ОАО «Авиакомпания «Внуковские авиалинии» прошла регистрацию в государственных органах 31.03.1993 и базировалась в аэропорту Внуково в доме 12 по улице Рейсовой. Фактические полеты компания стала осуществлять в мае 1993 года, достигнув стабильности в перелетах к 1994 году. За первый год численность персонала выросла до 3300 человек. К концу прошлого века парк авиационной техники Акционерного Общества насчитывал 59 воздушных судов.
История создания
Указом Президента от 28.11.1991 № 242, вновь созданному Министерству транспорта РСФСР было передано все имущество Министерства Гражданской Авиации СССР, а 10 апреля следующего года составлен акт о прекращении существования упраздненного Министерства. С этого момента прекращается сквозное руководство и каждое из имевших место Управлений гражданской авиации переименовывается в территориальную авиалинию. Таким образом, предприимчивыми управленцами создаются мелкие авиакомпании на базе авиаотрядов, а компания «Внуковские авиалинии» формируется из основных средств и специалистов Внуковского авиаотряда.
Техническое оснащение
На заре возникновения, в рамках преемственности, компании досталось 58 единиц техники, в том числе:
- 22 летательных аппарата марки ИЛ-86;
- ТУ-154Б, ТУ-154М в количестве 23 единиц;
- ЯК-42Д – 3 штуки.
С 1993 года на базе аэропорта Внуково начинаются испытания сверхсовременного самолета ТУ-204, а 23.02.1996 этим воздушным судном совершен первый перелет из Москвы в Минеральные Воды. Впоследствии у российской авиакомпании «Внуковские авиалинии» появится еще 4 самолета ТУ-204 и 1 лайнер ТУ-204С.
К моменту прекращения существования компании, ее техническая оснащенность составляла:
- 18 аппаратов ИЛ-86;
- 16 единиц ТУ-154 нескольких вариаций;
- 2 штуки ТУ-204.
Часть самолетов была разобрана на металлолом, а некоторые более современные средства вошли в воздушный флот авиакомпании «Сибирь».
Статистика перевозок
За период существования «Внуковскими авиалиниями» было налажено 66 сообщений. Регулярными из них стали 35 маршрутов. Перелеты осуществлялись в города: Алматы, Архангельск, Красноярск, Курган, Магадан, Нижневартовск, Полярный, Санкт-Петербург и еще в 27 населенных пунктов. Компания стала крупнейшим перевозчиком России, осуществляющим чартерные зарубежные маршруты в Австрию, Болгарию, Грецию, Египет, Испанию, Италию, Эмираты, Таиланд, Турцию, Хорватию.
В 1996 году, расположенное в г. Москве, ОАО «Внуковские авиалинии» достигло следующих результатов:
- пассажирооборот – 4 501 702 тыс. пасс. км/1932,7 тыс. чел;
- грузооборот – 453 147 тыс. тн/км;
- перевозка грузов – 12 750 тонн;
- доставка почтовой корреспонденции – 1645 тонн;
- коммерческая загрузка – 64,1 %.
Крах компании
Через несколько лет непрерывной работы основным держателем акций авиакомпании «Внуковские авиалинии» стал «Российский авиаконсорциум», основанный в 1995 году, который специализировался на разработке и последующем руководстве гражданских проектов авиастроения. Высока заслуга авиаконсорциума в модернизации самолета ТУ-204 для грузовых перевозок.
В 1997 году руководство компании решило поглотить нескольких конкурентов, в том числе известного авиаперевозчика ОАО «Сибирь». Попытка не увенчалась успехом. Кроме того, в 1999-м авиакомпании поменялись местами, и уже «Сибирь» готовилась к поглощению недавнего фаворита авиаперевозок. Было принято решение объединить две компании, провести эмиссию акций и осуществить выгодный взаимообмен. Однако, собственников ни с той, ни с другой стороны не устроила кандидатура руководителя и переговоры по слиянию приостановились. В 2001 году компании вернулись к обсуждению возможного объединения и встали на путь банкротства истерзанной кризисом авиакомпании с целью получения ОАО «Сибирь» воздушного флота «Внуковских авиалиний» и полного контроля над ним.
