Средневековая литература: великие произведения эпохи

Средневековая литература зародилась в период между поздней античностью (4-5 вв.) и эпохой Возрождения (15 в.). Наибольшее влияние на нее оказали христианские Евангелия, религиозные гимны Амвросия Медиоланского, работы Августина Блаженного, перевод Библии на латынь Иеронимом Стридонским и труды других Отцов Церкви.

Ранние произведения средневековой литературы

Самыми ранними произведениями средневековой литературы, оказавшими наибольшее влияние на ее последующее развитие, стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340—397 гг.), работы Блаженного Августина «Исповедь» (400 г.) и «О граде Божием» (410—428 гг.), перевод Библии на латынь Иеронимом Стридонским (до 410 г.) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.

  • Христианские Евангелия заложили основу религиозной литературы Средневековья.
  • Гимны Амвросия Медиоланского стали образцом для церковной поэзии.
  • Работы Августина Блаженного повлияли на развитие богословской мысли.
  • Перевод Библии Иеронимом Стридонским сделал Священное Писание доступным на латыни.

Зарождение и развитие литературы Средневековья определялось тремя факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античности и христианством. Первые произведения этого периода были тесно связаны с церковью и религиозной мыслью. Они закладывали фундамент, на котором в дальнейшем развивалась средневековая литература во всем многообразии ее форм и жанров.

Ранние произведения оказавшие влияние на средневековую литературу

Три основных фактора развития средневековой литературы

Как отмечалось ранее, на формирование и развитие литературы эпохи Средневековья оказали влияние три основных фактора: традиции устного народного творчества, античное культурное наследие и христианство.

Устное народное творчество во многом определяло сюжеты и поэтику ранних произведений средневековой литературы. Сказки, легенды, песни, пословицы и поговорки кочевых племен, а позднее - земледельческих народов составляли тот фольклорный пласт, который лег в основу многих литературных сочинений того времени. Отсюда - сказочные мотивы в рыцарских романах и эпосе, устные рассказы, как источник сюжетов новелл и т.д. Фольклор оказал влияние и на художественные приемы средневековых авторов.

Античное наследие также сыграло важную роль в становлении литературы Средних веков. Хотя прямая преемственность с античными жанрами и формами во многом прервалась, отголоски классической традиции слышны во многих произведениях того времени. Это проявляется в заимствовании сюжетов и образов древнегреческой мифологии, использовании художественных приемов, восходящих к античной риторике и поэтике.

Наконец, определяющее воздействие на средневековую литературу оказала христианская культурная традиция. Религиозное мировоззрение задавало нравственные ориентиры, формировало представление о добре и зле, определяло допустимые рамки в осмыслении человеческой личности и ее взаимоотношений с окружающим миром. Церковь устанавливала строгую систему норм и правил, которым должно было соответствовать любое произведение того времени. Это проявлялось в выборе тематики, проблематики, языковых средств и художественных приемов. То есть христианство задавало общий вектор развития средневековой словесности.

Разумеется, значимость каждого из трех факторов могла варьироваться на разных этапах Средневековья, в литературных традициях разных стран и регионов. Но в целом традиции устного народного творчества, античное наследие и христианство определяли облик средневековой литературы на всем протяжении ее существования.

Кульминация средневековой литературы в 12-13 веках

На рубеже 12-13 веков средневековая литература вступает в период своего расцвета. Этому способствовал целый ряд исторических, культурных и социальных факторов.

Крестовые походы расширили кругозор европейцев, познакомили их с культурой Востока. Усилилось влияние арабской философии и науки. Возникли крупные города как центры ремесла, торговли, культурной жизни. Появился влиятельный слой горожан. Эти изменения стимулировали развитие светской литературы на национальных языках.

В 12 веке во Франции зарождается и получает бурное развитие куртуазная литература - поэзия трубадуров и труверов. Ее отличают утонченность чувств, внимание к внутреннему миру человека, идеализация любви и женской красоты. Популярность приобретают рыцарские романы со сказочными сюжетами и образами.

