Модель стратегического управления. Цели, задачи и этапы стратегического управления

Стратегический менеджмент является неотъемлемой частью процесса управления любой организацией. Он позволяет принимать решения не на основе сложившейся ситуации, а прогнозируя те или иные события. Для этого применяются разные аналитические методы, которые предоставляют управленцам необходимую информацию. Существует множество моделей стратегического управления. О них пойдет речь далее.

Общее определение

Стратегия управления опирается на потенциал, которым обладают сотрудники компании, как на ее основу. Этот вид менеджмента позволяет гибко реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, в которой работает организация. Стратегическое управление проводит практически любая компания. Этот процесс позволяет получить конкурентные преимущества, повысить свою финансовую стабильность, рентабельность производства в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление

Подобный менеджмент позволяет достичь поставленных компанией целей, обеспечить выполнение своих интересов в перспективе. Это положительно сказывается на всех показателях деятельности организации, благодаря чему она сможет выжить, занять лучшие позиции на рынке.

Объект и предмет

Объектом стратегического управления могут быть организации разного уровня и типа, их отдельные хозяйственные подразделения, а также функциональные зоны. Предметом долгосрочного менеджмента становятся проблемы, которые возникают при достижении главных целей компании. Это также могут быть вопросы, которые связаны с внешними неконтролируемыми факторами, воздействующими на организацию. Предметом менеджмента могут быть проблемы, которые связаны с некоторыми элементами организации для достижения поставленных целей.

Стратегическое планирование и управление

Стратегия управления представляет собой систему, в которую входят разные направления менеджмента. Они могут касаться технологии производства, управления персоналом, организационных вопросов и т. д. Стратегия позволяет заранее спланировать действия компании на перемены во внешнем окружении для достижения требуемой результативности.

Стратегическое планирование и управление отвечают на три важных вопроса. Это позволяет определить, какое положение на рынке компания занимает в данный момент и какое место она хотела бы занять через несколько месяцев, лет. Также стратегический менеджмент позволяет выбрать способы, при помощи которых компания смогла бы добиться требуемых результатов.

Сущность и функции

Технология управления, которую применяет руководство организации, выбирается на основе оценки существующих в компании ресурсов. Суть стратегического менеджмента заключается в создании продуманного плана действий в долгосрочной перспективе, а также его постепенная реализация. Для этого проводится постоянный контроль и оценка изменений в деятельности компании. Внешняя среда нестабильна, поэтому требуется тщательно следить за ее изменениями.

Стратегическое управление персоналом

Технология управления обозначает 5 основных функций для стратегического менеджмента. В их число входят планирований в долгосрочной перспективе, организация выполнения поставленных целей и координация действий ответственных сотрудников по реализации задач. При этом весь персонал мотивируется для достижения поставленных планов. Последним этапом стратегического управления является контроль выполнения стратегических задач.

При этом процессу долгосрочного планирования сопутствуют такие действия, как прогнозирование, разработка стратегии, а также определение ресурсов для ее выполнения (бюджетирование).

Для этого проводится глубокий анализ различных экономических показателей как внутри, так и снаружи организации. Рассмотрение их в динамике, понимание причин изменения разных параметров позволяет предвидеть их перемены в будущем. Определив сдерживающие развитие факторы, оценив собственное положение на рынке, определив пути для завоевания конкурентного преимущества, компания вырабатывает систему действий в перспективе. Это позволяет выбрать обоснованный план действий для достижения главных целей организации.

Сущность стратегического управления подразумевает применение трех переменных. Это время (на какую перспективу делается прогноз), величина (количественное выражение перемен в будущем) и направление (куда направлены тенденции развития).

Цели и задачи

Выбор цели в процессе создания моделирования стратегии организации является одним из важнейших этапов. Это позволяет установить перед компанией черту, рубеж, к которому она стремится. Целью проведения стратегического управления является обеспечение конкурентоспособности не только в данный момент, но и в будущем, в условиях переменчивой окружающей среды.

