Испанская литература: лучшие произведения и писатели

Испанская литература берет свое начало в XII веке, когда зародился и окончательно оформился испанский язык. До этого народы, которые жили на территории современной Испании, писали и общались исключительно на латыни. Всю историю этой литературы можно условно разделить на четыре периода. Это период зарождения, период расцвета, период упадка и подражания и период возрождения.

"Песнь о моем Сиде"

К периоду зарождения испанской литературы относится одно из самых древних дошедших до нас произведений испанцев под названием "Песнь о моем Сиде". В нем неизвестный автор воспевает национального героя по имени Родриго Диас де Вивар, который многим известен под арабским прозвищем Сид.

Предположительно, она была написана не позднее 1200 года, но целиком не сохранилась. При этом именно "Песнь о моем Сиде" является классическим образцом литературы того периода. В ней можно встретить патриотические мотивы, герои набожны, верны и преданы своему королю.

Литературоведы отмечали, что язык самого произведения весьма грубоват и максимально прост, но зато она проникнута духом героизма, рисует яркую картину жизни во времена рыцарства.

Испанская литература эпохи Возрождения

В этот период благотворное влияние на испанцев оказывают итальянские мастера. В поэзии главенствующую роль занимает Хуан Боскан, творивший в XVI веке. Он часто обращался к традициям Петрарки, обогатив испанскую поэзию 10-сложным стихом, сонетами и октавами. Часто работал с античными сюжетами. Например, в поэме "Геро и Леандр".

Религиозный эпос в литературе можно изучить на основе произведений Иоанна Креста. Его перу принадлежат трактаты в прозе под названиями "Темная ночь души", "Живое пламя любви", "Восхождение на гору Кармель".

Большой популярностью в литературе испанского Возрождения пользуется пасторальный роман. Яркие представители этого направления - Гаспар Поло и Алонсо Перес, которые написали продолжение к популярному пастушескому роману португальца Монтемайора "Диана Энаморада", который долгое время оставался в Испании образцом классического пасторального романа.

Литература Возрождения в Испании для многих ассоциируется с появлением плутовского романа. Его отличительными чертами становятся реалистичное изображение нравов современного общества, а также человеческих характеров. Родоначальником этого жанра в Испании считается Диего Уртадо де Мендоса, написавший повесть "Ласарильо с Тормеса".

Лопе де Вега

Лопе де Вега

Яркий представитель испанской литературы этого периода - драматург Лопе де Вега, который родился в 1562 году. До него драматурги в Испании были, но национальной испанской драмы еще не существовало. Именно де Веге удалось создать классический испанский театр, стать ярким выразителем чувств и пожеланий своего народа.

Около 40 лет он писал новые пьесы, пользуясь все это время большой популярностью. К тому же он был невероятно плодовитым, написав более двух тысяч пьес, около 20 томов лирических стихотворений, а также немало поэм. Лопе де Вега оказал значительное влияние на следующее поколение писателей, причем не только испанских, но и итальянских, и французских драматургов. Именно с его именем связывают расцвет испанской драмы.

В своих пьесах автор затрагивает всевозможные темы - зарубежной и отечественной истории, социально-политические, любовные драмы и исторические хроники. Исторический пласт занимает отдельное место в его произведениях. Пьесы драматурга построены таким образом, что в развитие сюжета постоянно вмешиваются некие случайные события, которые доводят драматизм произведения до степени трагизма. Романтическая интрига часто помогает раскрыть все могущество человеческих инстинктов главных героев, Лопе де Вега демонстрирует разнообразные человеческие характеры, модели поведения в обществе и семье, при этом не забывая о религиозных и политических идеях, которые господствуют среди его современников.

Пожалуй, самое известное его произведение - комедия в трех действиях "Собака на сене". Это одна из самых известных книг золотого века испанской литературы. Он ее написал в 1618 году. В центре повествования оказывается молодая вдова из Неаполя по имени Диана. Ее сердцем завладевает секретарь Теодоро. Однако ситуация усугубляется из-за того, что сам Теодоро симпатизирует ее служанке Марселе, у них даже намечается свадьба.

Диана безуспешно пытается справиться со своими чувствами. Тогда она пишет письмо своему избраннику от имени вымышленной римской подруги, в котором признается в чувствах и просит молодого человека оценить этот текст и переписать своей рукой. Мужчина догадывается об ее истинных причинах, сознавая при этом, что между ними целая пропасть. Марсела изнемогает от ревности, к тому же, Диана запирает ее в своей опочивальне на несколько дней.

Сам Теодоро в это время переживает тяжелые времена, графиня играет с ним, сначала давая надежду на дальнейшие отношения, а затем отталкивая его от себя. В результате Теодоро расстается с Марсело, чтобы отомстить ему, девушка приближает к себе слугу Фабьо.

