Архитектура США своей четырехвековой историей демонстрирует широкий спектр стилей и форм. Черты сегодняшнего американского строительства формировались под воздействием многих внутренних и внешних факторов, представляя собой в итоге богатую инновационную и эклектичную традицию. Прежде чем современная архитектура США достигла своей инженерной, технологической и дизайнерской индивидуальности, ей предшествовал длительный период проектов, следовавших образцам европейского зодчества.
Прогресс технологий и материалов
Когда европейцы обосновались в Северной Америке, они принесли свои архитектурные традиции и строительные технологии. Примерами этого являются самые старые здания Америки. Строительство зависело от имеющихся ресурсов. Древесина и кирпич являлись наиболее распространенными материалами для возведения зданий Новой Англии, Средней Атлантики, южного побережья. Так было до конца девятнадцатого века, пока архитектура США не претерпела значительных внешних изменений, которые поначалу были восприняты общественностью как довольно странные и безобразные.
Динамика техногенного времени требовала новых архитектурных форм. Однако прежние материалы и методы не позволяли строить чрезвычайно высокие здания. После десяти или двенадцати этажей конструкция кирпичной кладки достигает максимально возможной высоты, поскольку она сталкивается с проблемами сжатия и действия боковой силы ветра. На помощь пришла технология строительства промышленных зданий, где несущей структурой являлся металл, а большую часть стен для лучшего освещения занимало стекло. Так появилась новейшая технология строительства 20 века, результатом которой стало возникновение в архитектуре США небоскреба. Этот метод позволил сооружать конструкции разнообразных форм и размеров фактически на основе сварного металла. Но прежде чем новая технология трансформировала внешний облик строений и навсегда изменила представление людей об архитектуре, строительство в Соединенных Штатах прошло непростой эволюционный путь.
Зодчество новой нации
В 18 веке на смену испанской, французской и английской колониальной архитектуре в США пришел георгианский стиль, который использовался для строительства домов зажиточных владельцев плантаций и богатых городских торговцев. В зданиях церквей основными чертами георгианского стиля была оштукатуренная кирпичная или каменная кладка и единственный шпиль, который находится у входа. Американские архитекторы этого периода упорно следовали канонам Старого Света.
Георгианский стиль находился на пике моды в Англии и Северной Америке, когда в 1776 году члены Континентального конгресса опубликовали Декларацию о независимости тринадцати колоний. После долгой и беспокойной войны Парижским договором 1783 года была утверждена новая республика - Соединенные Штаты Америки. Несмотря на то что это был политический разрыв с английским обществом и государством, влияние георгианского стиля на строительный дизайн продолжалось.
Но молодая республика развивалась, общественные и коммерческие потребности росли параллельно территориальному расширению. С года провозглашения Декларации - 1776 - и по начало 19 века архитектура США стремилась подчеркнуть политическую, экономическую и культурную независимость государства новыми формами в строительстве правительственных, религиозных и образовательных зданий.
Федеральный стиль
В 1780 годах архитектурные формы в Соединенных Штатах начали отходить от стандартов георгианского стиля, и появился совершенно уникальный американский жанр американского строительного дизайна — федеральный стиль. В оформлении новых строений административных и деловых учреждений применялись классические колонны, купола, фронтоны по примеру древнего Рима и Греции. Подобные архитектурные элементы, строгие классические формы символизировали рождение новой демократической нации.
Федеральный стиль особенно был популярен вдоль побережья Атлантики с 1780 по 1830 год. Некоторые известные примеры:
- Massachusetts State House 1798 года архитектора Чарльза Балфинча, Штат Массачусетс.
- Жилые дома на площади Луисбург в квартале Бикон Хилл в Бостоне архитектора Чарльза Балфинча.
- Гамильтон-Холл — дом Джона Гардинера-Пингри 1805 года в Салеме штата Массачусетс, архитектор Самуэль Макинтир.
- Старая ратуша в Салеме штата Массачусетс 1816 – 1817 годов.
