмосферой сцены.
Костюмы к постановке создал Гоша Рубчинский, а сценографией занималась сама Литвинова. В реестре репертуара театра спектакль значится как драматический, это же обозначено и на афишах. Возрастное ограничение – «18+».
Что говорят о спектакле?
Спектакль «Северный ветер» отзывы собирает совершенно разные. Единственное, что объединяет большинство из них, независимо от того, восторженное ли их содержание или же негативное, это изначально предвзятое отношение и «упор» на личности.
Есть негативные отклики, в которых написано нечто пространное: «самый ушлепский спектакль», «обожаю Кафку в Гоголь-центре», «люблю абсурд и гротеск, но это представление - отстой» и так далее. Когда читаешь такие высказывания, впрочем, как и полностью им противоположные, возникает сомнение в том, что пишущие вообще смотрели на сцену.
«Северный ветер» - спектакль, которому сильно вредят звездные имена в его анонсах и на афишах. Конечно же, фамилии Литвиновой и Рамазановой привлекают зрителя, гарантируя продажи билетов, которые отнюдь не дешевы – средняя стоимость составляет 10 000 рублей. Но эти имена мешают состояться самому спектаклю, влияя на то, что о нем пишут, и формируя изначально неверное и предвзятое отношение.
Эту постановку нужно идти и смотреть, не ориентируясь на оставленные кем-то «ценные мнения».