Налоговое администрирование является системой управления процессом налогообложения органами государственной власти.
Под налоговым администрированием (НА) следует понимать постоянно развивающийся динамический процесс, который координирует всю работу налоговых органов в тех условиях, которые диктует современная рыночная экономика.
Налоговое администрирование - это деятельность специальных органов управления и государственной власти, целью которой является исполнение принятых законов по налогам и сборам, а также контролирование функционирования системы налогообложения.
От правильности и логичности действий в конечном итоге зависит успех или неудача бюджетно-налоговой политики отдельной страны.
К элементам налогового администрирования относятся:
- иерархия или структура налоговых органов;
- обязанности и права налоговых органов;
- установленный порядок сбора, обработки и контроля над налоговой отчетностью;
- предоставление льгот на уплату налогов и применение соответствующих санкций;
- обобщение и ведение налоговой статистики, процесс регулирования внешних налоговых отношений с государствами.
Налоговое администрирование на макроуровне должно решать такие задачи:
- анализировать макроэкономические процессы налогообложения и вырабатывать исходные данные для прогнозирования их будущего развития;
- оценивать отклонения фактических значений экономических макропоказателей от ожидаемых, выявлять причины несоответствия;
- проводить детальную (для ближайшей перспективы) и концептуальную (для дальнейшей перспективы) разработку и уточнение налогового законодательства.
Задачи НА на микроуровне:
- внедрять принятые налоговые законы;
- обеспечивать повседневную деятельность органов налоговой службы по сбору в бюджет налогов и сборов;
- разрабатывать и проводить организационные мероприятия, повышающие эффективность работы налоговых органов.
Под критерием эффективности функционирования налогового администрирования принято подразумевать мобилизацию налогов и сборов в тех объемах, которые соответствуют научно-обоснованным при минимизации затрат на поддержание функционирования налоговой системы данного государства.
Налоговое администрирование в условиях современности должно непрерывно следить за такими процессами:
- устойчивым ростом уровня мобилизации налогов;
- созданием прозрачной и справедливой системы НА, в которой предусмотрено сокращение издержек плательщиков налогов на качественное исполнение налогового законодательства и созданием для них максимально удобных условий для уплаты налогов;
- обеспечением равных и справедливых условий налогообложения для таких юридических лиц, которые работают на одном объекте хозяйственной деятельности.
Принципы налогового администрирования
Сегодня НА базируется на следующих основных принципах:
- справедливость;
- прозрачность и предсказуемость;
- эффективность.
Анализируя тенденции развития НА, можно заключить, что для достижения максимального эффекта и устойчивости налогового потенциала следует проводить комплексное реформирование трех взаимосвязанных составляющих — системы бюджетирования, налоговой политики государства и налогового администрирования.
В последнее время были проведены широкомасштабные мероприятия по реорганизации деятельности в органах налоговой службы и осуществлена разработка интегрированной модели функционирования налоговых органов. Особое внимание уделено воплощению в практику принципа самоначисления как такого механизма, который соответствует налоговой системе развитых стран мира. Если большой процент плательщиков налогов добровольно не выполняет своих обязательств перед государством, то налоговая система не в состоянии успешно справляться со своими обязанностями. Налоговое администрирование будет эффективно только в том случае, если оно основано на понятной нормативно-правовой базе, налаженной технологии работы, а также четком представлении налогоплательщиков о том, что они могут ожидать от системы налогообложения.