Архитектура США 19 века, помимо федерального стиля, отмечена еще двумя популярными направлениями, которые являлись возрожденным зодчеством давних исторических эпох, а также большим количеством смешанных направлений.
Американская неоготика
С 1840 годов в Соединенных Штатах стал популярным неоготический стиль. Великие семьи восточного побережья имели огромные поместья и виллы, построенные в этом направлении. Американская неоготика также представлена в церковных зданиях, университетских комплексах (Йельский, Гарвардский). В Нью-Йорке находится прекрасный образец американской готики, элегантный синтез Кельнского собора и Нотр-Дам-де-Пари — кафедральный храм Св. Патрика 1888 года, который является историческим памятником архитектуры США. Проект и постройку этого крупнейшего в Америке готического собора возглавлял Джеймс Ренквик. Этому же архитектору принадлежит и возведение Смитсоновского института в Вашингтоне округа Колумбия. Другим заметным неоготическим зодчим в Соединенных Штатах считался Ричард Апджон, который специализировался на строительстве сельских церквей на северо-востоке страны, его главная работа — Троицкая церковь в Нью-Йорке.
Стиль пользовался успехом и потому просуществовал в архитектуре США до начала 20-го века, его элементы можно наблюдать в дизайне некоторых небоскребов Чикаго и Нью-Йорка. Самые характерные образцы американской неоготики:
- жилой дом Lyndhurst 1838-1865 года постройки архитектора Александра Джексона Дэвиса в Тарритауне, Нью-Йорк;
- надгробье Джеймса Монро, установленное в 1858 году на Голливудском кладбище в Ричмонде, Вирджиния;
- государственная тюрьма, построенная в 1867-1876 годы в штате Западная Вирджиния в Мундсвилле, архитектор Джеймс Ренвик;
- собор Св. Патрика, возведенный в 1885-1888 годы, Нью-Йорк, архитектор Джеймс Ренвик;
- пример коллегиальной готики — университет Оклахомы 1912 года, архитектора Эванса Холлса.
Древнегреческое возрождение
Строгий и очень симметричный дизайн греческого стиля привлекал внимание американских архитекторов еще в первой половине XIX века. Правительство молодого государства, свободного от британского контроля, было убеждено, что Америка станет новыми Афинами, то есть демократической страной. Архитектор Латроуб с учениками Уильямом Стриклендом и Робертом Миллсом получили правительственный заказ на строительство, подобное греческой архитектуре, нескольких банков и церквей в больших городах, таких как Филадельфия, Балтимор и Вашингтон в округе Колумбия. Также в разных городах страны были построены несколько Капитолиев не в римском, а греческом стиле, например, в Роли Северной Каролины или Индианаполисе Индианы. Эти конструкции с простыми фасадами, непрерывными карнизами и отсутствием куполов создают впечатление строгой организованности, аскетизма и особого величия зданий. Другие примеры греческого стиля в истории архитектуры США:
- Здание Нью-Йоркской таможни (Первый федеральный таможенный дом), законченный в 1842 году в Нью-Йорке по проекту Джеймса Ренвика.
- Капитолий штата Огайо в Колумбусе 1861 года архитектора Генри Уолтера.
- The Rosicrucian Fellowship Temple (храм Братства Розенкрейцеров), построенный в 1920 году в Океансайде штата Калифорния, разработанный Лестером Крамером.
Позолоченный век и конец 1800 годов
После американской гражданской войны и до рубежа 20-го века появилось множество всевозможных стилей в архитектуре США. Эти движения можно классифицировать как поздний викторианский период, стиль королевы Анны, Shingle style (черепичный стиль), Stick style — вариант неоготики, воплотившейся в деревянном зодчестве. Все эти тенденции назывались «викторианцами» из-за их схожести с европейскими архитектурными направлениями времен позднего британского периода королевы Виктории. Наиболее влиятельными американскими зодчими этого периода можно назвать Ричарда Морриса Ханта, Фрэнка Фернесса, Генри Хобсона Ричардсона.
