Когда Армения приняла христианство? Зарождение христианства в Армении. Армянская апостольская церковь

Армянская апостольская церковь является одной из самых древних в христианстве. Когда Армения приняла христианство? По этому поводу существует несколько мнений ученых-историков. Однако все они рассматривают даты, близкие к трехсотому году нашей эры. Считается, что эту религию в Армению принесли апостолы - ученики Иисуса.

По данным переписи населения, проведенной в Армении в 2011 году, среди ее жителей христианство исповедуют около 95 %. Армянская апостольская церковь имеет свои особенности, касающиеся догматики, обрядов, отличающих ее и от византийского православия, и от римского католицизма. При богослужении применяется армянский обряд.

Подробнее об этой церкви, а также о том, когда Армения приняла христианство, будет рассказано в статье.

Истоки

Интерьер армянской церкви в С.Петербурге

Зарождение христианства в Армении происходило очень давно. Появление самых первых христиан на территории этой страны относят к первому веку новой эры. Армения стала самым первым государством во всем мире, которое официально стало христианским. Эти события тесно связаны с именами святого Григория Просветителя и царя Трдата.

Но кто принес христианство в Армению? По преданию, это были два апостола, последователи учения Иисуса – Фаддей и Варфоломей. По преданию, сначала Варфоломей проповедовал совместно с апостолом Филиппом в Малой Азии. Затем он повстречался с Фаддеем в армянском городе Арташат, где они и начали учить этот народ христианству. Армянская церковь почитает их в качестве своих основателей, поэтому называется «апостольской», то есть восприемницей учения апостолов. Ими в качестве первого епископа Армении был поставлен Закария, исполнявший эту обязанность с 68 по 72 год.

Иуда Фаддей

Апостол Фаддей

Рассматривая вопрос о том, как и когда Армения приняла христианство, кратко остановимся на сведениях о жизни Фаддея и Варфоломея. У первого из них существует еще несколько имен: Иуда Фаддей, Йегуда Бен-Йаков, Иуда Иаковлев, Левий. Он был братом еще одного из двенадцати апостолов – Иакова Алфеева. В Евангелии от Иоанна описана сцена, в которой во время Тайной вечери Иуда Фаддей спрашивает Христа о его будущем воскресении.

При этом, чтобы отличать его от Иуды, предавшего Учителя, он поименован как «Иуда, не Искариот». Этот апостол читал проповеди в Аравии, Палестине, Месопотамии, Сирии. После принесения религиозного учения в Армению, он погиб там смертью мученика во 2-й половине I века нашей эры. Предполагается, что его могила находится в северо-западной части Ирана, в монастыре его имени. В Соборе Святого Петра в Ватикане хранится часть мощей Иуды Фаддея.

Варфоломей Нафанаил

Апостол Варфоломей

Так зовут апостола Варфоломея. Он был одним из первых учеников Иисуса Христа. Художественно он изображается в одежде светлых цветов, украшенной золотым рисунком. В руке он держит нож, являющийся символом его мученичества – с Варфоломея содрали кожу. Судя по всему, он являлся родственником апостола Филиппа, так как именно тот привел его к Учителю. Когда Иисус увидел Варфоломея, он сказал, что это Израильтянин, в котором отсутствует лукавство.

Предание повествует о такой истории гибели этого апостола. По навету языческих жрецов брат царя армян Астиага пленил его в городе Альбане. Затем Варфоломей был распят вниз головой. Однако и после этого он не прекратил свою проповедь. Тогда он был снят с креста, с него живого содрали кожу и обезглавили. Верующие подобрали части тела апостола, поместили их в раку из олова и похоронили в том же городе Альбане.

Из истории двух апостолов видно, что путь христиан в Армении к вере был совсем не простым.

Григорий – просветитель армян

Григорий Просветитель

После апостолов основная роль в распространении христианства среди армян принадлежит Григорию Просветителю, святому, который первым возглавил Армянскую церковь, став Католикосом всех армян. Житие святого Григория (в том числе и повествование об обращении в христианство Армении) описал автор IV века Агафангел. Также он составил сборник, называющийся «Книга Григориса». Он состоит из 23 проповедей, приписываемых этому святому.

Агафангел рассказывает, что отец Григория Апак был подкуплен царем персов. Он убил армянского царя Хосрова, за что и он сам, и вся его семья были истреблены. Только младшего сына кормилице удалось увезти на ее родину в Турцию, в Кесарию Каппадокийскую, которая являлась центром распространения христианской религии. Там мальчика окрестили, назвав Григорием.

Повзрослев, Григорий направился в Рим, чтобы искупить вину своего отца. Там он начал служить сыну убитого царя – Тиридату. Его имя также записывается как Трдат.