Теодоро в какой-то момент срывается, выплескивая на графиню все эмоции, накопившиеся у него за это время. Главное, в чем он упрекает Диану, что она ведет себя как собака на сене. Диана отвешивает молодому человеку пощечины, за которыми кроется настоящая страсть, которую она испытывает к юноше. Этот увлекательный сюжет до сих пор держит в напряжении зрителей, пьеса регулярно идет на сценах театров всего мира.

Творчество автора приходится на период золотого века испанской литературы.

Кальдерон

Испанская литература 17 века для многих ассоциируется с именем Кальдерона. Он был не только поэтом, но и успешным воином и священником. Популярен не менее, чем Лопе де Вега.

Высокий уровень своего мастерства он демонстрировал в построении фабулы, а также в различных сценических эффектах, которые активно применял в своих произведениях.

Кальдерон, как и Лопе де Вега, написал немало пьес - около 200, причем за границей был гораздо популярнее, чем у себя дома. Литературные критики того времени ставили его в один ряд с Шекспиром. В испанских театрах до сих пор идут некоторые его пьесы.

Его произведения можно разделить на три типа. Это драмы чести, в них главенствует баррочная проблематика - религия, любовь и честь. Ключевой конфликт часто связывают с необходимостью соблюдать их, даже жертвуя человеческой жизнью. Хоть действие и перенесено в далекое прошлое, автор поднимает актуальные проблемы своего времени. Это такие драмы, как "Саламейский алькальд", "Живописец своего бесчестья", "Стойкий принц".

В философских драмах, которые были весьма популярны в испанской литературе 17 века, затрагиваются основополагающие вопросы бытия, человеческих страданий, свободы воли. При этом действие переносится в экзотичные для Испании страны, например Россию или Ирландию, чтобы подчеркнуть местный и исторический колорит. Среди примеров можно выделить произведения "Волшебный маг", "Жизнь есть сон", "Чистилище святого Патрика". Испанская литература о России была в то время интересна многим современникам Кальдерона, поэтому он был так популярен.

И наконец, комедии интриги Кальдерона выстроены по классическим канонам. В них увлекательная, часто любовная интрига, инициаторами которой становятся женщины. Часто можно встретить ставший известным "кальдеронов ход", когда ключевую роль играют предметы, оказавшиеся у героев случайно, или письма, пришедшие к ним по ошибке.

Сервантес

Испанский писатель Сервантес

Изучение испанской литературы для начинающих знатоков словесности нужно обязательно начинать со знаменитого романа Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". Это одно из самых значимых литературных произведений в мировой истории. Первая часть этого романа вышла в 1605 году. Изначально произведение было задумано как пародия на рыцарские романы. В результате оно стало настолько популярным, что было переведено на все европейские языки.

Сервантес в ироничной форме рассказывает о похождениях хитроумного идальго, который пытается жить по старым рыцарским порядкам, хотя мир вокруг принципиально изменился. Над ним потешаются окружающие, самого же Дон Кихота это нисколько не смущает, он, не обращая внимания на мнение окружающих, ведет борьбу с ветряными мельницами. Верным и преданным ему остается только его слуга Санчо Пансо, который переносит все чудачества своего хозяина.

Сервантес также известен как автор многочисленных новелл, в которых изображена абсолютная правда жизни, проникнутая национальным изящным духом. В своих рассказах он максимально реалистично изображает эпоху, поражая читателя богатым и ярким языком. Это яркий образец испанской классической литературы.

Барокко

Луис Гонгора

В истории испанской литературы был и период упадка, и подражания. Она совпадает с эпохой испанского барокко, начавшегося в конце XVI столетия. Именно тогда возникла школа гонгризма, названная так по имени ее главного и самого яркого представителя Луиса Гонгора.

Ранние произведения этого автора - это песни и романсы, написанные в народном духе. В более поздний период своего творчества он отличался запутанным, напыщенным и порой искусственным слогом, который насыщал большим количеством метафор и странных оборотов. Часто его произведения были настолько сложной формы, что для понимания были доступны не каждому читателю. Главной темой было представление о хрупкости и непостоянстве существования человека в этом мире. Это и есть черты, характерные для испанского барокко.

У него было много учеников и подражателей, среди которых можно отметить Вилламеда, который, как и остальные, главной целью ставил перед собой максимально повторить стиль учителя.

Литература XIX века

Хосе Мариано де Ларра

В XIX веке происходит расцвет испанской литературы. В это время господствовавший псевдоклассицизм вытесняется романтизмом. Одним из самых выдающихся представителей этой эпохи является Хосе Мариано де Ларра, который творил под псевдонимом Фигаро. У него был невероятно яркий сатирический талант, который сочетался с природной изобретательностью и пытливым умом. Он изображает язвы и пороки, царящие в обществе, создавая содержательные, но в то же время очень короткие очерки.