В тот американский период безудержного богатства и роскоши промышленные и коммерческие магнаты заказывали особняки, воспроизводящие европейские дворцы в стиле Ренессанса. Таким примером служит Biltmore Estate (поместье Билтмор) рядом с Эшвиллем в Северной Каролине. Оно выстроено архитектором Ричардом Моррисом Хантом для Джорджа Вашингтона Вандербильта в стиле Шато периода французского Возрождения по подобию Шато-де-Блуа, французского королевского замка. Поместье площадью 16 622,8 кв. метра по сей день является самым большим частным особняком в Соединенных Штатах.
Предпосылки появления небоскребов
В конце девятнадцатого века в Соединенных Штатах все здания можно было разделить на два типа по их назначению. С одной стороны, это постройки для жилых и гражданских целей, которые, как правило, отражали архитектуру и стили прошлого с применением традиционного декора. С другой стороны, были утилитарные конструкции, такие как фабрики, мастерские, элеваторы, в которых очень непринужденно и неприглядно использовались современные материалы, стальные балки, листовое стекло. Однако такие здания не попадали в категорию эстетической архитектуры и чаще проектировались инженерами и строителями, а не архитекторами.
Развитие современной архитектуры в США в значительной степени можно рассматривать как адаптацию такого рода функционального здания и его повсеместное применение для других целей, кроме промышленных или хозяйственных. Современные архитекторы начали применять эти новые материалы не только из-за практических качеств, они сознательно использовали их эстетические возможности. Например, с помощью стекла в большей мере открывалось внешнее пространство стен. Потеряла свою актуальность и каменная и кирпичная кладка, поскольку на смену прежним несущим конструкциям из этих материалов пришли стальные балки.
Основополагающей предпосылкой современной архитектуры стало то, что внешний вид здания должен демонстрировать гармонию материалов и формы. Такой подход часто приводил к эффектам, которые выглядели странно с традиционной точки зрения, но именно по этой причине они стали признаками современной архитектуры США и Европы.
Первые небоскребы
Самым известным архитектурным новшеством в Соединенных Штатах стали skyscrapers - современные многоэтажные здания, получившие также название office towers (офисные башни). Подобное строительство сделали возможным несколько технических достижений. В 1853 году Элиша Отис изобрел первый безопасный лифт, который не позволял кабине сползать вниз по валу в случае поломки подвесного кабеля. Лифты давали возможность увеличить этажность зданий.
Конкурс 1868 года определил дизайн шестиэтажного здания New York City Equitable Life Building, который стал первым коммерческим зданием, использующим лифт. Строительство началось в 1873 году. За ним последовали другие проекты корпоративной архитектуры США. На протяжении нескольких десятилетий американские высокоэтажки сочетали консервативные элементы декора с техническими новшествами.
Вскоре многоэтажное строительство столкнулось с новой инженерной проблемой. Несущие каменные стены выдерживали нагрузку, не превышающую 20-этажной высоты. Кульминацией такого строительства является здание Monadnock (1891) от компании Burnham & Root в Чикаго. Нашел решение этой проблемы в 1884 году инженер Уильям ЛеБарон Дженни (William LeBaron Jenney), знаменитый тем, что стал архитектором первого в мире небоскреба, и которого называют отцом американских skyscrapers. Он применил вместо каменной стены металлическую опорную раму в строительстве десятиэтажного Страхового дома Чикаго 1885 года. Эта технология привела к возникновению небоскреба в архитектуре США. Архитекторы, следуя разработкам Дженни, стали применять тонкий, но прочный металлический каркас вместо кирпичной несущей стены, уменьшив тем самым общий вес здания на две трети.