Крещение царя

Царь Трдат III

В рассказе о том, когда Армения приняла христианство, важная роль принадлежит этому персонажу. Взяв в качестве военной поддержки римских легионеров, Тиридат приехал в 287 году в Армению. Здесь он возвратил себе престол в качестве царя Трдата III. Первоначально он относился к одним из самых жестоких гонителей христианских верующих.

Трдат за исповедование христианства приказал заключить святого Григория в темницу, где тот томился целых 13 лет. Так случилось, что царь впал в безумие, но с помощью молитв Григория он был исцелен. После этого царь Великой Армении уверовал в Единого Бога, принял крещение и объявил христианство государственной религией. По всей Армении началось искоренение наследия дохристианской культуры.

Далее поговорим о мнениях различных ученых о конкретном годе принятия христианства в Армении.

Споры ученых

Армянская церковь в Масачусетсе

Как уже было сказано выше, среди исследователей не существует единого мнения по этому вопросу. Приведем взгляды наиболее известных из них.

  • Традиционно считается, что Армения приняла христианство в 301 году. Исходя из этого, 1700-летие этой даты было отпраздновано армянами в 2001 году.
  • В энциклопедии «Ираника» говорится о том, что в вопросе датировки присутствуют проблемы. Ранее называлась дата, соответствующая 300-му году, а исследователи, относящиеся к более поздним, стали относить данное событие к 314–315 годам. Хотя это предположение и является вполне вероятным, достаточных доказательств оно не имеет.
  • Что касается «Энциклопедии раннего христианства», то в ней в качестве даты, принятой на сегодняшний день, называется 314-й год. Эта версия поддерживается авторами «Кембриджской истории христианства».
  • Польский арменолог К. Стопка считает, что решение перейти в новую религию было принято на собрании в Вагаршапате, состоявшемся в 313 году.
  • По данным «Энциклопедии Британика», Армения, первой принявшая христианство на государственном уровне, сделала это около 300-го года.
  • Историк К. Тревер называет промежуток времени между 298-м и 301-м годом.
  • Американский историк Н. Гарсоян указывает, что, начиная со второй половины XX века, датой христианизации Армении считался 284-й год, затем ученые стали больше склоняться к 314-му. Однако более тщательные исследования, проведенные в последнее время, говорят о более поздней дате.

Как видим, дата принятия христианства Арменией на сегодняшний день окончательно не установлена, работа исследователей продолжается. Есть мнение самой Армянской церкви, которая называет 301 год.

Армянский алфавит и Библия

Принятие христианской веры явилось стимулом для появления у армян письменности. Она была необходима для того, чтобы осуществить перевод Библии и другой религиозной литературы. До этого момента христианские богослужения в Армении совершались на двух языках – сиро-арамейском и греческом. Это сильно затрудняло понимание и усвоение основ вероучения простыми людьми.

Помимо этого, был и еще один фактор. К концу IV века наблюдалось ослабление Армянского царства. Перевод Священного Писания стал необходимым, чтобы христианство смогло сохраниться в качестве господствующей религии в стране.

Во времена католикоса Саака Партева в Вагаршапате созвали церковный собор, где было принято решение о создании армянского алфавита. В результате долгих трудов архимандрит Месроп создал армянский алфавит в 405-м году. Вместе с учениками он осуществил множество переводов на армянский язык Священного Писания. Архимандрит и другие переводчики были причислены к лику святых. Ежегодно церковь отмечает день Святых Переводчиков.

Древнейший христианский храм в Армении

Главный кафедральный собор

Одним из самых значительных религиозных и культурных центров Армении является Вагаршапат. Это город, находящийся в Армавирской области. Его основатель – царь Вагарш. Город стал духовным центром армянского народа еще с начала IV века. Главная достопримечательность здесь – это Эчмиадзинский кафедральный собор. В переводе с армянского «Эчмиадзин» значит «Сошествие Единородного».

Это самый главный и один из древнейших храмов христианства, где находится престол Верхового Каталикоса. По преданию, место для его строительства было указано Григорию Просветителю самим Иисусом, откуда и взято его название.

Возведение и реставрация

Он возведен в IV–V веках, пережил массу реконструкций. Изначально в плане он представлял собой прямоугольник, а после перестройки стал собором с центральными куполами. С течением времени сооружение было дополнено такими крупными конструктивными деталями, как колокольня, ротонды, ризница, другими постройками.

Строился и перестраивался собор не одно столетие. Сначала он был деревянным, а в VII веке стал каменным. В XX веке построили новый алтарь из мрамора, им же выложили и церковный пол. Также здесь обновили и дополнили внутренние росписи.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Какие церкви можно считать истинными, т.е не еретическими? по каким основным признакам можно считать, к примеру, Армянскую Церковь истинной Церковью? Что, об этом сказано нам в священном писании?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.