Если говорить про более серьезную драматическую испанскую литературу 19 века, то необходимо упомянуть Мануэля Тамайо-и-Бауса, который фактически ввел новый жанр - испанскую психологическую и реалистическую драму, основанную на лучших немецких образцах. Правда, на русский язык его труды практически не переводили, поэтому оценить его талант отечественному читателю непросто.

Среди представителей реализма выделяется прозаик Хуан Валера. Выпускник юридического факультета университета Гранады, он занимал высокие посты на дипломатической службе, объехав по работе полмира. Окончательно в Испанию вернулся после революции 1868 года, занимая ряд государственных должностей вплоть до министра просвещения.

В испанской литературе Валера дебютировал сборником проникновенных лирических стихотворений, затем писал речи и критические статьи, в которых изображал нынешнее положение национальной литературы. Заметным явлением в его творческой биографии становится роман "Пепита Хименес", вслед за ним пишет оставившие след произведения "Хуанита Длинная", "Иллюзии доктора Фаустино". Во время своих путешествий по миру Валера побывал в России, о своей поездке он оставил подробные заметки.

Если говорить о беллетристах в испанской литературе этого периода, то тут очевидное первенство у Бенито Переса Гальдоса, романы которого отличались свежим взглядом на обычные вещи, реалистичными и необычайно живыми картинами, иллюстрировавшими современную испанскую жизнь.

XX век

Испанская литература 20 века играет большую роль в общественной жизни. В самом начале столетия ее основу составляют представители "Поколения 98 года". Так себя называет группа испанских писателей, которые переживают острый кризис из-за окончательного краха империи в 1898 году. Большинству из них к началу XX века от 35 до 45 лет.

Одним из крупнейших представителей этого направления считается Висенте Бласко Ибаньес. Это знаменитый социальный романист, который в своем творчестве воплощал идеи демократической критики окружающей действительности.

Наибольшую популярность получили его романы. В испанской художественной литературе особое место занимает произведение "Проклятый хутор". События разворачиваются в небольшой деревушке под Валенсией. В центре повествования помещик, который зарабатывает ростовщичеством, а также его арендаторы.

В романе "В апельсиновых садах" показаны взаимоотношения между молодым политиком и адвокатом Рафаэлем Бруллем и популярной певицей Леонорой. Ибаньес, как это часто делает в своих произведениях, описывает несколько поколений одной семьи, рассказывает, как ее члены поднимались по карьерной и статусной лестнице. Его герои живут в религиозной и очень консервативной семье, которой противопоставлен врач и интеллигент доктор Морено, он является республиканцем по своим убеждениям.

Еще одна известная книга Ибаньеса "Тростник и ил" - яркий рассказ о трех поколениях рыбаков, которые живут и работают на берегу небольшого озера Альбуфера. Именно ее автор сам считал своим лучшим произведением. В нем изображен дед Палома, старейший рыбак во всем поселке, который следит за соблюдением профессиональных традиций и всячески защищает честь семьи. Его сын Тоно - порядочный и трудолюбивый человек, который оставляет профессию отца ради того, чтобы начать обрабатывать землю и зарабатывать на этом. А вот уже его сын по имени Тонет бездельник, который не способен ни к какому труду, а большую часть времени проводит на гулянках и в увеселительных заведениях.

Федерико Гарсия Лорка

Федерико Гарсия Лорка

Настоящей классикой испанской литературы в XX веке становится творчество поэта Федерико Гарсии Лорки. Его называют ключевой фигурой "поколения 27 года", в число которых входили испанские писатели и поэты, которые считали себя последователями испанского поэта эпохи барокко Луиса де Гонгоры. В 1927 году исполнилось ровно 300 лет со дня его смерти.

В детстве Лорка учился плохо, но в 1910-х годах начал проявлять себя в местных художественных сообществах. В 1918 году выпустил свой первый поэтический сборник под названием "Впечатления и пейзажи", который сразу сделал его известным, хоть и не принес много денег.

В 1919 году Лорка в Мадриде знакомится с самыми значимыми художниками своего времени - режиссером Луисом Бунюэлем и художником Сальвадором Дали. В этот же период он начинает писать свои первые драматургические произведения.

В итоге становится заметной фигурой среди художников-авангардистов, выпуская поэтические сборники "Цыганское романсеро", в которых пытается смешать мифологию цыган с окружающей его обыденностью.

Примерно на год Лорка уезжает в Америку, а когда возвращается, то застает формирующуюся Вторую испанскую республику. Его творчество многие называют настоящим прорывом в испанской литературе. Поэт и драматург много работает в театре, создавая свои знаменитые пьесы "Дом Бернарды Альбы", "Кровавые свадьбы" и "Йерма".