Еще одна особенность, которая благодаря новой инженерной разработке стала привычной в архитектуре США 20 века: поскольку внешние стены больше не несли вес здания, их пространство вместо кирпича заняли огромные окна. Так появился первый небоскреб, в котором листовое стекло занимало большую часть внешней поверхности стен. Этот новый дизайн впервые появился в Чикагском Reliance Building, разработанном Чарльзом Б. Этвудом и E. Шенклендом в 1890-1895 году. Некоторые из самых изящных ранних башен были спроектированы Луи Салливаном, первым великим современным архитектором Америки.
"Вулворт-Билдинг"
Архитектура 20 века в США отмечена многочисленным возведением skyscrapers. Одним из ранних культурно значимых небоскребов стал Woolworth Building 1913 года в Нью-Йорке, построенный выдающимся американским архитектором Кассом Гилбертом по заказу крупного предпринимателя Фрэнка Вулворта. Подняв предыдущие технологии на новый уровень, талантливый зодчий спроектировал конструкцию 57-этажного здания высотой 233 метра, в итоге завершенное здание достигло 241 м. Фрэнк Вулворт был поклонником готических соборов, и Касс Гилберт спроектировал для его торгового центра офисную башню с неоготическим дизайном. До 1930 года Вулворт-Билдинг оставался самым высоким в мире зданием. На сегодняшний день конструкция остается одной из 100 высочайших офисных башен Соединенных Штатов, а также входит в тридцатку самых больших небоскребов Нью-Йорка. С 1966 года Woolworth Building считается национальной исторической достопримечательностью и знаковым ориентиром города.
Небоскребы — объекты строительной конкуренции
За "Вулворт-Билдингом" последовало несколько выдающихся конструкций, конкурировавших за звание высочайшего небоскреба или выдающегося дизайна и ставших символом многоэтажной Америки.
40 Wall Street, известный с 1996 года как Trump Building, является 72-этажным неоготическим небоскребом Нью-Йорка, построенным в качестве штаб-квартиры фирмы «Манхэттен». Строительство длилось 11 месяцев и завершилось в 1930 году. Высота всех этажей Трамп-билдинга — 255 м, вместе со шпилем здание возвышается на 282,5 м. Небоскреб в течение непродолжительного времени после Woolworth Building являлся самым высоким строением мира, но этот титул у него забрала офисная башня Крайслер-Билдинг, ставшая культовой в эстетике архитектуры США.
Описание и фото не передают в полной мере оригинального дизайна Chrysler Building, нью-йоркского небоскреба в стиле ар-деко, расположеного на Манхэттене. "Крайслер-Билдинг" спроектирован архитектором Уильямом Ван Аленом в качестве корпоративной штаб-квартиры по заказу Уолтера Крайслера, главы крупнейшей компании Chrysler. Вместе с оригинальной крышей и антенным шпилем 77-этажное здание достигло 318,9 м и превысило все предшествующие постройки.
Однако через 11 месяцев этот рекорд побила башня Empire State Building. Когда небоскреб Chrysler Building был закончен, отзывы о дизайне конструкции, слишком продвинутой по тем временам, были более чем неоднозначными: некоторые считали, что здание неоригинальное, другие, что оно выглядит безумно, были и те, кто воспринимал его культовым и самым модернистским. Теперь "Крайслер-Билдинг" является классикой, образцом архитектурного стиля ар-деко, и в 2007 году башня заняла девятое место в списке любимой архитектуры США.
В описании Эмпайр-Стейт-Билдинга необходимо упомянуть, что небоскреб является символом штата и города Нью-Йорк. Его название происходит от «Empire State», одного из прозвищ штата, принятого еще в 19 веке. Башня признана культурной иконой Америки, была представлена в более чем 250 телевизионных шоу и фильмах, начиная с выхода фильма «Кинг-Конг» в 1933 году. Empire State Building с его интерьером первого этажа был определен Комиссией по сохранению памятников Нью-Йорка в качестве ориентира города. Американским обществом инженеров-строителей здание было названо одним из семи чудес современного мира. С 1986 года этот небоскреб причислен к Национальным историческим памятникам, а в 2007 году он занял первое место в списке избранных строений Американского института архитекторов. Empire State Building — это 102-этажный небоскреб в стиле ар-деко, построенный группой архитекторов в 1931 году. Общая высота здания, включая антенну — 443,2 м. По состоянию на 2017 год здание является пятым самым высоким завершенным небоскребом в Соединенных Штатах и 28-м среди высочайших в мире. Это также 6-я самая высокая автономная структура в Северной и Южной Америке.
