Наверно каждый человек в определенный момент сталкивался с вопросом «хрестоматия — это что такое?» Ведь это слово довольно расхожее, но вот толкование его знают не все. Поэтому мы и подготовили данную статью.
Что обозначает слово?
Изучаемое в статье существительное пришло в русский язык из греческого. Причем на своей родине оно употребляется практически в том же виде, что и у нас, хотя в корне своем имеет целых два слова. Первое означает использовать, а второе — исследовать. И это во многом объясняет значение неизвестного слова. Ведь, если соединить их вместе, получается, что хрестоматия — это учебник, который следует использовать для изучения. Но для изучения чего? Из чего состоит данная книга? Что она представляет собой?
Греки впервые упомянули это слово в далеком четвертом веке нашей эры. Такое название получил грамматический сборник, что вышел из под пера грамматика Элладия. Россияне же познакомились с хрестоматией гораздо позже. Только лишь в 1900 году.
Наиболее полный ответ на вопрос о том, что это такое – хрестоматия, могут дать школьники. Ведь именно они чаще всего сталкиваются с предметом, что подразумевает иностранное существительное. Хотя малышам оно уже кажется родным. Потому как в школе они слышат и произносят его постоянно.
Итак, хрестоматия — это сборник рассказов или отрывков из больших произведений. В книге они объединены общей главной или основной мыслью, темой, идеей. Причем на страницах также представлены и комментарии составителей хрестоматии, что очень помогает ребятам понимать представленный текст, усваивать его, сравнить с остальными, также включенными в книгу.
Из чего состоит хрестоматия?
Многие люди ожидают, что данный учебник познакомит их с одним произведением, которое подробно комментируется составителем. В результате, сталкиваются с разочарованием и неоправданными надеждами. Поэтому очень важно понимать, что хрестоматия — это учебное пособие из басней, стихотворений и од, причем чаще всего на библейские темы. С глубоким смыслом, метафорами, антитезами и прочими литературными приемами, помогающими яснее понять глубину и смысл описанной проблемы.
Также в учебных хрестоматиях бывают и отрывки больших и серьезных произведений. Например, «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя или «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Однако в основном такие учебные пособия состоят из множества рассказов. Поэтому многие дети больше предпочитает читать хрестоматию, чем полноценное самостоятельное произведение. Ведь, благодаря разнообразию текстов, такая книга не надоедает. К тому же, приходится по душе практически каждому ребенку.
Еще важно отметить, что в подобном учебнике непременно должна содержаться биография автора. Ведь считается, что понять произведение без знакомства с его «творцом» невозможно. Потому как необходимо изучить жизненный путь писателя, выяснить, в какое время он проживал, каким взглядам (политическим или общественным) придерживался, в каком жанре писал, да и, вообще, о чем стремился сказать нашей стране и народу, живущему на ее территории.
Для чего служит хрестоматия
Исходя из описанного выше, можно сделать следующий вывод: хрестоматия — это учебное пособие, цель которого — обучение школьников. Именно поэтому чаще всего такие издания используются в качестве подспорья к школьной литературе. Их очень часто задают в качестве летнего чтива или изучают прямо на уроках, тема которых соответствует теме хрестоматии.
Кроме того, такой учебник осуществляет следующие функции:
- расширяет кругозор;
- помогает сформировать общее видение проблемы или темы;
- закрепить только что пройденный материал, лучше усвоить его.
На каких уроках можно познакомиться с хрестоматией?
Чаще всего изучаемое в статье слово, как и то, что оно обозначает, используется на уроке литературы. В большинстве случаев школьники именно на этом предмете знакомятся с ним и понимают, чем отличается учебник хрестоматии от всех остальных. Однако существуют двух и даже трехтомные издания, которые изучают в языкознании, различных общественных науках и других областях обучающей деятельности.
Ведь хрестоматия включает в себя несколько авторов и их произведений, которые объединены общей темы. А она, в свою очередь, соответствует определенной теме урока, будь то обществознание, история, риторика и т. д.
Я всегда ненавидел это слово, потому что не понимал, что оно означает, а после разложения его на наш "учебник", меня оно ещё больше раздражать стало. Я всегда ненавидел иностранные наросты в русском языке, когда есть русские слова с тем же значением. Сильно раздражает, чё эти невежды не используют слово учебник, вместо того, чтобы щеголтять иностранными словами, думая, гады, что выглядят умнее из-за того, что никому непонятно