В 13 веке на смену куртуазной литературе приходит литература городская. Ее ярким представителем становится Данте Алигьери, создавший свою «Божественную комедию» - энциклопедию средневекового мировоззрения. Его поэма ознаменовала вершину развития европейской средневековой литературы, которая вступала в новый этап своей истории.

Таким образом, 12-13 века - это кульминационный период в развитии средневековой литературы. Именно тогда были созданы ее выдающиеся памятники, оказавшие огромное влияние на всю последующую европейскую словесность.

Кульминация средневекового искусства в готической архитектуре, рыцарской литературе и героическом

Переход к эпохе Возрождения в 14-15 веках

14-15 века в истории европейской культуры - это переходное время от Средневековья к Новому времени, от Средневековья к Возрождению. Происходил постепенный отход от средневекового мировоззрения и эстетических принципов, формировалась новая гуманистическая парадигма.

В Италии этот процесс начался раньше, еще в 14 веке. Здесь уже в творчестве Данте, Петрарки и Боккаччо прослеживаются черты нового ренессансного мироощущения. А к концу века Италия вступает в эпоху раннего Возрождения.

В других странах Европы переходный период длился дольше. Но и здесь в 15 веке все отчетливее проявляются тенденции, сближающие литературу позднего Средневековья с эстетикой и поэтикой Возрождения:

  • Утверждается светское начало в литературе.
  • Возрастает интерес к античному наследию.
  • Усиливается реалистическое изображение действительности.
  • Формируется новый тип героя - человека эпохи Возрождения.

Поздняя средневековая литература развивалась под влиянием и во взаимодействии с городской культурой. Крупные европейские города превращаются в важные центры культурной и литературной жизни того времени. Здесь творят поэты и писатели, ориентированные на запросы городской аудитории. Эта тенденция также сближала позднесредневековую словесность с новой ренессансной традицией.

Таким образом, уже в 14-15 веках в недрах средневековой литературы намечается поворот к эстетике и ценностям Нового времени. Этот переходный этап подготавливал почву для расцвета ренессансной культуры в 16-17 веках.

Латинская и народная литература

В Средние века сосуществовали два потока литературного творчества - на латыни и на народных языках (романских и германских). Между ними были существенные различия.

Латинская литература во многом продолжала традиции античности. Это была прерогатива образованных людей - представителей духовенства, ученых, писателей. Сочинения на латыни отличались сложностью языка, философской и богословской проблематикой. К латинской литературе того периода относятся труды Блаженного Августина, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра.

Литература на народных языках была ориентирована на широкую публику. Она отражала национальный колорит, фольклорные традиции разных стран. Это сказания и песни бретонских и ирландских бардов, героический эпос, рыцарская лирика трубадуров и миннезингеров, народные сказки и легенды. Таким образом, народная литература была гораздо более демократичной по духу.

В XII веке между двумя литературными традициями начинается взаимовлияние и взаимопроникновение. Латинские тексты переводятся на народные языки, некоторые приемы и формы латинской словесности заимствуют романские и германские литературы. Но в целом разрыв между ученой латинской и народной ветвями литературы сохраняется на протяжении всего Средневековья.

Таким образом, сосуществование и взаимодействие латинской традиции, восходящей к античности, с новой народной литературой - характерная черта культурного развития европейского Средневековья. Это придавало ему сложность и многогранность, питало его новыми импульсами на всем протяжении этой эпохи.

Новая эстетика по сравнению с античностью

Хотя античное наследие оказало большое влияние на формирование средневековой культуры, в эстетическом плане литература Средних веков имела много принципиальных отличий от классической традиции.

Во-первых, ведущую роль в ней играет религиозное начало. Мировосприятие средневековых авторов формируется христианством с его догматами, заповедями и представлением о грехе. Это находит отражение в проблематике, образности и языке произведений того периода.

Во-вторых, большое место в литературе Средневековья занимает фантастика, ирреальное и чудесное. Это связано как с влиянием фольклора, так и со спецификой религиозного сознания, допускающего чудеса и мистику. Отсюда обилие фантастических образов и мотивов, нереальных сюжетов в рыцарских романах, героическом эпосе, агиографии.

