Что ищет человек в истории философии, на какие вопросы, волнующие его, хочет получить ответы? Скорее всего - это определение своего места в жизни, осмысление этого мира, поиск гармонии во взаимоотношениях. И на передний план выдвигаются социальные и нравственные ценности. Многие мыслители на протяжении веков занимались изучением принципов и законов развития общества, общих принципов бытия. В этой статье более детально остановимся на некоторых моментах русской философии Радищева.
Становление русской философии
О начальном периоде развития русской философии можно говорить, как о древнерусской, русской средневековой или допетровского периода. Он охватывает несколько веков: с XI по XVII.
Мировая философия оказала существенное влияние на формирование миропонимания на Руси. Киевский митрополит Илларион в своих трудах, таких как "Молитва", "Слово о законе и благодати" и "Исповедание веры" знакомит с русской жизнью X – XI веков. Это период носит название "христианизации", идет толкование принятия народом христианства. А, собственно, общественная мысль отражена в литературных произведениях средневековья "Слово о полку Игореве", написанная в XII веке, а также в летописных сводах "Повесть временных лет", датируемая XI—XII веками.
Материалистическая философия в России
Во втором периоде развития русской философии, начавшемся с XVIII века, происходит приобщение Руси к мировой культуре. В это время начался процесс европеизации, связанный с реформистскими взглядами Петра Великого, а также начавшегося процесса популяризации общественной жизни, то есть снижения роли религии, перехода от религиозных традиций к рациональным (нерелигиозным) нормам.
Философия Ломоносова
Гениальный ученый, незаурядная личность, кладезь всевозможных знаний - Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг), стал первым русским мыслителем, философия которого отражала ценность отечественной истории и ее видоизменение под влиянием реформ. Ломоносов, обладая необыкновенной силой воли и неисчерпаемой энергией к познанию всего, что его окружает, первый углубляется в историю отечества и выдвигает концепцию о бесконечных возможностях страны. Но, как бы ни было, философия Ломоносова, не отрицающая роль Бога в мироздании, все-таки оставалась мировоззрением естествоиспытателя, человека, призывающего изучать мир, в котором он живет. Только опираясь на знания, указывал в своих трудах философ, можно познать окружающий мир.
Критик и философ - А. Н. Радищев
Великий ученый был не один в поисках истины. Продолжил материалистическую линию русской философии Ломоносова Радищев Александр Николаевич (1749-1802 гг). Однако, если мировоззрение первого было сформировано под влиянием научных работ И. Ньютона, Г. Галилея, Г. Лейбница, а также собственных естественнонаучных исследований, то Радищева вдохновляли западные мыслители, такие, как Жан-Жак-Руссо, Вольтер и Гийом-Томас-Франсуа де Рейнал.
Александр Николаевич Радищев был ведущим общественным критиком и философом русского Просвещения. Он родился в Москве, сын зажиточного землевладельца получил образование в Москве и в Санкт-Петербурге, а с 1766 по 1771 год учился в Лейпцигском университете, где и познакомился с современной французской философией. А. Н. Радищев, вернувшись в Россию, весьма преуспел на гражданской и военной службе.
«Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву»
В 1785-1786 гг. Радищев работает над очерками о продаже крепостных крестьян на торгах, пишет заметки о цензуре. В итоге, он объединяет несколько работ, создав произведение в жанре путешествия. В 1789 году он заканчивает работу над своей книгой и дает ей общее название "Путешествие из Петербурга в Москву". В собственной типографии печатаются 650 экземпляров книги из которых 100 успел продать Радищев, после чего последовал арест.
Эта книга вызвала гнев императрицы Екатерины Великой, и автор в 1790 году был сослан в Сибирь на десять лет. В произведении была предпринята попытка осмысления российской действительности конца XVIII века, дана оценка отечественных социальных институтов, в частности крепостничество. Под вдохновением французских мыслителей он осудил крепостное право, как морально неправильное и экономически неэффективное, критиковал самодержавие и осуждал цензуру и другие методы, нарушающие естественные права человека на свободу и равенство. Идеи философии Радищева сводились к немедленным реформам, призыву в целом к просвещению и "естественности" в социальных мероприятиях, манерах и нравах. В 1796 году Павел I разрешил Радищеву вернуться в Европейскую часть России.
О человеке
В Сибири Радищев написал свой основной философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии". Он осветил ряд проблем философской антропологии. В этом произведении раскрывается своеобразие философии Радищева.
Уже в самом названии труда предполагается рассмотрение очень важных вопросов: что собой представляет человек, что такое смерть и что является бессмертием? Работая над первым вопросом, Радищев отмечал, что человек очень схож с животными как в физиологии, так и в психологии. Во время написания своего труда, философ не обладал теми знаниями, которые известны в настоящее время. Это ныне живущее поколение знает, что у человека насчитывается около 100 рудиментарных органов, есть совпадения со структурой ДНК животных, даже группы крови у человека такие же, как у шимпанзе. Но, даже основываясь на фактах, известных в то время, он сделал вывод, что человек принадлежит к живой природе, и как ее часть связан с ней, а значит, к нему можно применить научный подход в его изучении.
В трактате он отвергает материалистические отрицания бессмертия в пользу различных аргументов: личной идентичности и сохранения силы, что предполагает существование бесплотной души, которая выживает в теле и переходит в более совершенное состояние. Если говорить кратко, философия Радищева сводится к реалистичной позиции, а опыт является единственной основой для знания.
О смерти и бессмертии
Как в своем трактате А. Н. Радищев освещает вопрос, что есть смерть? Он считал, что нужно ослабить "страх смерти", исходя из того, что в природе на самом деле смерти нет, а есть разрушение структур, то есть распад на части, а не полное уничтожение человека. Распавшиеся части продолжают существовать в этом мире, не покидая его. Эти части станут землей, растениями, частями самого человека. Именно поэтому, утверждает философ, не стоит бояться смерти, он не уходит с плана земли, а становится иной формой своего существования.
Что же такое бессмертие? В философии Радищева говорится о существовании нетленных частиц человека, к которым относится и душа. Как и тело, она не уничтожается, а присутствует в мире, как вещество душевное.
В таком разделе философии, как эпистемология (научное знание, его строение, структура, функционирование и развитие), Радищев утверждал, что помимо сенсорного есть "рациональный опыт" отношений вещей, и что человек "чувствует" существование Высшего Существа. Он также утверждал, что вещи сами по себе непознаваемы, утверждая, что мысль, как и словесное выражение, которое она использует, просто символизирует реальность.
Ценность труда «О человеке, о его смертности и бессмертии»
Трактат "О человеке" был одним из первых оригинальных произведений на русском языке. В нем показаны две противоположные точки зрения о смерти и бессмертии души. С одной стороны, в первых 2-х частях произведения говорится, что жизнь вечная - это пустая мечта. С другой стороны, в последующих частях книги идет изложение в пользу бессмертия души.
Влияние его новаторской социальной критики привело к тому, что Пушкин, декабристы и последующие поколения русских реформаторов и революционеров, считали Радищева "отцом" социального радикализма в России.
Такой в общих чертах является философия Радищева о человеке. К сильным сторонам такого труда следует отнести попытку дать ответы на извечные вопросы, волновавшие мыслителей разных эпох. Но, прежде всего, философом была внесена лепта в понимание проблем человеческого бытия: жизни, смерти и бессмертия.