Музыкальность - это музыкальная одаренность, музыкальный слух, музыкальные способности

В мире существовало и существует множество музыкальных исполнителей, но означает ли это, что каждый из них одарен и имеет способности на едином уровне с остальными? Почему одних запоминают на века, а вторых держат в голове, словно вспышку, которая через время затухнет?

Основа

Деятели любой профессии не могут стать мастерами своего дела по щелчку. Но что отличает творческую сферу от всех остальных?

Музыкальный дар - то, что невозможно обрести. Музыкальность - врожденная способность чувствовать, слышать и проникать в потайные закоулки мира гармоний и звуков.

Если по-научному: музыкальность - это одаренность, при помощи которой субъект, приложив усилия, может сформироваться как деятель искусства.

Талант включает в себя целый комплект из задатков, которые прилагаются с рождением «в подарок».

Музыкальное воспитание

Бонусы

Как уже было сказано ранее, музыкальная одаренность состоит из ряда возможностей, дающихся ребенку еще внутриутробно. Общие компоненты:

  • ощущение и восприятие;
  • музыкальный слух;
  • чувство ритма;
  • музыкальная память.

Для будущих композиторов существует отдельный список критериев:

  • фантазия;
  • музыкальный интеллект;
  • слуховое представление.

Для вокалистов, помимо хорошего слуха, главным условием являются вокальные данные. Несомненно, их можно и нужно развивать, но до какого диапазона и мощности голос можно это сделать - уже вопрос к природе.

Музыкантам-инструменталистам необходимо обладать определенным физиологическим строением кистей рук и их фаланг. Хочется сразу отметить, что этот критерий является только желаемым, но не обязательным. Существует множество примеров исключений, в которых исполнители шли наперекор природным условиям.

Стоит взять во внимание, что занятия над музыкальностью детей - очень важный и сложный процесс, но необходимый для благополучной будущей творческой карьеры.

Музыкальные занятия с детства

Как слышно?

Вопрос о музыкальном слухе, пожалуй, должен являться самым главным в этой теме. «Почему?» - спросите вы. И вот вам ответ: слух - база музыкальности.

Без музыкального слуха, даже при неимоверно приложенных усилиях, человек не сможет влиться в море звучаний и полностью нырнуть к его дну. При помощи слушания в людях проявляется способность воспринимать информацию музыкально и воспроизводить ее соответственно.

Существует 2 вида музыкального слуха: абсолютный и относительный.

Абсолют

Первый тип встречается 1 на 10 тысяч человек, если брать во внимание статистику Европы, России и США. Обладание такой одаренностью необязательно подразумевает необходимость развиваться в музыкальной сфере. Люди с абсолютным слухом также работают и в других видах деятельности, ничем не отличаясь от остальных.

Для счастливчиков с идеальным слушанием музыкальность - это сложная задача, если рассматривать вопрос с художественной стороны.

Особенность заключается в том, что при помощи одного слуха он имеет возможность определить точную высоту звука и тональность. Даже повернув его спиной к инструменту, тот за долю секунды услышит уровень ноты и скажет ее название.

Ошибки имеют место, но совсем незначительные и в редких случаях.

Плюсы подобной одаренности:

  • Полезное и очень практичное качество для музыкальных исполнителей. Особенно это дело касается профессионалов струнных инструментов (скрипка, виолончель), где вся ответственность ложится на слух музыканта, когда его игра не подкреплена темперированным (фортепианным) аккомпанементом.
  • Облегчает обучение в музыкальной грамоте. Ученикам проще писать диктанты, изучать гармонию и модуляции.
    музыканты струнные инструменты

К сожалению, как и у любого явления, есть противоположные стороны:

  • Восприятие музыки с эмоционального угла становится достаточно сложным, так как «сканер» звуков невозможно отключить. Человек, слыша абсолютно все, даже самые мизерные неточности, уже не способен в полной степени исследовать звучание с другого (чувственного) ракурса.
  • Относительное нечистое звучание может «ездить по ушам» даже во время обычной жизни, когда человек не взаимодействует с музыкой.
  • Идеальный слух может мешать освоению фонематического восприятия - устной речи, а в особенности иностранной.

Но если не абсолют?

Второй тип распространен среди многих музыкантов. Суть его заключается в том, что при помощи него можно слышать и воспроизводить звуки на правильной высоте, однако точное название ноты определить нельзя.

Развитием такого слуха занимаются на уроках сольфеджио. При должном обучении музыкант способен различать интервалы, аккорды и модуляции (переходы) в другие тональности, а также попадать в точную высоту нот (при этом даже не зная их наименования).

Для музыкально-эмоционального восприятия относительный слух прекрасно подходит. Ведь мизерные неточности не являются для него помехой.

