Правовое поведение и нравственные нормы являются одними из компонентов образования, о котором ведутся некоторые спорные дискуссии. Некоторые авторы заявляют о себе в пользу этой формулировки, в то время как другие обращаются к нравственному обучению и к гражданскому образованию отдельно. Мы выбираем морально-гражданское образование, нравственное поведение человека, принимая во внимание многочисленные помехи, установленные между моральным феноменом и общественным явлением общественной жизни.
Ценности общества
Связь морального и гражданского поведения не случайна. Нравственно-правовое поведение - это то, чему должны учить детей с рождения. Очевидно, что два поведения связаны друг с другом и зависят друг от друга, потому что вы не можете иметь нравственное поведение, не соблюдая законы, традиции и ценности общества. Вы не можете иметь гражданское поведение, если вы не соблюдаете ценности, нормы, правила, управляющие жизнью сообщества, в котором вы живете.
Морально-гражданское образование является чрезвычайно сложным компонентом образования, поскольку, с одной стороны, его последствия отражены на всем состоянии индивида, а с другой стороны, нравственное поведение - это представленные нравственные нормы и правовые предписания. Они подчиняют все другие ценности (научные, культурные, профессиональные, эстетические, физические, экологические и т. д.). Мораль и цивилизация, таким образом, являются фундаментальными аспектами гармоничной, подлинной и целостной личности.
Моральный идеал
Для хорошего понимания нравственно-гражданского образования требуются некоторые разъяснения в отношении морали и цивильности. Нравственное поведение - это социальное явление, форма общественного сознания, которая отражает отношения, что устанавливаются между людьми в социальном контексте, ограниченном во времени и пространстве, с регулирующей функцией по совместному проживанию людей, стимулированием и направлением поведения человека в соответствии с социальными требованиями. Его содержание материализуется в моральном идеале, ценностях и нравственных правилах, которые составляют то, что называют «структурой нравственной системы».
Нравственное поведение - это теоретическая модель, выражающая моральную квинтэссенцию человеческой личности в форме образа нравственного совершенства. Его сущность проявляется в моральных ценностях, нормах и правилах.
Прототипы морали
Моральные ценности отражают общие требования и требования нравственного поведения в свете идеальных предписаний с практически бесконечным диапазоном применимости. Мы помним, например, некоторые из самых значительных моральных ценностей, это: патриотизм, гуманизм, демократия, справедливость, свобода, честность, честь, достоинство, скромность и т. д. Каждая из них соответствует значению хорошо-плохо, честно-нечестно, героизм-трусость и т. д. Моральные нормы также являются нравственными требованиями, разработанными обществом или более ограниченным сообществом, в которых излагаются прототипы морального поведения для конкретных ситуаций (школьная, профессиональная, семейная жизнь).
Выражая требования моральных ценностей, они имеют более ограниченную сферу действия, чем те, что принимают форму разрешений, облигаций, запретов, которые приводят к определенным формам действий. Мораль формы общественного сознания является источником нравственного содержания образования и эталонной базы для его оценки.
Моральный аспект общественного и индивидуального сознания принадлежит к идеальной сфере, в то время как мораль принадлежит к сфере реальности. Нравственность предполагает эффективные нормативные требования морали, нравственную позицию, переведенную от идеала в реальность. Вот почему нравственное воспитание стремится превратить мораль в добродетель.
Формирование человека
Гражданское право указывает на органическую связь, жизненно важную между человеком и обществом. Точнее сказать, образование содействует формированию человека как гражданина, как активного сторонника законности, воинствующих прав человека на благо родины и людей, к которым он принадлежит. Нравственное поведение - это цель образования, которая заключается в формировании человека как полноценной ячейки, которая чувствует, мыслит и действует в соответствии с требованием общественной морали.
Это требует знания и соблюдения нравственных идеалов, ценностей, норм и правил, на которые опирается общественная мораль. Также необходимы знания структуры и функционирования верховенства права, уважение к законам, изучение и отстаивание ценностей демократии, прав и свобод, понимание мира, дружбы, уважение человеческого достоинства, терпимость, недискриминация по национальности, религии, расы, пола и т. д.
Гражданская совесть
С целью морально-гражданского воспитания основными задачами этого компонента образования являются: формирование нравственно-гражданской совести и формирование нравственного и гражданского поведения.
Следует отметить, что это разделение между теоретическими и практическими задачами делается из дидактических соображений, несколько искусственных, потому что морально-гражданский профиль субъекта развивается одновременно с обеих сторон, принимая как информацию, так и действие, чувства, убеждения-факты.
Формирование нравственно-гражданской совести
Морально-гражданская совесть состоит из системы морали, нравственных норм и знаний о ценностях, законах, нормах, регулирующих отношения человека с обществом. Сюда включаются заповеди, которые индивид использует в своем положении и в рамках многочисленных социальных отношений, в которых он участвует. С психологической точки зрения морально-гражданское сознание включает в себя три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой.
Положительные действия
Когнитивный компонент предполагает знание ребенком содержания и требований ценностей, моральных и гражданских норм. Их знание не ограничивается простым запоминанием, а предполагает понимание требований, которые они подразумевают, понимание необходимости их соблюдения. Результаты этих знаний отражены в формировании нравственных и гражданских представлений, понятий и суждений.
Их роль состоит в том, чтобы привести ребенка во вселенную нравственных и гражданских ценностей, заставить его понять необходимость их соблюдения. Без знаний нравственных и гражданских норм ребенок не может вести себя в соответствии с требованиями, которые возникают у общества. Но, несмотря на необходимость морально-гражданского поведения, моральное и гражданское знание не связано с простым присутствием правил. Для того чтобы они стали мотивационным фактором для запуска, руководства и поддержки морально-гражданского поведения, они должны сопровождаться рядом эмоциональных положительных чувств. Это приводит к необходимости эмоциональной составляющей сознания формирования нравственного поведения.
Внешние препятствия
Аффективный компонент обеспечивает энергетический субстрат, необходимый для проведения нравственных и гражданских знаний. Эмоции и чувства субъекта к моральным и гражданским командам подчеркивают, что он не только принимает ценности, нормы, моральные и гражданские правила, но и живет и идентифицируется с ними. Из этого следует, что и нравственные нормы поведения в обществе, и аффективная привязанность необходимы для морально-гражданского взаимодействия. Однако их недостаточно, потому что часто при выполнении моральных и гражданских действий может существовать ряд внешних препятствий (временные проблемы, неблагоприятные обстоятельства) или внутренние (интересы, желания), для которых необходимы усилия или, другими словами, требуется вмешательство волевого компонента.
Духовные потребности
Из слияния трех компонентов морального и гражданского сознания вытекают убеждения как продукт познавательной, аффективной и волевой интеграции в психическую структуру человека. Сформировавшись, они становятся «истинными духовными потребностями», ядром нравственного сознания и создают условия для того, чтобы человек совершил прыжок из мотивированного внешнего поведения и закрепил свое социально-нравственное поведение.