Современные инновации в интернациональном стиле
До начала Второй мировой войны в Соединенные Штаты эмигрировало немало европейских архитекторов, которые привезли идеи того, что в дальнейшем будет называться интернациональным стилем. Это направление распространилось по всему миру и до 1970-х годов было доминирующим в массовом строительстве. Большинство приемов и элементов дизайна International Style стало характерным для архитектуры США 21 века. Стилю свойственно использование легких промышленных материалов и повторяющихся модульных форм. Усиливается акцент на объеме и упрощенной форме при отказе от орнамента и цвета, используются плоские монотонные поверхности, обычно чередующиеся со стеклом.
В 1952 был закончен нью-йоркский небоскреб Lever House в центре Манхэттена. Построенный в Интернациональном стиле, он не отличался особой высотой, достигнув 94 м. Но здание, спроектированное Гордоном Буншаутом и Натали де Блуа, стало передовым, поскольку в нем реализовался новый подход к равномерному остеклению внешней поверхности здания. Эта техника утвердится в строительстве текущего столетия, архитектуре 21 века в США и по всему миру. Стремление к увеличенной площади окна достигло в Lever House логического завершения: весь фасад здания состоит из сплошных окон. Стекло и тонкие полоски металла на внешней оболочке конструкции — инновационная технология строительства середины прошлого века стала совершенно привычным дизайном сегодня.
Малое пригородное строительство
Если говорить о жилой архитектуре Соединенных Штатов, то с появлением электрических трамваев по внутреннему кольцу вокруг больших городов начало развиваться коттеджное строительство. Первый ажиотаж пригородной застройки начался в середине 1890-х и продлился до конца 1930 годов. Основная масса частных домов появлялась вблизи трамвайных и железнодорожных дорог, как единственного транспорта, сообщающегося с городом. Строительный бум этого периода привел к появлению новой формы дома, так называемого американского квадрата или американской четверки. Это простые по форме и дизайну здания в один или два этажа, часто включающие деревянные элементы ручной работы.
Первые коттеджные поселки образовали вокруг городов Соединенных Штатов внутренние пригороды, также называемые застройками первого кольца. Они являются наиболее старыми густонаселенными общинами пригородных областей со своей значительной и богатой историей. Большинство внутренних частных застроек имеют общую границу с главным мегаполисом и развиваются возле автомобильных, железных дорог, трамвайных линий, исходящих от города, или на паромных терминалах и вдоль водных границ.
Начало второй волны пригородной застройки в США пришлось на середину прошлого столетия. Билль о правах 1944 года и федеральное решение о правительственном кредите позволило сделать персональный дом достижимым жильем для заемщиков даже с низки доходами. Это существенно изменило архитектурный пригородный ландшафт. Кредиты, обеспеченные правительством, сделали мечту о доме и автомобиле очень доступной для многих граждан. В стране началось глобальное возведение коттеджных поселений с благоустроенной и комфортной, но стандартной однотипной архитектурой. Подобные монотонные жилые зоны стали привычной особенностью пейзажа Соединенных Штатов и отражают сейчас малобюджетную застройку.
В конце 20 века появилось направление для частного жилищного строительства, названное новой классической архитектурой. В отличие от малобюджетных коттеджей, в строительстве неоклассических особняков выдержан идеал пропорций, материалов и методов традиционной архитектуры прежних стилей и направлений. В 21 столетии подобное строительство получило небывалую популярность и в который раз изменило архитектурный пейзаж американского пригорода.