Музыкальный слух

Другие возможности

Помимо двух базовых видов, существуют еще и другие ответвления музыкального слуха:

  • мелодический - обеспечивает ощущение мелодии или фразы в целостной форме;
  • гармонический - восприятие одновременного звучания нот (интервалов и аккордов);
  • ладовый - способность узнавать лады (лидийский, фригийский и др.), а также ладово-тональные процессы (устойчивость, неустойчивость, разрешение);
  • полифонический - возможность слышать звучания 2-х и более голосов в движении;
  • тембральный - возможность распознавать и отличать звуковую окраску голосов и инструментов.

Существует еще один интересный вид - внутренний слух. Его особенность заключается в мысленном представлении звучания нот.

Композитор Бетховен под конец жизни полностью оглох, но, тем не менее, продолжал писать. Но как? Внутренний слух сыграл свою роль, вследствие чего произведения звучали у него в голове.

Детское музыкальное воспитание

С чего начинается?

Как говорилось ранее, одаренность к миру звуков дается с рождения. Музыкальность - это часто наследственный подарок. Например, И. С. Бах получил огромный багаж таланта от родных. Однако, независимо от количества задатков, музыка - это то, над чем нужно усиленно работать. Николо Паганини - знаменитейший скрипач-виртуоз, начал свои занятия с 5 лет, когда отец заметил задатки сына.

Как же можно разглядеть возможности в детстве? Развитие музыкальных способностей рекомендуется начинать как можно раньше, но это ни в коем случае не означает, что с возрастом освоить искусство музыки становится невозможным.

Первое, на что стоит обратить внимание - то, как ребенок воспринимает звучание, может ли ощутить настроение и характер, а также проявить свои какие-либо переживания по отношению к услышанному.

Второй не менее важный пункт - возможность вслушаться, сравнить и заметить яркие и понятные (для его возраста) моменты.

Третий, пожалуй, самый главный - воображение, при помощи которого у ребенка могут возникать образы и ассоциации. Благодаря им он способен воспроизводить свои фантазии в играх, танцах и пении.

Абсолютный слух

Музыкальные исполнители

За сотни и сотни лет существования музыкального искусства оно насчитало около тысячи или даже миллиона деятелей, но чья-то одаренность и последующее ее развитие оказалось не просто успешным, а величайшим людским достоянием.

Краткий список зарубежных композиторов: Гендель, Бах, Вагнер, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен, Штраус, Лист, Верди, Дебюсси, Вивальди, Паганини и др.

Отечественные композиторы: Глинка, Бородин (по совместительству еще химик и врач), Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Кюи, Балакирев, Прокофьев, Рахманинов, Свиридов, Стравинский, Шостакович и др.

Помимо гениальных музыкантов-сочинителей, такими же талантливыми должны были быть и исполнители их произведений.

Только некоторые из гениев музыки XX-XXI столетий:

  • Дмитрий Хворостовский (баритон);
  • Муслим Магомаев (баритон);
  • Лучано Паваротти (тенор);
  • Хосе Каррерас (тенор);
  • Андреа Бочелли (тенор - слепой музыкант)
  • Мария Каллас (сопрано);
  • Анна Нетребко (сопрано);
  • Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано)
  • Тамара Синявская (меццо-сопрано);
  • Валерий Гергиев (дирижер);
  • Владимир Спиваков (дирижер);
  • Давид Ойстрах (скрипач, альтист, дирижер);
  • Яша Хейфец (скрипач);
  • Леонид Коган (скрипач)
  • Денис Мацуев (пианист);
  • Ван Клиберн (пианист);
  • Артур Рубинштейн (пианист);
  • Сергей Рахманинов (пианист);
  • Владимир Горовиц (пианист);
  • Луи Армстронг (трубач);
  • Майл Девис (трубач) и др.
    Композитор Вивальди

Как такое возможно?

Музыка - это мир, где наши глаза – это уши. Всем известен уже давний факт, что при ухудшении или вообще отсутствии какой-либо способности мозга, компенсацию за это получает другая его сфера. Потому совсем неудивительно такое явление, как слепые музыканты. Они от природы намного чаще обладают абсолютным музыкальным слухом. А также, помимо них, отличаются люди с другими особенностями, такими как синдром Вильямса и аутизма.

Одним из самых знаменитых слепых музыкантов является выше упомянутый певец Андреа Бочелли, а также пианист Арт Тэйтум и исполнитель джаза Рэй Чарльз.

В этот список следует отнести и величайшего композитора - И. С. Баха. Его глаза стали терять свою функцию с детства.

Если перечисленные ранее музыканты слепы были в связи с несчастными случаями, то ситуация Салавата Низаметдинова совсем иная. Композитор не видел с рождения, но, тем не менее, смог написать оперные сочинения.

Андреа Бочелли

Итог

Музыкальность - это щедрый подарок природы, который ни в коем случае нельзя «убирать в коробку». Его нужно использовать и модернизировать по максимуму каждый отведенный счастливчику день.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.