Этапы стратегического управления

Для решения этой цели компания ставит перед собой несколько задач. Это ступени, которые ведут к достижению требуемого результата. Существуют определенные этапы стратегического управления. Так, организация сначала должна сформировать видение перспективы и разработать свою миссию. Далее проводится выбор цели на глобальном уровне. Только после этого разрабатывается корпоративная стратегия. Она направлена на достижение поставленной цели. Все действия разбиваются на этапы. Это задачи, которые руководитель поручает своим сотрудникам для получения требуемого конечного результата.

После создания концепции развития организации в долгосрочной перспективе проводится ее внедрение в производственный и прочие процессы, которые происходят на предприятии. В ходе выполнения поставленных задач руководство постоянно мониторит качество и полноту выполнения поставленных перед сотрудниками задач. Также оценивается движение организации к поставленной цели. При необходимости проводят необходимые корректировки.

При разработке концепции стратегического менеджмента учитывают ряд утверждений. На них базируется весь процесс управления. Каждая организация является сложной экономической и социальной системой. Она обладает определенными чертами, которые присущи только ей. При этом стоит учесть, что любая компания является открытой системой. Она подвержена воздействию разных внешних факторов. Поэтому она должна быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

В рыночной экономике любая компания стремится к достижению поставленных целей и завоеванию конкурентного превосходства. Поэтому нельзя рассматривать свою организацию отдельно от других игроков и участников рынка. Так как каждая организация уникальна, требуется ставить задачи для достижения поставленных целей с учетом ее особенностей.

Модель Томпсона

В процессе развития и становления бизнеса постепенно развивалось и понимание необходимости ведения управленческой деятельности с учетом постоянных перемен окружающей среды. В результате появилось множество моделей стратегического управления, которые описывали механизм проведения стратегического управления. Существует множество подобных концепций, которые были применимы в прошлом и существуют сегодня.

Инструменты управления

Большой популярностью пользовалась модель стратегического управления Томпсона. Это одна из наиболее детальных концепций, которая позволяет понять последовательность проведения процесса менеджмента в долгосрочной перспективе. Эта модель отражает 4 основных элемента, которые, по мнению Томпсона, позволяют выполнить процесс построения планов компании правильно. К этим составляющим относятся стратегические анализ, выбор, реализация и мониторинг.

Томпсон предложил рассматривать процесс стратегического управления как динамическую общность этапов, которые взаимосвязаны и логически сменяют один другой. Между каждым из них существует определенная логическая связь. Каждый из перечисленных этапов влияет друг на друга и на весь процесс управления.

Другие модели

Модель стратегического управления разрабатывали и другие известные экономисты. Так, одним из возможных взглядов на этот процесс является подход Линча. Он представлял модель управления в двух вариантах. Первый подход не отличался от универсальной методики, предложенной Томпсоном. Второй подход представляет собой гибкий мониторинг при разработке и реализации стратегических планов.

Цель и задачи стратегического управления

Модель Дэвида включает в себя 3 этапа менеджмента. Согласно этой концепции сначала формулируется стратегия, затем она реализуется. После этого проводится оценка результатов.

Рациональная модель

Современные инструменты управления позволяют организации чутко реагировать на меняющиеся условия и корректировать свою деятельность. Это значительно повышает качественные и количественные показатели деятельности организации. Современные концепции проведения стратегического управления основываются на классическом подходе к выполнению этого процесса. Это рациональная модель.

Выбор цели

Представленная концепция основана на точном и тщательном исследовании и проработке долгосрочных планов компании. Стратегическое управление, согласно представленному подходу, проводится в 3 стадии. К ним относятся стратегический анализ, выбор и реализация.

Каждый из перечисленных этапов важен для выбора правильного направления действий. Стадия анализа предполагает осознание миссии организации. На этом этапе формируется видение направления и скорости развития компании. На основе принятых на этой стадии решений проводится формирование целей. Процесс их определения основан на анализе как внешних, так и внутренних факторов окружающей среды, а также на сводном определении позиций компании на рынке.

Стратегические альтернативы формируются на стадии выбора. Проводится оценка каждого направления движения. После этого принимается решение о выборе наиболее рационально варианта развития.