Поглощение компании
После приобретения статуса банкрота, оглашенного решением Московского арбитражного суда, и завершения процедуры конкурсного управления, компания прекратила свое существование с юридической стороны. По результатам банкротства компания «Сибирь», ставшая неофициальным преемником должника, не обязана была выполнять ни одно из кредитных обязательств. Это, так называемое, "бархатное" поглощение оказалось выгодно обеим сторонам. На собрании акционеров было озвучено решение о переходе укрупненной компании на единую акцию с долей государства – 25 %.
После того как «Внуковские авиалинии» ликвидируют, авиакомпания «Сибирь» оплачивает большую часть долгов. Становясь основным кредитором, она получает весь воздушный транспорт банкрота, управляет маршрутами и контролирует выручку. Получив квоты на большинство маршрутов бывшего конкурента, «Сибирь» вынуждает компаньона прекратить полеты. А в апреле 2002 года «Внуковские авиалинии» практически прекращают свое существование, в связи с отзывом лицензии на авиаперевозки.
Грубая посадка
25.12.1993 судно ТУ-154, выпущенное в 1978 году и принадлежащее «Внуковским авиалиниям», совершало внутренний регулярный пассажирский рейс из Москвы в Грозный. На борту находилось 172 человека, в том числе 7 членов экипажа. Из-за плохой погоды пилоты воздушного судна не смогли совершить мягкую посадку. Однако никто из присутствующих на борту серьезно не пострадал. Из-за неудачного приземления самолет получил серьезные поломки, был списан с баланса ОАО, оставлен в аэропорту Грозного и больше никогда не взлетал. 30.11.1994 во время чеченской кампании ТУ -154 был уничтожен в результате российского авиаудара.
Трагедия в аэропорту Лонгйира
29.08.1996 лайнер ТУ-154 осуществлял чартерный перелет из международного аэропорта Внуково. Во Внуково взлетевший самолет так и не вернется. Позже виновником трагедии назовут экипаж. При заходе на посадку в норвежском аэропорту Лонгйир были плохие метеоусловия, шел дождь. Экипаж несколько раз запрашивал посадку на десятую полосу, но из-за трудностей перевода был направлен на заход с противоположного направления. Выворачивая на разрешенную полосу, воздушное судно столкнулось с горой архипелага Шпицберген на высоте 907 метров. Все пассажиры и члены экипажа в количестве 141 человека погибли.
Террористический захват
11.11.2000 самолет ТУ-154, направлявшийся из Махачкалы в Москву, захватил террорист. Его единственным требованием было изменение курса. Конечной точкой маршрута захватчиком был выбран Израиль. Экипаж вынужден был выполнить требования террориста, и воздушное судно отклонилось от маршрута. Приземление осуществили на военной базе Израиля, где захватчик сдался. Жертв из 59 человек, находившихся на борту, удалось избежать.
Чеченский след
15.03.2001 борт ТУ-154, следующий из Стамбула в Москву, попал под влияние чеченцев – террористов. Трое угонщиков, самому младшему из которых было 16 лет, потребовали доставить их в Саудовскую Аравию. Целью угона было, по словам главаря, обращение внимания всего мира на проблемы Чечни. Экипаж попробовал запросить аварийную посадку, но террористы пригрозили убить всех. Чтобы подавить волю пассажиров и пилотов, террористы угрожали устроить на борту взрыв, и представили на всеобщее обозрение муляж взрывателя. Преступники предупреждали о четвертом человеке, затаившемся среди пассажиров и спрятавшим бомбу на себе. Впоследствии это утверждение не подтвердилось. Пролетев над Турцией, Кипром и Египтом, самолет, топливо которого подходило к концу, был вынужден приземлиться в международном аэропорту Медина. Долгие переговоры террористов и властей не привели к результату. За время нахождения в аэропорту части пассажиров удалось сбежать, а в последние минуты перед военной операцией пилоты получили указание покинуть кабину самолета. Штурм лайнера проводил саудовский спецназ. По результатам операции был убит главарь террористов, спасены 173 человека, погиб один из присутствующих на борту пассажиров и стюардесса Юлия Фомина, именем которой позже был назван захваченный самолет.