В мире существовало и существует множество музыкальных исполнителей, но означает ли это, что каждый из них одарен и имеет способности на едином уровне с остальными? Почему одних запоминают на века, а вторых держат в голове, словно вспышку, которая через время затухнет?
Основа
Деятели любой профессии не могут стать мастерами своего дела по щелчку. Но что отличает творческую сферу от всех остальных?
Музыкальный дар - то, что невозможно обрести. Музыкальность - врожденная способность чувствовать, слышать и проникать в потайные закоулки мира гармоний и звуков.
Если по-научному: музыкальность - это одаренность, при помощи которой субъект, приложив усилия, может сформироваться как деятель искусства.
Талант включает в себя целый комплект из задатков, которые прилагаются с рождением «в подарок».
Бонусы
Как уже было сказано ранее, музыкальная одаренность состоит из ряда возможностей, дающихся ребенку еще внутриутробно. Общие компоненты:
- ощущение и восприятие;
- музыкальный слух;
- чувство ритма;
- музыкальная память.
Для будущих композиторов существует отдельный список критериев:
- фантазия;
- музыкальный интеллект;
- слуховое представление.
Для вокалистов, помимо хорошего слуха, главным условием являются вокальные данные. Несомненно, их можно и нужно развивать, но до какого диапазона и мощности голос можно это сделать - уже вопрос к природе.
Музыкантам-инструменталистам необходимо обладать определенным физиологическим строением кистей рук и их фаланг. Хочется сразу отметить, что этот критерий является только желаемым, но не обязательным. Существует множество примеров исключений, в которых исполнители шли наперекор природным условиям.
Стоит взять во внимание, что занятия над музыкальностью детей - очень важный и сложный процесс, но необходимый для благополучной будущей творческой карьеры.
Как слышно?
Вопрос о музыкальном слухе, пожалуй, должен являться самым главным в этой теме. «Почему?» - спросите вы. И вот вам ответ: слух - база музыкальности.
Без музыкального слуха, даже при неимоверно приложенных усилиях, человек не сможет влиться в море звучаний и полностью нырнуть к его дну. При помощи слушания в людях проявляется способность воспринимать информацию музыкально и воспроизводить ее соответственно.
Существует 2 вида музыкального слуха: абсолютный и относительный.
Абсолют
Первый тип встречается 1 на 10 тысяч человек, если брать во внимание статистику Европы, России и США. Обладание такой одаренностью необязательно подразумевает необходимость развиваться в музыкальной сфере. Люди с абсолютным слухом также работают и в других видах деятельности, ничем не отличаясь от остальных.
Для счастливчиков с идеальным слушанием музыкальность - это сложная задача, если рассматривать вопрос с художественной стороны.
Особенность заключается в том, что при помощи одного слуха он имеет возможность определить точную высоту звука и тональность. Даже повернув его спиной к инструменту, тот за долю секунды услышит уровень ноты и скажет ее название.
Ошибки имеют место, но совсем незначительные и в редких случаях.
Плюсы подобной одаренности:
- Полезное и очень практичное качество для музыкальных исполнителей. Особенно это дело касается профессионалов струнных инструментов (скрипка, виолончель), где вся ответственность ложится на слух музыканта, когда его игра не подкреплена темперированным (фортепианным) аккомпанементом.
- Облегчает обучение в музыкальной грамоте. Ученикам проще писать диктанты, изучать гармонию и модуляции.
К сожалению, как и у любого явления, есть противоположные стороны:
- Восприятие музыки с эмоционального угла становится достаточно сложным, так как «сканер» звуков невозможно отключить. Человек, слыша абсолютно все, даже самые мизерные неточности, уже не способен в полной степени исследовать звучание с другого (чувственного) ракурса.
- Относительное нечистое звучание может «ездить по ушам» даже во время обычной жизни, когда человек не взаимодействует с музыкой.
- Идеальный слух может мешать освоению фонематического восприятия - устной речи, а в особенности иностранной.
Но если не абсолют?
Второй тип распространен среди многих музыкантов. Суть его заключается в том, что при помощи него можно слышать и воспроизводить звуки на правильной высоте, однако точное название ноты определить нельзя.
Развитием такого слуха занимаются на уроках сольфеджио. При должном обучении музыкант способен различать интервалы, аккорды и модуляции (переходы) в другие тональности, а также попадать в точную высоту нот (при этом даже не зная их наименования).
Для музыкально-эмоционального восприятия относительный слух прекрасно подходит. Ведь мизерные неточности не являются для него помехой.