В-третьих, большую роль играет символика. Средневековые авторы активно используют религиозную, фольклорную и литературную символику. За конкретными образами и деталями часто стоят аллегории и иносказания.

В-четвертых, в отличие от рационализма и пафоса познания в античной эстетике, средневековая литература тяготеет к мистицизму, интуитивному постижению высших истин. Доминируют не логика и рассудок, а откровение, озарение, религиозный экстаз.

В-пятых, по сравнению с «вечными» сюжетами и темами античной словесности, в средневековой литературе гораздо большее место занимает историзм, внимание к конкретно-историческим реалиям и событиям современности.

Смешение прозы и поэзии

Одна из характерных черт средневековой литературы - смешение поэтических и прозаических форм в рамках одного произведения. Это было обусловлено самой природой средневековой словесности, которая находилась на стыке устной и письменной традиций.

Изначально литература Средневековья почти целиком была стихотворной. Это были песни и сказания, предназначавшиеся для устного исполнения, как правило, под музыку. С XII века наряду со стихами появляется и проза, сначала в летописях, хрониках, а затем и в художественных произведениях.

Однако доминирование поэзии сохранялось вплоть до XIV-XV веков. А сама проза часто была ритмизована, приближалась к стихотворной речи. Стихи и проза могли чередоваться в рамках одного произведения, перетекая друг в друга.

Так, в рыцарских романах прозаическое повествование перемежается стихотворными вставками - песнями героев, описаниями битв, лирическими отступлениями. В религиозной литературе проповеди и жития святых сочетают поэтические и прозаические фрагменты.

Эта особенность средневековой словесности была связана с переходным характером эпохи, совмещением устных и письменных традиций в культуре того времени.

Разделение поэзии и музыки

Средневековая цивилизация в первые столетия своего существования в значительной мере принадлежала к культуре с устной доминантой. Даже когда в XII и особенно в XIII веке эта ее черта стала постепенно стираться, поэтические формы по-прежнему несли на себе ее отпечаток. средневековая литература Текст адресовался публике, воспитанной на изобразительных искусствах и ритуалах – на взгляде и жесте; это, с одной стороны, звук (пение или просто голосовые модуляции), а с другой – жест, мимика.

Эпопею пели или читали нараспев; лирические вставки, встречающиеся в ряде романов, предназначались для пения; какую-то роль играла музыка в театре. Отделение поэзии от музыки завершилось к концу XIV века, и в 1392 году этот разрыв фиксирует Эсташ Дешан в своем «Поэтическом искусстве»: он различает «естественную» музыку поэтического языка и «искусственную» музыку инструментов и пения.

  • Поэзия тесно переплеталась с музыкой и пением.
  • С XII-XIII вв. связь поэзии и музыки постепенно ослабевает.
  • К концу XIV в. происходит полное разделение поэзии и музыки.

В литературе Востока также выделяется период Средневековья, но ее временные рамки несколько иные, как правило, ее завершение относят только к XVIII веку.

Устная природа средневековой литературы

Средневековые тексты занимали двоякую позицию относительно устного народного творчества и письменной литературы. Некоторые из них, например большинство романов, близки к «произведению» в современном понимании; другие, как песни о деяниях, стоят ближе к фольклору. Вся поэзия фаблио и дидактических начал почти смыкается с ним.

Сравнение со средневековым фольклором не стоит понимать буквально. Фольклорные произведения внеличностны, тогда как определяющая черта литературного текста — его конкретность и неповторимость. средневековая литература Параллельно в средневековой литературе шел процесс перехода от устного исполнения к письменной фиксации произведений.

До XII века прозой на народных языках писались только юридические документы. Вся «художественная» литература была стихотворной и предназначалась для устного исполнения с музыкой. С середины XII века появляются первые прозаические произведения, что ознаменовало переход к письменной литературе.

Однако полный отказ от устного исполнения произошел не сразу. На протяжении XIII-XIV вв. встречались произведения, сочетающие стихи и прозу. Лишь к концу эпохи Средневековья литература окончательно утвердилась как явление книжное и письменное.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
оооооо-ооооооо-оооооооо-оооооо круто!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.