В Испании начинается Гражданская война в 1936 году. Лорка испытывает симпатии к левым, поэтому вынужден уехать в Гранаду из столицы. Но и там его настигает опасность. Поэта арестовывают и, по основной версии, расстреливают на следующий же день. После его убийства генерал Франко, пришедший к власти, запрещает все его творчество. Адаптированная литература на испанском языке в России долгое время изучалась именно по произведениям Лорки.

Хосе Ортега-и-Гассет

Хосе Ортега-и-Гассет

Еще один яркий представитель литературы XX века - писатель и философ Хосе Ортега-и-Гассет. Популярность к нему пришла в 1914 году, когда он выпустил свое первое произведение под названием "Размышления о Дон Кихоте". В своих философских лекциях придерживался позиции молодых интеллектуалов своего времени, некоторые исследователи считают, что именно его творчество сыграло особую роль в падении монархии.

Среди его самых известных работ нужно отметить такие, как "Тема нашего времени", "Дегуманизация искусства". Формулируя свои ключевые философские идеи, он настаивает, что человек не может себя рассматривать в отрыве от исторических обстоятельств и окружающих его людей.

Популярность за пределами Испании к нему пришла после публикации труда "Восстание масс", в котором он объявляет, что единственная существующая реальность - это человеческое бытие-с-вещами. Ортега был убежден, что своими умозаключениями предвосхитил многие идеи Мартина Хайдеггера, которые были в 1927 году изложены в труде "Бытие и время".

Ортега сыграл большую роль в становлении испанской философской школы, занимаясь преподавательской деятельностью. Например, основу книги "Что такое философия" составили его лекции, прочитанные в 1929 году в университете Мадрида.

Артуро Перес-Реверте

Артуро Перес-Реверте

В современной испанской литературе самое громкое и известное имя - Артуро Перес-Реверте. Это наш современник, которому 66 лет. С начала 70-х годов он работал военным корреспондентом, освещая конфликты в горячих точках по всему миру.

Свой первый роман под названием "Гусар" он посвятил временам Наполеоновских войн. Настоящий успех к нему пришел в 1990 году, когда свет увидел роман "Фламандская доска". Это увлекательная смесь остросюжетного детектива и увлекательной книги. Главные герои при реставрации картины XV века обнаруживают скрытую от посторонних глаз надпись. На картине изображена шахматная позиция, анализируя расстановку фигур на ней, персонажи пытаются раскрыть таинственное убийство, которое было совершено в XV веке.

В 1994 году роман был экранизирован Джимом Макбрайдом.

В 1993 году Перес-Реверте пишет еще одно свое знаменитое произведение - это роман "Клуб Дюма, или Тень Ришелье". События в нем не менее увлекательны. Действие разворачивается в мире книг. Все герои - это букинисты, библиофилы, переплетчики либо просто страстные любители и фанаты книг. Среди них оказываются те, кто предпочитают романы "плаща и шпаги", и те, кто любит детективы или труды по демонологии.

Один из них - библиофил Варо Борха, который нанимает специалиста, чтобы сравнить между собой три известных экземпляра уникального издания под названием "Книга о девяти вратах в царство теней", которая была выпущена в 1666 году малоизвестным печатником Аристидом Торкьей. Позже Торкью Святая Инквизиция обвинила в ереси, а затем сожгла на костре. Тираж книги был практически полностью уничтожен, до нашего времени дошли только несколько экземпляров.

Борха признается, что изучил допросы печатника, из которых следует, что существует еще один экземпляр этой книги, спрятанный в потайном месте. Этот факт не дает покоя главному герою. Он хочет, во что бы то ни стало выяснить, какой из трех экземпляров является настоящим.

Это несложное с первого взгляда поручение оборачивается для исследователя крупными неприятностями. Кто-то его преследует, убивая всех, с кем он встречается или пересекается каким-либо образом. В конце произведения большинство загадок получают весьма неожиданное объяснение. Объяснить рациональным способом не удается только главную загадку. Единственный вывод, который напрашивается у читателя, основанный на намеках и косвенных уликах, разбросанных автором по всему роману, невероятен и фантастичен.

Этот роман также был экранизирован. В роли режиссера выступил легендарный Роман Полански, а главные роли исполнили Джонни Депп, Лена Олин и Эммануаэль Сенье.

Существует также целый цикл произведений, прославивших Перес-Реверте. Это историко-приключенческие романы из серии "Приключения капитана Алатристе". В 1996 году серию открыло произведение "Капитан Алатристе", вслед за ним вышли в свет "Чистая кровь", "Испанская ярость", "Золото короля", "Кавалер в желтом колете", "Корсары Леванта", "Мост убийц".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.