Другие возможности
Помимо двух базовых видов, существуют еще и другие ответвления музыкального слуха:
- мелодический - обеспечивает ощущение мелодии или фразы в целостной форме;
- гармонический - восприятие одновременного звучания нот (интервалов и аккордов);
- ладовый - способность узнавать лады (лидийский, фригийский и др.), а также ладово-тональные процессы (устойчивость, неустойчивость, разрешение);
- полифонический - возможность слышать звучания 2-х и более голосов в движении;
- тембральный - возможность распознавать и отличать звуковую окраску голосов и инструментов.
Существует еще один интересный вид - внутренний слух. Его особенность заключается в мысленном представлении звучания нот.
Композитор Бетховен под конец жизни полностью оглох, но, тем не менее, продолжал писать. Но как? Внутренний слух сыграл свою роль, вследствие чего произведения звучали у него в голове.
С чего начинается?
Как говорилось ранее, одаренность к миру звуков дается с рождения. Музыкальность - это часто наследственный подарок. Например, И. С. Бах получил огромный багаж таланта от родных. Однако, независимо от количества задатков, музыка - это то, над чем нужно усиленно работать. Николо Паганини - знаменитейший скрипач-виртуоз, начал свои занятия с 5 лет, когда отец заметил задатки сына.
Как же можно разглядеть возможности в детстве? Развитие музыкальных способностей рекомендуется начинать как можно раньше, но это ни в коем случае не означает, что с возрастом освоить искусство музыки становится невозможным.
Первое, на что стоит обратить внимание - то, как ребенок воспринимает звучание, может ли ощутить настроение и характер, а также проявить свои какие-либо переживания по отношению к услышанному.
Второй не менее важный пункт - возможность вслушаться, сравнить и заметить яркие и понятные (для его возраста) моменты.
Третий, пожалуй, самый главный - воображение, при помощи которого у ребенка могут возникать образы и ассоциации. Благодаря им он способен воспроизводить свои фантазии в играх, танцах и пении.
Музыкальные исполнители
За сотни и сотни лет существования музыкального искусства оно насчитало около тысячи или даже миллиона деятелей, но чья-то одаренность и последующее ее развитие оказалось не просто успешным, а величайшим людским достоянием.
Краткий список зарубежных композиторов: Гендель, Бах, Вагнер, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен, Штраус, Лист, Верди, Дебюсси, Вивальди, Паганини и др.
Отечественные композиторы: Глинка, Бородин (по совместительству еще химик и врач), Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Кюи, Балакирев, Прокофьев, Рахманинов, Свиридов, Стравинский, Шостакович и др.
Помимо гениальных музыкантов-сочинителей, такими же талантливыми должны были быть и исполнители их произведений.
Только некоторые из гениев музыки XX-XXI столетий:
- Дмитрий Хворостовский (баритон);
- Муслим Магомаев (баритон);
- Лучано Паваротти (тенор);
- Хосе Каррерас (тенор);
- Андреа Бочелли (тенор - слепой музыкант)
- Мария Каллас (сопрано);
- Анна Нетребко (сопрано);
- Чечилия Бартоли (колоратурное меццо-сопрано)
- Тамара Синявская (меццо-сопрано);
- Валерий Гергиев (дирижер);
- Владимир Спиваков (дирижер);
- Давид Ойстрах (скрипач, альтист, дирижер);
- Яша Хейфец (скрипач);
- Леонид Коган (скрипач)
- Денис Мацуев (пианист);
- Ван Клиберн (пианист);
- Артур Рубинштейн (пианист);
- Сергей Рахманинов (пианист);
- Владимир Горовиц (пианист);
- Луи Армстронг (трубач);
- Майл Девис (трубач) и др.
Как такое возможно?
Музыка - это мир, где наши глаза – это уши. Всем известен уже давний факт, что при ухудшении или вообще отсутствии какой-либо способности мозга, компенсацию за это получает другая его сфера. Потому совсем неудивительно такое явление, как слепые музыканты. Они от природы намного чаще обладают абсолютным музыкальным слухом. А также, помимо них, отличаются люди с другими особенностями, такими как синдром Вильямса и аутизма.
Одним из самых знаменитых слепых музыкантов является выше упомянутый певец Андреа Бочелли, а также пианист Арт Тэйтум и исполнитель джаза Рэй Чарльз.
В этот список следует отнести и величайшего композитора - И. С. Баха. Его глаза стали терять свою функцию с детства.
Если перечисленные ранее музыканты слепы были в связи с несчастными случаями, то ситуация Салавата Низаметдинова совсем иная. Композитор не видел с рождения, но, тем не менее, смог написать оперные сочинения.
Итог
Музыкальность - это щедрый подарок природы, который ни в коем случае нельзя «убирать в коробку». Его нужно использовать и модернизировать по максимуму каждый отведенный счастливчику день.