Стадия реализации заключается в передаче целей и задач на нижние уровни управления и выполнения разработанных программ. На этой стадии определяются ключевые показатели, которые будут анализироваться в процессе операционного планирования.

Достоинства и недостатки рациональной модели

Стратегическое управление персоналом, производством, финансами и прочими составляющими деятельности организации может проводиться при помощи разных подходов. Рациональная модель является одной из самых известных и востребованных сегодня. У нее есть как достоинства, так и недостатки.

К положительным качествам представленной модели относится ее ориентированность на приоритеты корпорации. Система передачи целей разрабатывается на самом высоком уровне, а затем концепция передается сверху вниз. Процесс стратегического планирования в этом случае становится объективным и прозрачным. В этом случае все уровни менеджмента становятся вовлеченными в процесс оформления и реализации стратегии.

Недостатком рациональной модели является ее недостаточная гибкость. Чтобы разработать тщательно продуманную стратегию на всех уровнях, требуется прилагать значительные усилия. Эта система стратегического управления требует значительных затрат времени. Его может быть просто недостаточно для принятия адекватных решений своевременно.

Именно из-за этих недостатков были разработаны альтернативные подходы. Они отличаются более высокой гибкостью. Это позволяет оперативно реагировать на все изменения в рыночной среде и внутри самой организации.

Альтернативные модели

Выбирая среди множества вариантов административных методов управления, руководство может отдать предпочтение альтернативным моделям формирования стратегии организации. Такие подходы основаны на том, что выбор направлений деятельности компании основан не только на тщательной проработке планов.

Альтернативные стратегии делятся на 2 типа. К первой группе относятся концепции, которые построены на данных стратегического анализа. На основе определенного перечня коэффициентов получается выполнить процедуру планирования. Эта группа моделей основана на рациональном подходе. Далее, после проведения анализа и прогнозирования, выстраивается несколько стратегических планов. Однако реализуется из них только один.

Второй тип моделей включает в себя неотложные стратегии. Они не запланированы. Поэтому такие модели не входят в число стратегических альтернатив. В процессе своей деятельности компания может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, которые в значительной мере влияют на достижение компанией поставленных целей.

Второй тип моделей выплывают не из директив руководства, а из особенностей поведения подчиненных структур. Это позволяет оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия окружающей среды.

В условиях реального производства руководители применяют различные инструменты управления, которые выбирают на основе продуманных и неотложных стратегий. Каждый из перечисленных методов разработки и реализации планов дополняет один другого. Соотношение элементов каждой модели определяется особенностями функционирования компании, внешними условиями ее окружающей среды.

Этапы формирования модели

Стратегическое управление персоналом, производством или общим направлением деятельности организации проходит определенный процесс формирования. Он проходит в несколько этапов. На начальной стадии разработки модели управления определяется период, за который поставленная цель должна быть достигнута.

После этого проводится тщательное исследование условий внешней среды, а также внутренние финансовые возможности организации. На основе собранной информации проводится оценка сильных, слабых сторон компании. Это определяет особенности его финансовой деятельности. Также определяются резервы и возможности для дальнейшего развития, оцениваются возможные риски.

После этого оценивается финансовая позиция организации. К этому процессу подходят комплексно. Только после этого могут быть сформированы стратегические цели. Компания стремится повысить свое благосостояние, максимизировать свою рыночную стоимость.

Далее проводится разработка стратегических нормативов в соответствии с поставленными целями. Среди множества альтернатив выбирают наиболее оптимальные направления. Далее оценивается эффективность разработанной стратегии.

После этого создаются условия для реализации созданного плана, выбираются оптимальные административные методы регулирования и донесения информации нижестоящим структурам. Проводится контроль выполнения поставленных задач, их соответствие главной цели.

Рассмотрев особенности формирования и применения моделей стратегического управления, можно не только понять важность подобного планирования, но и перспективы, которые открывает применение подобных подходов для любой организации. Современные методы и технологии проведения этого процесса позволяют организации быстро реагировать на меняющееся состояние окружения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.